Главный банкир Америки
«Еврейские Новости»
Будущий бессменный глава Федеральной резервной системы (ФРС) США с 1986 по 2006 годы Алан Гринспен родился 6 марта 1926 года в Бруклине, в семье еврейских иммигрантов (отец — из Германии, мать — из Польши). Из талантов, проявившихся в детстве и юности, были два, которые повлияли на всю его дальнейшую жизнь. В пять лет мальчик свободно оперировал в уме трехзначными цифрами, а воспитание в музыкальной семье матери сделало из него кларнетиста и саксофониста.
После школы Гринспен в течение года зарабатывал на жизнь, гастролируя по стране с джаз-оркестром. Затем сын бруклинского брокера поступил в Нью-Йоркский университет, где изучал экономику, потом учился в аспирантуре Колумбийского университета и, наконец, решился открыть собственный бизнес — консалтинговую компанию «Таунсенд-Гринспен и Ко» на Уолл-стрит.
Диссертацию, посвященную практике регулирования финансовых механизмов государства, Алан Гринспен защитил гораздо позже, в 1977-м, когда Джимми Картер отправил нетривиально мыслящего финансиста в отставку с поста экономического советника при президенте США.
В 1981-м Гринспен вновь востребован государством — в администрации Рональда Рейгана он возглавил комиссию по реформе системы социального страхования. Работал еще в нескольких комиссиях и после внезапного ухода в отставку тогдашнего председателя Федеральной резервной системы Пола Уолкера занял освободившееся место.
Интересно, что, вступая на высокий государственный пост, не допускающий конфликта интересов, Гринспен ликвидировал свою консалтинговую компанию, покинул «доходные места» в нескольких советах директоров: в «Чейз Манхэттен банк», в алюминиевой корпорации Alcoa, нефтяной компании Mobil и в продовольственной — General Foods. Его зарплата в то время была самой низкой среди глав центробанков стран «большой семерки» — около 170 тысяч долларов в год.
Гринспена можно обвинять в политической конъюнктуре, но что признают как многочисленные друзья, так и недруги — его профессиональное чутье, дающее возможность иногда работать на опережение, делать прогнозы, в ожидании которых замирали рынки, биржи, банки. Кстати, сегодня уже не секрет, где именно всемогущий Алан Гринспен принимал свои судьбоносные решения. В ванной.
Во исполнение своей многолетней причуды он просыпался ежедневно в пять тридцать утра, садился в ванну и полтора часа под шум льющейся воды работал: читал документы, думал, записывал. Волны из его ванной «расходились» затем по всему миру...
Простоявший у руля финансовой системы США почти 20 лет, Гринспен умудрялся поставить на службу государству даже собственный финансовый интерес (а не наоборот!) В 1990-х, перед публикацией одного из ежегодных отчетов (требуемых законом) о личных финансовых вложениях, Гринспен продал имевшиеся у него акции и на вырученные деньги купил государственные облигации. Эта новость сбила цену акций, подняла цену госбумаг, а рынок успокоился.
Часто подумывая о том, что на посту главного банкира супердержавы следует «перестать быть слишком точным», Гринспен выработал своеобразную манеру подачи собственных мыслей. Общение с журналистами стало заканчиваться словами: «Если я кажусь вам достаточно ясным, тогда вы меня неправильно поняли». С годами речь банкира стала настолько осторожной и неоднозначной, что даже его будущая жена не поняла с первого раза, что он делает ей предложение.
В последний день января 2006 года подчиненные торжественно проводили своего многолетнего шефа «на покой» и даже подарили ему на память кресло, в котором он сидел в своем кабинете. Но готов ли был Гринспен стать пенсионером? Сейчас он пишет книги и читает лекции. За последнюю книгу ему заплатили восемь миллионов долларов — немногим меньше, чем за воспоминания папы римского Иоанна Павла II.
Алан Гринспен оставался бессменным главой ФРС при четырех президентах США, демократах и республиканцах. В нем ценили прежде всего то, что конгрессмен от штата Техас Фрэнк Айкард назвал способностью знать, «сколько болтов с плоскими головками используется при сборке автомобиля шевроле и что будет с американской экономикой, если три из них перестать закручивать». А когда сегодняшнего президента США Джорджа Буша-младшего спросили, что он будет делать в первую очередь в случае возникновения чрезвычайной экономической ситуации, он ответил: «Немедленно свяжусь с Аланом Гринспеном».
17.03.2008 11-01
|