«Я очень счастливый человек», — Филипп Котлер, владелец Kotler Marketing Group
Ведомости
Именно из книги Котлера Marketing Management, впервые переведенной на русский язык в 1980-х, жители СССР узнали о существовании маркетинга. Посетив Москву, 77-летний профессор провел многочасовой мастер-класс, посоветовал отправить президента Mirax Group в полет на ранце с пропеллером и пообщался с журналистами
Котлер приехал в Россию по приглашению компании «Институт Адама Смита», чтобы провести мастер-класс «Новая эра маркетинга». На него в «Марриотт гранд отеле» собралось 240 директоров по маркетингу и бренд-менеджеров, заплативших за участие по 1199 фунтов. Профессор честно признался им, что в последнее время мало занимается практическим маркетингом и российские компании никогда не консультировал, хотя и приезжал в Россию с лекциями пять раз, последний раз — в 2006 г. Тем не менее в числе клиентов, с которыми он работал последние три года, Котлер называет Samsung, General Electric, Hyundai и Sony.
Повторение пройденного
Однако на семинаре он говорит не об этих кейсах, а о важности новых медиа и современных технологий: «Компании, которые не берут их в расчет, через три года перестанут существовать». Он повторяет, что маркетингом в компании должен заниматься не один отдел маркетинга, а все отделы, включая топ-менеджеров. К традиционным четырем «P», составляющим комплекс маркетинга, — price, product, promotion, place — он считает необходимым добавить еще одно — так называемую систему PENCILS. Это изобретенная Котлером аббревиатура от publications, events, news, сommunity, identity, lobbysm, social investments), т. е. всего, что имеет отношение к общественным связям и публичному имиджу.
Еще профессор дает советы, как маркетологам строить отношения с другими департаментами, не вступая в войну.
Участники мастер-класса говорили мне, что читали похожие рекомендации в книгах Котлера, но такое «повторение пройденного» всегда полезно услышать. И вставали в очередь за автографом с последней книгой профессора в русском переводе.
На пресс-ужине в ресторане «Русский погребок» Котлер появился оживленный, как будто и не было ночного перелета из США, семичасового мастер-класса, ответов на вопросы и раздачи автографов. Поговорить об имидже бренда и его влиянии на развитие бизнеса гуру позвали маркетологи строительной компании Mirax.
Котлер вежливо нахваливал креатив последней рекламной кампании девелоперов — с призывом мстить главе компании, правда назвав его слишком смелым. Очень удивился, что владельца Сергея Полонского не взяли в космонавты из-за высокого роста: «Он не поместился в космический корабль?» По его словам, креативный глава компании — большой плюс для бренда и именно на этом должны строиться маркетинговые коммуникации Mirax. Котлер предложил запустить его летать над Москвой, прицепив специальное устройство — ранец с пропеллером: это тоже очень креативно.
Сотрудничать с Mirax на долгосрочной основе Котлер пока не планирует. «Я только сегодня узнал о существовании этой компании», — признается он мне. Гонорар Котлера за двухчасовой консалтинг между карпачо из лосося и сливочным десертом составил около $100 000, рассказал сотрудник Mirax.
Чикагский мальчик с украинскими корнями
Отец Котлера был рабочим в прачечной города Бердичева Житомирской области. Он эмигрировал с Украины после революционных событий 1917 г. «Если бы мои родители не уехали в США, я бы говорил с вами по-украински», — шутит Котлер. Сам он родился в Чикаго в 1931 г., магистерскую степень по экономике получил в Чикагском университете, степень доктора философии — в Массачусетском технологическом институте. Причем учителями Котлера были два самых известных американских экономиста: профессор Чикагского университета Милтон Фридман, преподававший основы свободной экономики, и нобелевский лауреат по экономике Пол Самуэльсон, сторонник теории Мейнарда Кейнза. «Но я был разочарован, потому что их экономическая теория говорила только о ценах, а не о продажах, рекламе, продвижении продукта или пиаре», — добавляет он сейчас. Этот пробел Котлер решил восполнить, написав работу о «парадигмах современного маркетинга».
Его первая книга — Marketing Management (в России издается под названием «Маркетинг. Менеджмент») вышла в 1967 г. «После этого люди стали называть меня отцом современного маркетинга, хотя, конечно, принципы этой науки были заложены до меня», — признается Котлер. Сам он считает основателем маркетинговой теории Питера Друкера, заявившего в 1950-х, что компания должна строиться вокруг потребителей, а самая важная функция маркетинга — инновации.
У профессора три дочери, девять внуков, есть правнуки. «Я очень счастливый человек — очень доволен своей работой, женой, семьей, моим университетом, — рассуждает он. — Знаю, что работа многим приносит неприятности, у меня же нет таких проблем». Оборот Kotler Marketing Group не раскрывается. По данным компаний, интересовавшихся сотрудничеством с Котлером, профессор оценивает час своей работы в $50 000. Помимо руководства компанией имени себя Котлер занимает должность профессора международного маркетинга Высшей школы менеджмента Дж. Л. Келлога при Северо-Западном университете.
Советы Котлера
Жизнь Котлера жестко структурирована, как и его книги: два месяца в год он читает лекции по всему миру, три месяца преподает в университете, еще пять — занимается исследованиями и пишет книги. «А то время, что остается, провожу с семьей, отдыхаю, развлекаюсь», — говорит он во время перерыва перед десертом.
В прошлом году Котлер закончил книгу о маркетинге в сфере здравоохранения: «Я хотел помочь медикам и медицинским учреждениям лучше обслуживать пациентов». Теперь он изучает проблему бедности: «Во многих странах мира складывается ужасающая ситуация: люди настолько бедны, что не могут купить себе еды. Я пытаюсь понять, какую поддержку мы можем оказать таким людям, чтобы побудить их стать предпринимателями, создать небольшие компании и выкарабкаться из нищеты».
На вопрос, не жалеет ли он о каких-либо рекомендациях, данных компаниям, по прошествии времени, Котлер уверенно отвечает, что таких ошибок не совершал. «Жалею лишь о том, что некоторые компании не следовали моим советам: это очень большая проблема консультантов — не только дать совет, но и суметь убедить реализовать предложенное». В качестве успешного примера он приводит корейских клиентов: «[Samsung] хотела вырваться в лидеры в продажах телевизоров и мобильных телефонов, обогнав Sony. Вместе с группой корейских консультантов я разработал стратегический план, предложив сделать ставку на дизайн, — очень хороший проект, клиент остался очень доволен. Hyundai я посоветовал сделать такую же хорошую машину, как Lexus, но дешевле. Они постарались это выполнить».
«Российские эксперты по маркетингу должны лучше [иностранцев] справляться со своей работой, потому что они знают, как здесь делаются дела, знают российскую [деловую] культуру, — говорит под конец беседы Котлер. — Можно нанять иностранцев в качестве консультанта, только вот они не обязательно дадут правильный совет. Все помнят бывшую Swiss Airlines? Старая швейцарская компания последовала совету McKinsey скупить акции во всех мелких авиалиниях, а когда дела в авиаиндустрии пошли плохо, Swiss Airlines рухнула».
03.06.2008 15-39
|