Режиссерская версия
Maria Claire
Пусть он уже совсем седой, но огонь в глазах и энтузиазм выдают в нем юношу или даже ребенка. Правда, в данном случае речь идет об одном из самых успешных детей в мире - 66-летнем Стивене Спилберге. Как признается режиссер, свой почтенный возраст он все же ощущает: когда речь заходит о его старых лентах, воспоминания уже не так ярки. Хотя дело здесь скорее не в плохой памяти, а в том, что Спилберг смотрит в будущее, а не в прошлое.
- У вас всегда была эта страсть к созданию кино?
- Я был так молод, когда впервые увлекся им! Моей первой картиной стал двухминутный вестерн. Я не знал, что мне нравится, не понимал, почему так раздражен и недоволен своей жизнью, и искал, чем бы себя утешить, пока не нашел кинокамеру. Результаты меня поразили. Я посмотрел свой вестерн, в котором 12-летние мальчишки бегали в ковбойский шляпах, стреляя друг в друга из пистолетов, и внезапно ощу¬тил себя счастливым. На моем лице расплылась улыбка. Я понял, что хочу сделать еще один такой фильм и еще один, и еще один.
- Складывается впечатление, что в вас по-прежнему живет очень бойкий и любопытный ребенок. Бывает ли так, что вы боитесь его потерять?
- Нет. Он никогда не давал мне ни малейшего намека на то, что ему необходим отпуск. Даже когда я работал над очень серьезными фильмами вроде «Списка Шиндлера», «Амистад» или «Войны миров», внутренний ребенок, возможно, не был на переднем плане, но я всегда на него полагаюсь, чтобы осознать, чего на самом деле боюсь. И он очень помогает мне, когда необходимо увеличить уровень напряженности, саспенса или страха. Ведь дети часто и многого боятся.
- Известно, что перед стартом каждого проекта вы изрядно переживаете. Почему?
- Всегда существует первый раз. И мы все как бы снова оказываемся девственниками, начиная новый фильм. Поверьте, даже применив весь мировой опыт, невозможно подготовить кого-либо к их первой или двадцать первой, или пятьдесят первой картине. Это просто невозможно. Думаю, что режиссеры 30-х или 40-х годов прошлого столетия не были так откровенны, как мы сейчас. Мы любим говорить об «изнанке». Но если бы Джон Форд честно рассказывал о своей работе, он бы поведал нам, что ему стоило огромных усилий скрывать собственные сомнения и переживания перед съемками нового фильма. Все мы из одного теста. Не имеет никакого значения, ирландец ты, француз, новозеландец, японец или китаец -все мы братья и сестры по самоощущениям в первый день съемок. И мы стараемся изо всех сил скрыть свою тревогу. Но я не знаю как. Актеры смотрят на меня, вспоминают все мои киноработы, видят мое поведение на площадке и - я уверен - вопрошают про себя: «Он действительно снял эти фильмы? Потому что кажется, что он вообще не представляет себе, что и как делать».
- Разве не помогают мысли о всех ваших достижениях?
- Не знаю, как это может мне помочь. Это уже в прошлом. Мне столько всего еще нужно успеть! Не вижу никакого смысла оглядываться. Последний раз я это делал, когда внук попросил меня посмотреть «Инопланетянина» вместе с ним. Да я и не хотел, чтобы он смотрел этот фильм один, потому что в ленте много страшных сцен - а ребенку всего четыре года.
- Вы можете заранее предугадать, будет ли картина успешной?
- Ну... кто мог подумать, что зрители будут смотреть «Челюсти»? Я снимал фильм, отставая на три месяца от графика и в пять раз превышая бюджет. Все считали, что это будет провал. Меня, 26-летнего безответственного режиссера, голливуд¬ские студии просто допекали. Никто не подозревал, что зрители полюбят ленту. Со временем ты теряешь видение своей работы, потому что находишься очень близко к ней. И твой взгляд возвращается к тебе только тогда, когда фильм предстает на суд зрителей.
- Но разве у вас нет четкого понимания, СНЯЛИ ЛИ вы хорошую ИЛИ плохую картину?
- Я прохожу через все то же самое, что и остальные режиссеры: в понедельник мне кажется, что я снял лучшую свою картину, во вторник - самую худшую из всех, в среду - нечто среднее. Если же удается посмотреть фильм в кинотеатре, и меня он устраивает на 75%, это уже достижение.
- В прошлом году в прокат вышла ваша первая работа в 3D, мультфильм «Тинтин». Как вы относитесь к этому направлению?
- Я не считаю, что трехмерное изображение уместно использовать в каждом фильме. Есть ряд картин, которым данный эффект добавляет глубины восприятия. Другие же ленты он лишает интимности. Вчера у меня была беседа на эту тему о мелодрамах. Существует особый вид любовной истории, которую я бы никогда не снимал в 3D, например, о двух людях в одной комнате, но вот «Доктора Живаго» мог бы снять. Все зависит от сюжета. Другой аспект, который должен быть уравновешен в будущем, это стоимость билетов: мне бы хотелось пойти в кино и иметь возможность выбора между 2D и 3D за одинаковую цену. Следуют выделить из этого ряда технологию ІМАХ - из-за особых впечатлений, которые она дарит зрителю, из-за залов и невероятных экранов, на которые тратятся сотни миллионов долларов. Вот это стоит дополнительных пяти баксов, но идти в кино и переплачивать за просмотр в 3D, по-моему, неправильно.
- Нужно ли вам адаптировать свой стиль работы для съемок в 3D?
- Когда я готовлю сцену к съемкам (и так делаю всю свою карьеру), то закрываю один глаз. Потому что именно таким я увижу фильм на экране - план станет плоским. Но если я продолжу снимать в 3D, мне придется научиться держать оба глаза открытыми.
- Что, на ваш взгляд, самое сложное при создании фильма?
- Согласиться на съемки нового про¬екта, в то время как можно легко снять сиквел своих уже завоевавших успех лент. Но я всегда предпочту создать что-то новое и потерпеть провал, чем преуспеть в уже сделанном. Вызов - это, например, адаптировать цифровое изображение динозавров в «Парке Юрского периода». Мы думали: «Если это не сработает, студия Universal потеряет десятки миллионов, а мы, наверное, никогда больше не получим работу в этом городе». Быть первопроходцем страшно, но это основополагающая вещь для меня.
- Кроме создания фильмов, что было самым сложным в вашей карьере?
- Да видит Бог, воспитание семерых детей. И работа режиссера не идет с этим ни в какое сравнение. Если бы у меня был один ребенок, кино бы перевесило, но семеро - да бросьте! Вряд ли что-то может быть тяжелее этого!
06.06.2012 11-13
|