Чудеса и провалы израильского образования
forumdaily.com
Бывший украинский пионер с красным галстуком, он отслужил в штабе военной разведки ЦАХАЛа, получил степень магистра в Иерусалиме и в свои 32 года уже успел поработать в офисах Биньямина Нетаниягу и Авигдора Либермана. Сегодня советник министра образования Израиля Алексей Цесарский откровенно говорит о мифах израильской системы образования и о том, как Израилю покончить с детсадовским «пиратством» и догнать школьников Ирана по математике.
Как и чему учат в Израиле — об этом сложены легенды и мифы. С одной стороны, сотни тысяч евреев уезжали из разваливающегося СССР «ради детей» — с надеждой, что уж в продвинутой еврейской стране их детки вырастут самыми умными, талантливыми и без всякой дискриминации. С другой стороны, реальность ошарашила «русских» израильтян школьной вседозволенностью, культом свободы ученика, низким уровнем требований и нагрузок, проблемами вхождения «русских» учеников в ивритскую среду.
Добавьте к этому периодические забастовки учителей, нежелание ультрарелигиозных школ изучать естественные науки и отказ арабских школ от изучения гимна страны и истории сионизма — и мы получаем кипящий котел проблем. Из него непонятно каким образом еще появляются Нобелевские лауреаты старой закалки, но каждый год юные израильтяне проигрывают сверстникам из Ирана на всех мировых олимпиадах по математике и физике.
О современном состоянии израильской системы просвещения мы говорим с Алексеем Цесарским — советником министра образования Израиля Гидеона Саара. Алексей — сам продукт этой системы и живой пример вхождения «русской» молодежи посредством образования в элиту Израиля.
Родители привезли его 10-летним из Киева в 1990 году. Алексей учился в государственно-религиозной школе в Акко, а затем в безбашенно-свободной школе одного из кибуцев. В армии Цесарский стал первым «русским» из алии 90-х годов, отобранным в штаб военной разведки. Затем — первая и вторая степени по международным отношениям в Еврейском университете Иерусалима, работа советником премьер-министра Израиля по связям с русскими СМИ, работа с Авигдором Либерманом в бытность того министром стратегического планирования.
С 2010 года Алексей Цесарский — правая рука министра образования по всем вопросам, связанным с «русскими» израильтянами и странами бывшего СССР. Недавно Алексей вернулся из поездки по Соединенным Штатам, куда он был приглашен Госдепартаментом США для изучения системы выборов и демократических институтов.
– Алексей, школьники Израиля «не простят» вам досрочного начала учебного года в августе и сокращения летних каникул.
– Зато родители скажут спасибо. Мы начали год на пять дней раньше 1 сентября, чтобы восполнить пропуски в занятиях. Мы живем в еврейской стране и не должны слепо держаться за дату 1 сентября. В середине сентября уже начинаются еврейские осенние праздники — и снова каникулы, поэтому мы хотим, чтобы дети успели поучиться до Рош ха-Шана.
Да и родители изнывают от летних каникул. В конце августа уже нет детских лагерей, и для многих родителей это реальная проблема — куда отправить ребенка во время рабочей недели? У нас по зданию Министерства образования в августе носились десятки детей — от безысходности их привели на свое рабочее место сотрудники министерства. Наша цель — сократить летние каникулы. Я не исключаю, что в дальнейшем мы сдвинем начало учебного года и на 20 августа.
– Как вам удалось начать учебный год без очередной забастовки?
– Не скажу, что это заслуга только министра Гидеона Саара, но все как-то подтянулись. Важно, что было подписано соглашение с профсоюзом учителей старших классов, который раньше и был зачинщиком забастовок. С их лидером было тяжело договориться, но Саар сумел. Учителям была поднята зарплата на 50%, увеличилось число часов преподавания, причем в маленьких группах, поэтому их называют «частными уроками за счет государства».
– Правительство широко рекламирует как свою заслугу программу резкого увеличения детских садов и создание бесплатных садиков для детей 3–4 лет. Что же сделано на самом деле?
– В феврале 2012 года были выделены 1,3 млрд шекелей (300 млн долларов) на эту программу. Мы бы, конечно, не успели построить сотни садиков за полгода. Но мы дали субсидии и разрешения для пятисот частных садиков, которые стали как бы государственными. Многим родителям удобна система, при которой дети находятся в субсидируемых нами частных садиках, которые, как и государственные, работают до 14 часов, а за часы «продленного дня» родители уже доплачивают садику сами. И конечно, в 2013-м мы продолжим строить новые детские сады.
– Кстати, для «русских» израильтян частные сады — это популярный бизнес…
– Но, к сожалению, эти детские сады в 90% случаев нелегальные — пиратские. По правилам, детские учреждения, имеющие до 10 детей, не обязаны регистрироваться. Многие «русские» садики, даже имея 10 и более детей, не сообщают нам о себе. Они не показывают нам свою программу, мы не контролируем уровень их педагогов.
– Как им перестать быть «пиратами»?
– Надо просто получить разрешение от отдела образования в мэрии и работать по программе министерства. У нас прописаны все детали, включая то, из чего должна быть сделана крыша садика. Это делается для безопасности детей.
– Школьной традицией стали поездки подростков в Польшу для изучения истории Холокоста. Но с недавних пор посещение бывших лагерей уничтожения стало доступно только для детей из богатых семей. Чем может помочь Минпрос?
– Мы сделали единую цену в 5400 шекелей (1 350 долларов) и создали четко прописанную систему субсидий, которые покрывают до 80% стоимости поездки для детей из малообеспеченных семей.
– Грустная цифра: только половина школьников Израиля успешно сдают экзамены на аттестат зрелости. Как мы дошли до таких низких показателей?
– Если вычесть учащихся ультрарелигиозных школ, которые почти не сдают экзамены на «багрут» (аттестат зрелости), то в еврейском нерелигиозном секторе более 70% старшеклассников успешно сдают выпускные экзамены. И многие досдают эти экзамены после школы — например, в армии или после службы. Любопытный факт: наибольшее число проваленных экзаменов — именно по математике.
– Кстати, почему Израиль всегда проигрывает Ирану на олимпиадах по математике? Как получилось, что евреи перестали быть математиками?
– Да, были неважные результаты участия молодых израильтян в таких соревнованиях. Но пару лет назад Минпрос выделил особый бюджет на подготовку старшеклассников для участия в мировых олимпиадах по четырем предметам: химия, физика, математика и робототехника. Этим занимаются специалисты из Института Вейцмана. И уже видны результаты — с 50-го места в мире мы поднялись на 23-е и 17-е места. Да, Иран обгоняет Израиль, но он тоже не на первых местах. Надо растить молодые таланты не в 11–12 классах, а отбирать и готовить их с 8–9 классов.
– Какое место занимают «русские» израильтяне среди наиболее талантливых и умных детей?
– Точной статистики нет, но могу сказать, что в любой сборной на олимпиадах есть несколько «русских» имен. Например, тренер сборной Израиля по математике — Лев Радзиловский. И много других тренеров являются также выходцами из бывшего СССР, да и специалисты из Института Вейцмана — тоже русскоязычные.
«Русские» школьники поднимают планку успешной сдачей экзаменов на аттестат зрелости. Они абсолютно не отстают от уроженцев страны. Может, чуть-чуть отстают по ивриту, но зато опережают по английскому.
– Растет доля пожилых среди учителей Израиля, кто идет им на смену?
– Раньше были невысокие требования к поступлению в педагогические колледжи и низкие зарплаты. Гидеон Саар взял курс на улучшение качества учителей. Чтобы привлечь более сильные кадры, были резко увеличены зарплаты и улучшены условия их труда. Прогресс мы видим уже сейчас: если раньше на учительские факультеты поступали 6 000 человек, для которых было 6 000 мест работы, то сегодня уже 18 000 желающих стать учителями. И мы можем выбирать лучших, поднимая уровень будущих учителей.
– При посещении школьных классов появляется ощущение балагана и вседозволенности, кажется, что израильские дети — какие-то безбашенные…
– Израильский подход к детям абсолютно другой. Да, дети в Израиле более распущены, чем в других странах. И мы с этим стараемся бороться. Приняты директивы, чтобы дети вставали при входе учителя в класс. Мы дали возможность серьезнее наказывать провинившихся — все это по усмотрению директоров школ. Ввели единую форму, что облегчает задачу родителей и уменьшает социальные различия.
Замечу, что в Израиле есть закон о правах ребенка, согласно которому кричащего и мешающего учителю и одноклассникам ребенка нельзя выставить из класса. Может, пора изменить этот закон.
– Вспоминается ли сионизм в системе образования?
– С этого учебного года введено изучение гимна и поднятие государственного флага в школах, чтобы сделать образование более патриотичным и сионистским. Кстати, именно нынешний министр ввел экскурсии школьников в Хеврон, в пещеру праотцев и праматерей еврейского народа, несмотря на протесты левых политиков. Также было в несколько раз увеличено число школьных экскурсий в Иерусалим.
– Два сектора: ультраортодоксы (харедим) и арабы — давно стали «государством в государстве». Как они участвуют в системе образования?
– Наши учебные программы адаптированы под эти сектора. Харедим ничего не делают без разрешения раввинов, а арабы — без своих общинных лидеров. Но и арабов обучают истории сионизма и создания Государства Израиль.
– Но ведь харедим крайне мало изучают светские науки…
– Да, они почти не изучают светские предметы. Что поделать — есть сложившийся статус-кво. Они видят в изучении Торы весь смысл жизни. Единственный инструмент нашего воздействия на них — мы можем их наказывать шекелем. Например, не будем их финансировать. Замечу, что все ультрарелигиозные школы — частные, но с государственными субсидиями.
Раньше у нас были 15 инспекторов на всю страну, которые контролировали от имени министерства образовательный процесс среди харедим. Сегодня уже 45 инспекторов проверяют, что реально учат в религиозных школах. И если где-то не учат английский язык — о’кей, они получат не 75, а 60% наших субсидий. А если не будут учить математику — получат 50% нашей помощи.
– А может, проще заставить их преподавать естественные науки?
– Невозможно заставить их учиться. Также и в армию их нельзя загнать силой. Обо всем нужно договариваться. Харедим — очень закрытый сектор, и ничего нельзя с этим поделать, пока не изменится статус-кво в отношениях между религиозными и государством.
Мы с министром были недавно на встрече с директорами харедимных школ. Там нам сказали: «При всем уважении к вам, но у нас все решают мудрецы Торы».
Кстати, девушки ультрарелигиозного сектора учатся лучше парней и сдают экзамены на «багрут». Только 9% харедим получают аттестат зрелости — и это в основном девушки, которые настроены по принципу «женщина работает, а муж учит Тору».
По статистике, через пять лет около 44% всех школьников Израиля будут из ультраортодоксального и арабского секторов. В светском населении низкая рождаемость. Мы должны быть готовы ко всему. Я думаю, что приоритет — во внедрении светских наук в систему ультрарелигиозных школ. Иначе их выпускники не смогут устроиться на современном рынке труда и будут сидеть на шее у работающих людей. Нужно искать компромисс, а не заставлять их.
– Как на этом фоне выглядит государственно-религиозная система обучения для «вязаных кип»?
– Государственно-религиозная система образования по аттестату зрелости имеет результаты даже выше среднего по стране. Поведение учеников там более уравновешенное. Происходит совмещение религиозных и светских предметов, в итоге дети учатся дольше.
– Евреи Москвы со снобизмом говорят, что израильский уровень образования не дотягивает до российского. Это так?
– Я уверен, что если взять самую сильную школу в Москве и в Израиле, то у нас математика на пять единиц сложности будет выше московского уровня. Но Москва, Петербург и Киев не могут быть общим показателем по всей России или Украине.
Важно отметить, что неделю назад был опубликован ежегодный рейтинг Шанхайского университета, согласно которому три университета Израиля вошли в первую сотню лучших вузов мира, в отличие от университетов стран бывшего СССР.
– Ну и напоследок, Алексей: ты женат?
– Нет, я холостой. Но у меня пять племянников и все учатся в школе (смеется).
31.08.2012 15-51
|