Еврейские истины Шаинского
Jewish Magazine
Владимир Шаинский – странный человек. Всю жизнь верно служил Советской родине, писал патриотические песни, а на старости лет уехал в Израиль, где даже собирался баллотироваться в Кнессет. В своих высказываниях он тоже не всегда последователен. Но зато довольно искренен, так что Вы много нового узнаете о пользе алкоголя и молодой жене композитора.
Мы все хотели бы любить искусство в себе, но не у всех это получается. За себя совсем не ручаюсь. Я до сих пор еще не знаю, что люблю больше – себя в искусстве или искусство в себе.
– Элитарное искусство имеет право на существование. Правда, я не считаю эту дорогу в музыке столбовой. Разумом – не хочу запрещать, но сердцем ближе к искусству демократическому.
Лучше прислушаться к мнению какой-нибудь фабричной девчонки, чем ученого-музыковеда. Ведь для этой девчонки я и пишу. Попасть песней в сердце людей – все равно, что попасть в «десятку» в тумане.
– Несколько лет назад ТВ объявило конкурс: назвать 50 шлягеров Шаинского. Победитель получал цветной телевизор. Меня бомбардировали звонками знакомые: подскажи! Я стал вспоминать свои песни и насчитал 65 популярных. Оказалось, был очень скромным: победитель конкурса насчитал 96!
– Я никогда не проституировал, не писал песен с подхалимскими текстами. Если тематическая направленность моих песен иногда каким-то образом соответствовала тому, что было нужно властям, то это не было компромиссом с совестью. Под песнями, написанными в прошлые годы, я готов подписаться и сейчас.
– В бывшем Союзе композиторов СССР (ныне – Союз композиторов России) было много евреев, и национальный признак не слишком мешал при приеме. Хотя многие композиторы не были приняты в СК именно из-за этого «признака». Евреи, сидевшие в приемной комиссии, отталкивали других евреев. Среди представителей нашей нации тоже существует самоотталкивание. Этой болезнью страдает целый ряд композиторов-евреев.
Бытие вроде бы изменилось, а общественное сознание самих евреев осталось прежним. Евреи к евреям в искусстве более строги, более придирчивы.
... если президент не умеет ни играть на саксофоне, ни петь и танцевать, да к тому же еще и плохой президент, вот это уже совсем никуда не годится!
... есть такое место, где живут абсолютно честные люди, – рай. Там, в раю, все в порядке. Проблем нет. Впрочем, объясните мне, почему тогда никто не торопится в такое хорошее место, где звучит только хорошая музыка? Например, песни советских композиторов, в том числе и Шаинского? Все хотят остаться подольше на нашей грешной земле!
– Каждый человек, если ему небезразлична судьба его страны, обязан интересоваться политикой, хотя заниматься ею совсем не обязательно. Я по убеждениям – республиканец и демократ.
– Я очень люблю нашу милицию. Там работают хорошие ребята. Я заметил: чем суровее профессия, тем нежнее душа. Кроме шуток! И еще: я потому уважаю работников милиции, что, сколько бы мне ни приходилось с ними пить, ни разу не удавалось перепить! Это мастера! Кстати, это – показатель силы не только физической (есть здоровые мужики, а дай выпить – тут же свалятся), нет, это показатель внутренней моральной силы.
– О, женщины в нашей жизни – это все! Для меня все женщины, я бы выразился так, сфокусированы в моей жене. Если взглянуть на мою жену, то можно убедиться, что так оно и есть. Один мой коллега и соавтор сказал мне (после чего я сразу загордился!), что считает самой красивой женщиной на планете мою жену. На полном серьезе! После этого я взглянул на свою супругу новыми глазами. Даже с некоторым страхом. Во-первых, она немножко моложе меня – на 41 год. Во-вторых, при всей моей любви к самому себе, я не могу считать себя самым красивым мужчиной на планете.
09.01.2002 16-24
|