Адольф Шаевич: "Уже несколько поколений оторвано от знаний о еврействе"
ИЗВЕСТИЯ.RU
- Это Ирина Васильевна Назарова из Москвы, здравствуйте. Я знаю, что вы больше 30 лет служите в Московской хоральной синагоге, много лет главный раввин России. Откуда берутся силы, чтобы оставаться добрым и терпимым ко всем, кто каждый день к вам обращается за помощью и поддержкой?
-Я многим обязан своим учителям и общине. Так получилось, моей заслуги в этом нет, что я оказался первым советским евреем, которого послали за границу учиться раввинской специальности. Не только для меня это было важным. На протяжении всех лет я ощущал горячую поддержку общины, и чувство долга подвигало меня на некоторые вещи, на которые, мне казалось, я сам не способен. У меня не было выбора, когда я становился главным раввином, поскольку был единственным кандидатом. Мои учителя объяснили мне, что так угодно Богу. А сил у меня не так много и все меньше с годами, но, увы, сегодня опять такая ситуация, что, к великому моему сожалению, есть в этом и моя вина, кресло передать практически некому. Я бы с удовольствием сделал это хоть сию секунду. Надеюсь, что Бог поможет, и в ближайшее время появится кто-нибудь, кто сможет принять у меня эстафету.
-Здравствуйте, скажите, правда ли, что вы однажды отказались от важного совещания в Кремле, потому что оно было назначено на субботу?
-Нечто подобное было. Я работал в комиссии по подготовке Конституции под руководством Сергея Филатова. Заседали трижды в неделю, в том числе - раз в субботу. Я всякий раз отказывался, а Филатов тем не менее неизменно приглашал.
Вопрос задает Александр, 42 года.
-Уважаемый Адольф Соломонович! Сегодня в России еврейские организации между собой враждуют. Посредством вливания огромных средств среди российских евреев пытаются насадить ортодоксальную религиозную идеологию, что в России не только невозможно, но и просто опасно. Знаю, что не Вы стали инициатором того безобразия, другим словом это трудно назвать, но прошу Вас приложить все усилия для направления еврейского движения в правильное русло.
-Совершенно согласен. Ничего хорошего для еврейской общины с созданием еще одной параллельной организацией не произошло. Разделение, которое было и до этого, к сожалению, еще более усугубилось и конкуренция между двумя организациями должна подвигать к чему-то прогрессивному, а у нас получилось наоборот. И я думаю, что наша задача на ближайшее время - найти пути к общему объединению, чтобы действительно воспользоваться представленными возможностями для воссоздания нормальной жизни еврейской общины в России. Надеюсь, что так и будет.
Спрашивает Светлана:
- Почему Вас зовут Адольф, если Вы еврей?
-Я родился в 37 году и я не думаю, что меня назвали в честь того, что у нас была крепкая дружба с Германией. В то время имя Адольф было очень распространено. Может быть по созвучию меня хотели назвать в честь дедушки, но у нас не принято называть в честь живущих родственников. Я никогда не интересовался у своих родителей, почему меня назвали Адольфом, ведь меня практически до 25 лет звали Адиком. Когда пошел получать паспорт, и увидел, что написано Адольф, хотел поменять на какое-то другое имя. Например, Аркадий. Меня многие и так звали. Но мне сказали, что нужна куча бумаг и я эту затею оставил.
-Это Шмул. Я сейчас живу в Нью-Йорке. Глубокоуважаемый раввин! Мы с большой теплотой вспоминаем Вас, когда жили в Москве и встречались с Вами в синагоге. Большое спасибо, что Вы есть. Скажите, пожалуйста, куда идут сегодня евреи? В Америке, куда мы приехали в поисках иудаизма многие от него же убегают. Страшно!
-К сожалению, большинство из евреев идет сегодня мимо синагоги. Сильно сказывается тот промежуток времени, когда нас отлучали не только от религии, но вообще от еврейства. Мы потеряли язык, громадное количество людей знающих традицию, и все это не могло не сказаться. Если говорить об иудаизме, то обычно очень многое давалось именно в семье, и это традиция тоже нарушена, и поэтому несколько поколений просто оторваны совершенно от элементарных знаний о еврействе. У нас нет статистики, но я думаю, два-три процента от проживающих сегодня в России евреев соблюдают, все, что предписано религиозными канонами, живут по ним. Еще какой-то процент, тоже небольшой приходят в синагогу по субботам, по праздникам. Возможности для возрождения сейчас есть. У нас появилось достаточное количество молодежи, которая интересуется, но большого всплеска нет. И вообще если говорить о еврейской жизни хоть в каком-то ее проявлении, то процентов 20-25 живущих в России евреев как-то соприкасается с жизнью еврейской общины, все остальные продолжают оставаться в стороне. Тем не менее, я надеюсь, что те евреи, которые хотят жить в России, оставаясь полноценными гражданами России, тем не менее, все-таки будут ценить то, чем жили многие-многие поколения до них. Именно это дает прочный фундамент, и если даже многие из них не станут верующими, они будут знать нашу историю и традицию, это можно уже будет считать успехом.
Константин Амосов из Москвы:
-Уважаемый Адольф Соломонович! Известно, Вы увлекаетесь литературой, музыкой и спортом. Каковы ваши вкусы? Какими языками владеете?
-Читать приучился с детства и до сих пор стараюсь не пропустить ничего ценного. У меня хорошая библиотека. С 73 по 80-й годы учился в Будапеште, и там был прекрасный магазин советской литературы, я оттуда привез громадное количество книг. У меня около 400 дисков различных - классика, джаз, эстрадные певцы наши и зарубежные. Когда есть время, стараюсь слушать. Я с детства поклонник московского "Спартака" - футбольного и хоккейного. Болею за "Локомотив" в Лиге чемпионов. Сам уже, к сожалению, ничем не занимаюсь. А все детство провел на стадионе. В институте играл в баскетбол, футбол, на лыжах бегал. Сейчас мой старший сын, ему 20 лет, хоккейный вратарь в Канаде, он занимался в школе Третьяка, у известного тренера Виталия Георгиевича Ерфилова и может быть станет тем, кем мне не удалось. Кроме родного русского владею ивритом и венгерским, говорю по-английски.
-Уважаемый раввин, каково Ваше отношение к Березовскому и Гусинскому. Почему, по-вашему, они сегодня находятся в эмиграции? С кем еще из российских крупных бизнесменов Вы поддерживаете отношения? Кто из них помогает Вашим синагогам и есть ли среди них люди иных вероисповеданий?
- С Борисом Абрамовичем я несколько раз встречался, обращался за помощью и он целый год помогал нашему хору, оказывал финансовую поддержку. Сегодня это известный хор под управлением Михаила Турецкого, но для общины Борис Абрамович ничего не хотел делать, и отказался даже сотрудничать в Российском Еврейском конгрессе, который мы создали благодаря усилиям Гусинского. После отъезда Гусинского я с ним раз виделся и раз общался по телефону за несколько лет. Я очень мало знал о деятельности финансовой, только из газет, и Березовского и Гусинского, об их политических пристрастиях. Одно могу сказать с уверенностью. То, что с ними произошло, никакого отношения к еврейству не имеет. Это, скорее, политические, финансовые проблемы, но ни в коем случае фактов антисемитизма нет. С другими бизнесменами есть у меня контакты, многие из них входят в состав президиума Российского Еврейского конгресса. Некоторые из них поддерживают нас финансово. Есть и такие люди, которые действительно не принадлежат к вероисповеданию иудаизма и помогают нам, я думаю, это нормально. Мне известно, что многие из крупных российских бизнесменов помогали и в строительстве Храма Христа Спасителя, и помогают многим благотворительным организациям независимо от национальной принадлежности.
-Здравствуйте, это Михаил Петров. Как известно, по Ираку есть американская позиция и есть другая, которую поддерживает и Россия. А вам лично какая ближе?
-Несмотря на мое явно негативное отношение к Ираку и его руководителю, я тем не менее считаю, что пока есть хоть малейшая возможность решить вопрос мирным путем, его нужно именно так решать. Поэтому я считаю, что Россия заняла верную позицию. Обычно, когда любые военные действия начинаются, страдает громадное количество гражданского населения. Какими бы благими намерениями ни руководствовались, увы, все это неизменно приводит к большой крови. Поэтому я думаю, что если найдутся хоть какие-то пути мирного решения проблемы, это будет прекрасно.
Вопрос Леонида Зильбермана:
-Уважаемый Адольф Соломонович, каково Ваше отношение к книге Александра Солженицына "Двести лет вместе"?
-Мне кажется, что эта тема настолько щекотливая и ответственная, что для того, чтобы ее раскрыть, нужно заниматься всю жизнь именно этой темой. А путем подбора каких-то цитат из историков или философов, даже на основании каких-то документов делать обобщающие выводы - совершенно неблагодарное занятие. И, на мой взгляд, книга не совсем совершенна в этом плане.
Александр, студент:
-Как Вы можете объяснить, тот неоспоримый факт, что практически все олигархи России, все россияне, входящие в десятку самых богатых людей мира, евреи?
-Мне проще объяснить, почему я не олигарх и почему миллионы евреев, которые живут в России, не олигархи. Как, впрочем, есть среди так называемых олигархов и русские Потанин, Дерипаска, Пугачев, а Ивановы, Петровы и Сидоровы не олигархи. Наверное, кому-то дано одно, другим другое. Эти люди смогли сориентироваться. Может быть, сказывается, что евреи, которые на протяжении тысячелетий занимались финансами, сохранили генетически возможность в нужный момент проявить себя..
Борис Лямин:
-Что Вы можете сказать об антисемитизме в современной России? Ощущаете ли Вы рост экстремистских настроений, направленных против евреев? Насколько это серьезно, как с этим можно бороться?
Опять же, к большому сожалению, антисемитизм существует и особенно бытовой, уличный. С распадом СССР возникло много откровенно фашистских партий, стали издаваться в большом количестве фашистские, антисемитские издания, которые существуют и до сих пор. Постоянно нам сообщают со всех уголков России о нападениях на синагоги, осквернении кладбищ еврейских, регулярно приносят эти издания, газеты, книги с откровенными антисемитскими высказываниями, с призывами к погрому, уничтожению евреев. Но от правоохранительных органов нет никакой поддержки. Вот когда срывали щиты с плакатами, и виновных не нашли, и я уверен, что их и не очень искали. О причинах можно говорить до бесконечности. У нас более 100 национальностей. И если мы не научимся жить вместе, если для нас действительно не будет объединяющей идеи единой России, Родины для всех, значит будущего у России нет. Я могу сказать от имени еврейской общины России, что подавляющее большинство евреев, живущих сегодня здесь, хотели бы здесь остаться жить навсегда, никуда не уезжать и чувствовать себя здесь как дома, а Россию видеть великой страной. И я думаю, что даже после массового отъезда евреев в последнее десятилетие все равно остался очень мощный умственный потенциал, который мог бы принести несравненную пользу России.
Бэлла Романовна из Москвы:
-Существуют ли специализированные еврейские школы, куда принимают только еврейских детей (по крови), где преподают все предметы на еврейском языке? И второй вопрос: как Вы относитесь к введению факультативного обучения в российских школах основам истории православия?
-В России сегодня есть школы, куда принимают действительно только еврейских детей, то есть рожденных от мамы-еврейки. Но таких школ немного. В других же школах учатся и "половинки", то есть у кого мамы не еврейки. Но нет ни одной школы, где все предметы бы велись только на еврейском языке. Преподавание ведется на русском языке, но во всех школах изучают иврит, и во всех школах стараются говорить на еврейском языке, все же остальные предметы изучаются на русском языке. Я очень положительно отношусь к введению факультативному обучению в российских школах основ истории православия. Не вижу в этом никакой опасности для общества, если православные дети будут знать историю своей религии, познакомятся с ней. Я категорически против насильственного обучения. У человека должна быть свобода выбора, и вот как раз факультативное обучение, если его придерживаться, дает такую возможность. Я считаю, что многие наши сегодняшние беды, в том числе тот антисемитизм, о котором я говорю, это следствие того, что каждый из нас очень плохо знаком со своей собственной историей, своей культурой, языком, мы не ценим этого и отсюда неуважение к другим культурам, к другим традициям. И если мы сегодня будем воспитывать детей в таком бережном отношении к своим корням, я убежден, что они с уважением будут относиться к культуре и истории, языку людей, живущих с ними рядом.
Шатохина Анна:
Слышала, что в Москве есть еврейский детский дом, в котором живут дети со всей России. Расскажите о нем, какие дети и как туда попадают?
- Около 5 лет существует у нас в Москве опекаемый нашей синагогой еврейский детский дом. Это началось с конфликтов после распада СССР, особенно на Кавказе. Мы нашли нескольких детей в детских домах, по документам было известно, что они из еврейских семей. На сегодняшний день таких детей у нас около 30 со всей России и мы занимаемся поисками всех, кто нуждается в нашей помощи и готовы принять в этот детский дом. Там условия самые наилучшие, которые поддерживаются очень многими нашими прихожанами. Дети ни в чем не испытывают недостатка, мы надеемся, что они вырастут полноценными людьми общества.
Геннадий Гришин из Саратова:
-Господин Шаевич, какая из российских партий Вам лично ближе других?
-Я не испытываю особых симпатий ни к какой партии, ни к какому движению. Я очень рад, что мое звание освобождает меня от участия в деятельности какой-либо из этих партий. Лично я несколько раз голосовал за движение "Яблоко", их идеи мне и сегодня кажутся наиболее привлекательными из числа многочисленных российских партий, но особого пристрастия я ни к одной из партий не испытываю.
Дарья Петровна из Москвы:
-Вы считаете евреев Богоизбранным народом? А русских - кем?
-В нашей основной книге Пятикнижии Моисеевой написано, что Всевышний избрал евреев для особой миссии и прямо написано, что "будете вы мне царством священников". Это очень ответственная, очень тяжелая миссия, она не предусматривает никакого превосходства над другими народами. Это Богоизбранность именно для того, чтобы нести учение, которое мы получили от Всевышнего всем людям, живущим на Земле. У каждого народа есть какая-то миссия на этой земле и на мой взгляд, есть она и у русского народа. Если мы возьмем всю российскую историю известную нам, то миссия русского народа, на мой взгляд, заключается в объединительстве. Россия всегда во все времена ее истории была надежной защитой для многих-многих малых народов и эта миссия, мне кажется, сохранилась и до сегодняшнего дня.
Леонид Маевский:
-Как Вы относитесь к евреям, которые исповедуют православие?
-Молодежи свойственно искать себя в этом мире и наверное, многие православные постулаты как-то ближе этим людям. Но мне кажется, это происходит из-за того, что они не знают своих корней. Скажем, происходит и обратное, приходят к нам люди, не имеющие никаких еврейских корней и говорят, что они хотят принять иудаизм, сами они православные, но вот считают, что иудаизм это наиболее приемлемое для них направление религии. Мы их убеждаем, что они совершают ошибку. И мы пытаемся их отговорить от этого шага, убеждаем их, что они должны более глубоко изучать свою родную религию, культуру и потом по прошествии какого-то времени, если у них есть серьезные разногласия, могут вернуться к нам. Мое личное мнение - что человек должен жить в той культуре, в той традиции, в той религии, которая дана им их предками.
Игорь Синицкий:
-Почему правоверные иудеи выступают против смешанных браков? А если православный полюбил иудейку и эта любовь - настоящая? Что делать: следовать заветам отцов или голосам влюбленных сердец?
-Очень сложный вопрос. Особенно для современного общества. Вот простой пример: семья, в которой кто-то еврей, кто-то не еврей. Рождаются дети. И начинается мучительный поиск - кто мы. Или мы евреи, или мы не евреи? Я думаю, что не только ортодоксальные евреи против смешанных браков, но и ортодоксальные христиане, потому что это все размывает национальные корни и чаще всего в смешанном браке вообще не придерживается никаких традициях - не иудейских, ни православных, ни мусульманских. И многие ортодоксальные правоверные люди различных религий против таких смешанных браков. Но жизнь она всегда намного шире всяких постулатов, законов.
Катерина:
-Что такое кошерный секс и насколько он лучше иного?
-Есть много предписаний, которые религиозная женщина должна соблюдать, в том числе и в половой жизни. И медицинские наблюдения говорят о том, что соблюдение всех этих предписаний способствует здоровью женщины. Я не могу сказать, что этот секс лучше какого-либо другого секса, просто он направлен на сохранение здоровья женщины, и в этом его преимущество.
Ольга:
-Адольф Соломонович, Ваша супруга - правоверная еврейка? Дайте рецепт самого вкусного блюда, которое она готовит по праздникам?
-Честно говоря, я сам кроме яичницы ничего готовить не умею, поэтому рецептов не знаю, но моя жена очень вкусно готовит. Она венгерская еврейка. Ее любимое блюдо - чолнт, мясо с фасолью и картофелем.
Леонид Стамм:
-Уважаемый Адольф Соломонович, кто из российской элиты входит в круг Ваших близких друзей, кого Вы могли бы пригласить к себе домой?
- Я знаком с массой известнейших людей: и с Кобзоном, и с Хазановым, и с Розенбаумом,и с Юрием Любимовым, с Марком Захаровым, и с Розовским. Миша Жванецкий был у меня дома, Вишневский был, Инин, сейчас не могу вспомнить всех. Министров не было. Больше музыканты, артисты.
Виктор Зорин:
-Правда ли, что в последнее время Раввинский суд завален заявлениями от людей, желающих утвердить свою национальность в качестве евреев? Верно ли, что при желании евреем может официально стать даже человек, который по крови никакого отношения к евреям не имеет?
-Это не только в последнее время, когда началась перестройка, и евреи получили возможность уезжать из страны. В Раввинский суд стали обращаться люди из различных уголков бывшего СССР, с просьбой подтвердить их еврейство. Это продолжается и до сегодняшнего дня, и люди приносят различные документы и справки, удостоверяющие то, что они являются наследниками своих бабушек, прабабушек, то есть по материнской линии, и если эти документы Раввинский суд считает достоверными, то он выдает подтверждающий документ о том, что эти люди могут считаться евреями. Действительно, еврейство может принять любой человек, независимо от того, были ли у него еврейские корни. Любой и каждый, который добровольно принимает на себя обязанность жить по законам Моисея, может стать евреем. Такие случаи не очень часто, но происходят.
26.03.2003 16-10
|