Главная
  Евреи
  Сохнут
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


июль
7 14
21
28
1 8 15
22
29
2 9 16
23
30
3 10 17
24
31
4 11
18
25
5 12
19
26
6 13
20
27



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software


  Реклама:







Украина будет инвестировать в Израиль Тайная история Бобби Фишера Как еврейская филантропия использует интернет Германия возвращает еврейское имущество "Ульпан Эцион" принял новую смену Вся лента новостей

   
      сегодня: 17.07.2003, четверг    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Интервью:  

"Каждый еврей - президент"

SMI.ru

Петр Белкин, Москва: Какова разница между ФЕОРом и РЕКом? Вообще, учитывая исходную политическую конъюнктуру, связанную с возникновением двух официальных общин, следует ли предполагать, что они когда-то соединятся или же дело не в общинности как таковой, а просто в двух разных институциях?

- РЕК - это некий круглый стол. По образцу круглого стола короля Артура, за которым сидящие рыцари были равны и король вместе был одним из них. Существует масса различных организаций: КЕРООР, ОРОСИР, "Ваад", ХАМА, "Маккаби" и еще ряд организаций, которые за этим столом присутствуют. Наконец, общественно-политические и культурные деятели, бизнесмены, которые не считают себя приписанными к какому-нибудь полку. Евреи очень демократичный народ, и когда возникает одна организация, сразу же появляется масса других. На этом основан анекдот об одной синагоге, куда вы ходите на необитаемом острове, и другой, которую вы игнорируете. Но если все евреи будут членами какой-то одной организации, то это будет совсем другой народ.

РЕК включает в себя очень много людей, которые относятся к ФЕОРу. Раввин Лазар является членом Президиума, и слова о приостановке членства ничего не значат потому, что в ту секунду, кода он примет решение выйти, место будет тут же предложено другому раввину ФЕОРа. Но в Президиуме РЕК раввины сидят не по принадлежности к каким-то организациям. В нем есть два реформистских раввина, два хабадных раввина. Два раввина ортодоксальных. Думаю, что впереди у нас сотрудничество на основе нормальной практической работы, а не выяснение, кто из раввинов главный. Насколько мне известно, духовный отец любавических хасидов, ныне покойный Менахем-Мендл Шнеерсон, в качестве титула имел обычное слово Ребе. Он не был главным Ребе, просто Ребе. Писали это, уважая его, с большой буквы.

Михаил Зуев, Москва: Вы заняли пост президента РЕК после тяжеловесов Гусинского и Невзлина, которые были известны всему миру. Не скажется ли тот факт, что Вы не известны широкой общественности, на положении РЕК? СМИ опасаются, не станет ли эта структура менее влиятельной.

- Еврейскими программами я занимаюсь лет двадцать. Подозреваю, что еврейский мир знаю достаточно хорошо и хорошо ему известен потому, что сначала был общественным деятелем, а потом всем остальным. С точки зрения еврейской это неплохо. С точки зрения внутриполитической - нельзя даже сравнивать Гусинского и Невзлина с Сатановским в российской политической элите. Я подозреваю, что РЕК не будет заниматься внутренней российской политикой на уровне партий, блоков, объединений, поддержки того или иного депутата. Если мы это сделаем - мы похороним организацию.

Лио Каневски, Toronto: 1. Работали ли Вы с господином Гусинским и в какой должности? 2. Куда девался господин Осовцов, или это разные должности? 3. Где можно ознакомиться с Вашей программой? 4. Является ли Конгресс открытым для вступления евреев-россиян, проживающих вне родины, и что для этого требуется?

- Никогда с Гусинским не работал. Единственное место, где мы с ним встретились, - это Российский еврейский конгресс. Мы вместе создавали эту организацию. Я был председателем совета директоров, а Владимир Гусинский - первый президент. Я не знаю должности Осовцова. Александр Абрамович Осовцов является исполнительным вице-президентом РЕК. Он работал и с Гусинским и с Невзлиным. О программе. Все, что я говорил, есть, наверное, в Интернете. Специальная программа очень проста: должна быть серьезная инфрастуктура российской еврейской общины. Причем общины, которая финансирует себя сама, а не стоит в очереди с протянутой рукой в надежде, что в руку свалятся миллионы и миллионы. Нам особенно ничего никто не должен, да и у западного еврейства есть свои приоритеты. С западными структурами работа будет строиться на принципе полноправного партнерства. Открою секрет: это единственное, во что верят на Западе. Нищим, может, и подадут несколько центов, но уважают там только партнеров. Очень хороша дружба, которая построена на партнерстве, а не партнерство, основанное на дружбе. Это партнерство не может быть основано на рэкете потому, что принцип "мы - русские евреи должны вам - американцам диктовать, куда вложить деньги" приведет к тому, что американцы вместе с этими деньгами уйдут куда угодно. Западные инвестиции важны для инфрастуктуры нашей страны, в том числе и для еврейской общины. Кроме того, я верю в светскую еврейскую общину. Евреи - это народ, а еврейские университеты, спортивные общества, школы - это скелет, на котором строится будущее. Еврейские благотворительные общества - это та опора, которая позволяет старикам прожить. Примеров много: организация ХАМА, которая занимается распределением гуманитарной помощи, совместные проекты с американским распределительным комитетом "Джойнт" по строительству благотворительных центров. Еврейская община и религиозная жизнь должны существовать и поддерживаться, но в этом качестве, я думаю, она сегодня очень сильна. Главная проблема - это наличие русских раввинов, у которых русский является родным языком и у которых наша ментальность, которые должны понимать свою паству. На сегодняшний день их немного: это раввин Шаевич и раввин Карпов. Есть большое число сильно обрусевших раввинов, которые уже больше, наверное, русские, чем иностранцы. Но нам хотелось, чтобы раввины были выходцами из русского еврейства. В конечном счете, мы не делаем в православной церкви иерархов из эмигрантов. Это проблема потому, что раввин - наименее престижная профессия для еврейского мальчика. Профессорами и врачами хотят стать чаще и активнее. Является ли РЕК открытым? Безусловно. Более того, мы очень серьезно хотели бы способствовать тому, чтобы русские евреи, живущие за границей, взошли на тот мостик, который связывает их с родиной. Нужно связаться с нами и понять, в какой программе может найти себя тот, кому это интересно.

Сергей, Москва: Как складываются отношения между РЕК и президентом Путиным, изредка посещающим синагогу в Марьиной роще?

- Отношения просты: Путин является президентом России. РЕК - часть этой страны. Мы все плывем на одной лодке или пароходе, а капитаном является российский президент. От того, потонем мы или выплывем, зависит, будет у наших детей будущее или нет. Все, что можно сделать для того, чтобы российскому президенту облегчить его жизнь, мы сделаем. Власть - это ведь ответственность и тяжелая ноша.

Анатолий, Москва Поддерживает ли Владимир Гусинский связи с РЕК или после его отстранения от должности главы Конгресса он воздерживается от участия в мероприятиях?

- Да, поддерживает, хотя более виртуально. Участие в мероприятиях возможно только по телефону или через Интернет.

Кирилл Романов, Новосибирск: Как бы то ни было, любая община, раз уж она община, противопоставляет себя миру вне ее. В чем, по-Вашему, может быть некий негласный договор между общиной и обществом? Куда не лезет общество? Какие гарантии дает община по части того, что общество может ей доверять?

- Гарантии дает, как известно, только страховая компания. Какие гарантии в том, что вы живете с супругом долго и счастливо и умираете в один день? Никаких, вы просто живете и либо верите друг другу, либо нет; либо существуете по-доброму, либо нет и разводитесь. Общество состоит из общин и не является неким монолитом, от которого откалываются общины. Мы все и есть общество - мы - евреи, мы - мусульмане, мы - православные, мы - буддисты и так далее. Договор может состоять лишь в том, чтобы общины помогали друг другу и взаимодополняли друг друга. Как в старой притче: одного мудреца спросили: "Скажи содержание Торы, пока я стою на одной ноге". И мудрец ответил: "Не делай другим того, чего не хотел, чтобы делали тебе". Я не думаю, что общины противопоставляют себя миру, они составляют мир.

Тимур, Москва: Вообще, вот еврейская община - это какая-то четко очерченная человеческая территория или же там тоже много всяких "промежуточных вариантов", выяснений, кто относится, кто не относится, кого считать, кого не считать?

- Еврейская община не может быть четко очерченной человеческой территорией потому, что тогда это была бы не еврейская община. Это был бы другой народ. Евреи никогда не были едины во мнениях. В еврейском парламенте есть фракции, которые состоят из двух человек и между ними бывают разногласия. Старая фраза о том, что каждый еврей президент - верна. Это наша национальная специфика, но то, что евреи умудряются при разных мнениях и подходах к конфессиональным и бытовым вопросам договариваться, несет на себе какой-то странный пример для человечества.

Андрей Дмитриевич Иванов: В интервью сайту InterJewish Cluв Вы говорили: "Направления все те же: строительство российской еврейской общины и ее взаимодействие с Российским государством в хорошем, позитивном, серьезном ключе. В политику мы идти не будем - планируем строить школы, университеты, религиозные учреждения, благотворительные столовые". То есть, в таком случае о каком взаимодействии с государством говорится, если речь идет об обособлении от него?

- Мы будем обосабливаться от политических механизмов. Каждый из нас волен голосовать за любую партию, это право. Государство имеет некие обязательства перед обществом, и помогать государству по выстраиванию инфрастуктуры страны - наш долг. Мы можем помочь снять с государства бюджетную тяжесть. От того, что евреи, православные, мусульмане смогут сделать для государства, многое зависит. Мы привыкли ждать, что государство поможет и спасет, но мы же тоже ему должны. Есть исключение: если государство строится в качестве фашистского и евреям в нем невозможно существовать, то тогда лояльность будет невозможна. Сегодня речь об этом не идет, даже политики государственного антисемитизма советских времен в стране де-факто не существует. Пример избрания Леонида Борисовича Невзлина в Совет Федерации это доказывает.

Лариса Краснова, Москва: Проводит ли Конгресс какие-то социологические исследования на предмет выявления антисемитских настроений у граждан России? А то априори предполагается, что бытовой антисемитизм - довольно распространенная штука и с этим следует бороться.

- Да, проводит и не только связанные с антисемитизмом. Мы исследуем, что из себя представляет еврейская община страны. Нам помогает Еврейский научный центр РАН и ВЦИОМ. Можно сказать, что сегодня уровень антисемитских настроений у граждан России не превышает уровня антисемитских настроений в странах Запада. Еврей - не доллар и не обязан нравиться. Антисемитизм будет, видимо, существовать и в странах, где евреев нет. Отдельная речь об антиксенофобии, о том, что в многонациональной стране негативное отношение одной части населения к другой - не важно, евреи это, кавказцы или мусульмане, - ужасно. Это зародыш гражданской войны, и с этим надо бороться. Мы ругали советскую власть, но советский интернационализм был во многом лучше множества национализмов, которые привели к национальной розни и резне на постсоветском пространстве.

Георгий Шмидт, Москва: Известный кинопродюсер Марк Рудинштейн публично покаялся перед русским народом за те социальные эксперименты, которые провели евреи в России в начале ХХ века и в 90-х годах ХХ века. Как Вы считаете, должны ли представители еврейских конгрессов официально покаяться перед русским народом?

- Если Марк Рудинштейн в качестве кинопродюсера кается за социальные эксперименты, то семь футов ему под килем. Революция была трагедией для многих в начале 20-го века. И вообще 20-й век был очень трагичным. То же самое и в 90-х годах, хотя, к счастью, распад СССР помог избежать большой крови. Каждый из нас кается перед самим собой в индивидуальном порядке. За все хорошее нам воздают хвалу, за плохое мы отвечаем перед теми, кто рядом с нами, и перед Богом. Коллективное покаяние - это к хунвейбинам, туда, во времена Мао Цзэдуна. Там любили коллективно каяться.

Алекс: Расскажите, откуда и вас такая страшная фамилия?

Фамилия происходит от города Сатанов, так же как и фамилия Жванецкий от местечка Жванец, а Бродский - от местечка Броды. Есть такой городок Сатанов, на границе бывшей Речи Посполитой и Дикого поля. В свое время был захвачен Турецкой империей. Местечко это существовало с 14-го века, а город - с 16-го. До сих пор там сохранилась уникальная крепостная синагога. 16-й век, конквистадоры берут Америку, а на границе Речи Посполитой евреи отбиваются от янычар. Отсюда и фамилия.

17.12.2001 11-29





  Также в рубрике:  
15.07.2003 13-12
Американцы победили Саддама с помощью ICQ


15.07.2003 11-55
«Я приехал во Львов в одних брюках, а выехал оттуда владельцем огромной фирмы»


09.07.2003 11-55
Урок арабского. Египетский профессор издал учебник для украинских студентов


09.07.2003 10-18
Эксклюзивное интервью Махмуда Абасса


08.07.2003 10-37
Юрий Каган: "Интеллигенты исчезают из нашей жизни"


07.07.2003 10-29
Возможен ли мир..?


02.07.2003 15-23
"Прелести жизни" Анастасии Михаэли


01.07.2003 15-35
Натан Щаранский: Мы тоже будем мочить в сортире


23.06.2003 12-11
Александр Бовин: «Я — исторический оптимист»


20.06.2003 14-38
Юлий Дубов – бизнесмен и писатель под судом



пятница
18 июля
20 : 42
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Кто выиграет в этой войне?

США

Ирак

Израиль

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software