Клара Новикова: С годами никаких изменений внутри не происходит
Собеседник
В воскресенье, 12 декабря, знаменитой "тете Соне" из Одессы и просто хорошей драматической актрисе исполнится 64 года. Прошлый год прошел для актрисы очень тяжело - она потеряла супруга, с которым прожила вместе больше 15 лет. Накануне дня рождения мы встретились с Кларой Борисовной и убедились, что она мужественный человек, способный "возрождаться из пепла".
Клара Новикова выглядит без преувеличения шикарно, встречает нас одетая по последней моде, потрясая шапкой шикарных рыжих волос. Выглядит она на 47 лет. А в душе, по ее словам, вообще не чувствует возраста… Наша беседа постоянно прерывается телефонными звонками от друзей, ведь только вчера актриса вернулась из длительной поездки в США.
- Вы туда ездили по делу или как турист?
- Конечно же, по делу, ездили со спектаклем, гастролировали по всем штатам полмесяца. Кстати, были недовольны дешевенькой авиакомпанией и условиями перелета. А тут я узнаю, что на том же самом самолете летел в Москву на форум к Путину Ди Каприо и у самолета загорелся двигатель, пришлось вернуться. Сразу стало легче: даже такие мировые звезды, как Леонардо, летают на обычных самолетах. И потом нам, получается, еще повезло… Обычно в Америке я посещаю Бродвей, но в этот раз никаких прогулок не было. Были очень тяжелые перелеты. Я два дня не спала с момента возвращения!
- Вы уже знаете, как отметите дату?
- Давайте я сначала вам расскажу, как бы хотела ее отметить. Я бы поехала в Израиль, где у меня очень много друзей. Там бы мы собрали нечто наподобие капустника, было бы много шуток, музыки, розыгрышей. Это был бы незабываемый вечер! Но всего этого не будет. В день рождения утром я прилетаю с гастролей, а вечером принимаю участие в съемках " Новогоднего огонька" . Только ночью приду домой… Вот несколько часов будет на празднование с родными. Думаю, они там накроют!
- Родные - это ваша дочка и внуки?
- Да, дочь уже взрослая и давно живет отдельно. По профессии она театральный критик и поэтому имеет право критиковать меня как профессионал, чем нередко пользуется. Спуску мне не дает! Вообще, Маша человек очень самодостаточный, на все имеет свое мнение, со мной она не советуется…Что касается внуков: внучке Ане - 13 лет, внуку Алексею - 7 лет. А младшему, Андрюшечке, скоро будет два годика. Бабушкой они меня никогда не называют, обычно по имени. Младший имя пока что выговорить не может, поэтому называет меня Сяся. И я совсем не против!
- То есть вы не побоялись с рождением внуков стать бабушкой? Вообще возраста не боитесь?
- Да я просто его не признаю этого возраста, не чувствую! С годами никаких изменений внутри не происходит. Мне точно так же, как и вам, и моей дочери, хочется любить, путешествовать, хочется не болеть… Желания все те же самые, почему они должны измениться? Есть, конечно, накопленный опыт, который дает мне некоторое право посоветовать что-то молодежи. Но в моей жизни опыт почему-то не пригождается, и можно послать себя далеко вместе с ним. Как только открываю рот, чтоб сказать что-то дочери, слышу строгое: " Мам! Да что ты знаешь? Ничего ты не понимаешь!" И молчу… Не пригождается ничего из того, что ты в жизни прожила. Внукам я не бабушка, а как бы старшая мама, которая должна им помочь, что-то заработать и уделить им время.
- Не хочется вам навевать воспоминания о грустном, но все-таки что помогло пережить трагедию с мужем?
Актриса сразу грустнеет и меняется в лице…
- Конечно, опиралась в этой ситуации в основном на себя и на немногочисленных друзей… Теперь привыкаю жить так. Конечно, бывает очень одиноко! Раньше можно было посоветоваться с мужем и в разговоре что-то для себя решить. А когда разговариваешь сама с собой, то это немножко дурдом… Я поняла такую вещь: все равно люди вообще одиноки, есть у тебя муж или жена, нет ли, по сути, ты все равно один. А тем более в Москве, в огромном городе, где, как в поговорке, " друзья приходят и уходят, а враги накапливаются".
- Но у вас есть чудесный друг - Регина Дубовицкая. Во всяком случае, она вас называет лучшей подругой…
- Да, я ее тоже так назову! И дружбу стараюсь подтверждать не только словами, но и делами. Я, например, никогда не рвалась уйти из "Аншлага". А многие артисты, когда стали известными и передача им стала не нужна, ушли. Но и у меня, и у Регины сильный характер. И иногда бывает так, что коса находит на камень, мы ссоримся. Потом все равно миримся, стараясь принимать друг друга такими, какие мы есть. Дружбу ведь нужно ценить! У меня, например, есть привычка никогда не вычеркивать из телефонной книжки ничьи номера, а мало ли что. И даже если человек умер, я его все равно не вычеркиваю. Он был в моей жизни и остался, даже если ему теперь нельзя позвонить. Мне кажется, вычеркнуть его - это какое-то предательство…
- Вот Дубовицкую все время продергивают за ее "фирменный смех". А вас не обижает, что из-за созданного вами образа тети Сони люди могут думать, что вы и в жизни такая тетка из народа?
- Нет, не обижает! Я, наоборот, рада, что люди узнают меня, как что-то родное, знакомое, близкое. И здороваются со мной, как со своей соседкой. А потом, когда попадают на спектакли с моим участием, вдруг делают для себя открытие, что я еще и актриса хорошая. А актер - это такая профессия, ты должен быть разным. И уметь и плакать, и смеяться на сцене. Главное, чтобы зритель не оставался равнодушным.
- На наш фирменный вопрос о счастье все обычно отвечают, что очень счастливы…
- Я не могу так ответить… Но есть плюсы. Я сижу с вами, разговариваю, значит, интересна людям. У меня есть работа. У меня есть деньги, чтобы что-то себе позволить… Могу себе позволить нагло одеться. По возрасту, не по возрасту - это уже мои оценки! Я не могу себе позволить только одного - хамства. Не выдерживаю его ни в каком виде! Да, в целом мне хорошо, хоть и не назову себя очень счастливой. Конечно, бывает тоскливо, бывает, нападет хандра. Бывает состояние полного отчаяния. Но это так у любого человека, вне зависимости, артист ты или имеешь другую профессию. Кстати, еще одно качество, которое не выношу в людях - это высокомерие, так часто встречающееся у тех, кто стал известен без году неделя и очень загордился этим. Когда люди говорят журналистам: "Ой, не снимайте меня! Что это вы меня обо всем спрашиваете?" Чего ж ты тогда поперся в артисты, если не хочешь, чтобы тебя снимали? Меня вот тоже иногда подкараулят в таком виде, что плачешь потом, глядя на фотографию. Но это такая профессия. И людям интересней посмотреть на артиста, какой он в повседневной жизни. Все это я понимаю.
Регина Дубовицкая: После смерти мужа Клара стала другой…
Со своим мужем, журналистом Юрием Зерчаниновым, Клара Новикова познакомилась задолго до того, как сыграли свадьбу. Их уже связывали близкие отношения, но Юрий все тянул с предложением.
- Решающую роль в нашей женитьбе сыграли друзья, точнее, один из них, - вспоминает Клара Борисовна. - Он сказал Юре достаточно откровенно, дескать, если тот не женится на мне, то это сделает он сам. Дело в том, что знакомым Юра представлял меня исключительно как приятельницу. А после этого ему пришлось, так сказать, официально приударить за мной.
Муж был старше Клары на 14 лет и, достигнув 78-летнего возраста, был больным человеком, беспокоило сердце, на котором произвели сложную операцию. В сентябре 2009 года Юрия Зерчанинова не стало. В этот момент Клара Новикова находилась на гастролях.
- Одно дело, говорить красивые слова о том, что даже в день похорон близкого артист должен выходить на сцену с улыбкой, а другое дело - решиться на такой поступок в реальности, - сказала в интервью "Только звездам" Регина Дубовицкая. - Клара решилась и в тот вечер не отменила спектакль. Потом, конечно, было много переживаний, и они до сих пор есть. Я вижу, как она изменилась, как ей трудно и грустно порой бывает. Смерть близкого - это всегда испытание. И даже такой жизнерадостный человек, как Клара, не могла бы утешиться в один момент и снова стать счастливой.
10.12.2010 11-16
|