Первый "русский" директор израильской школы
www.mignews.com
Мила Спивак приехала в Израиль из Ташкента в начале 90-х. Уже через год после репатриации она, учитель по профессии, начала преподавать физику. А в этом году Мила стала первым "русским" директором государственной израильской школы - школы имени Иоанны Жаботински в Беэр-Яакове.
Когда мы встретились с Милой Спивак, забастовка учителей старших классов продолжалась уже месяц. Конечно же, мы не могли обойти вниманием эту наболевшую тему.
- Мила, учителя сейчас бастуют, а вы вот на работе…
- Я не бастую, потому что состою не в Объединении учителей, организовавшем забастовку, а в профсоюзе. Поэтому и работаю, как и все остальные учителя, которые состоят в гистадруте. Но 70 из 80 учителей нашей школы бастуют.
- Вам не кажется, что есть такие профессии, представителям которых бастовать нельзя, стыдно? Например, врачам, учителям?
- Я считаю, что стыд и позор, когда учитель ищет подработки после основной работы в школе. Это - во-первых. Во-вторых, в какой уважающей себя стране молодой учитель получает 2500 шекелей в месяц? Скажите, куда он может пойти с этими деньгами? Как он сможет прокормить семью? А ведь нагрузка у учителя - колоссальная, свободного времени почти нет. Когда бы ко мне домой ни пришли люди - я занята. Даже сидя перед телевизором, тетрадки проверяю. И если мы едем отдыхать, то я что с собой беру? Правильно, тетрадки. И не я одна так делаю. Вы говорите, что забастовка аморальна. Но ведь, прежде чем начать эту забастовку, в прошлом году на протяжении шести месяцев Объединение учителей постоянно предупреждало государство о том, что крупной забастовки не избежать, если не принять меры. Но на их предупреждения никто не отреагировал. Школы не выходили на годовую экскурсию - все молчали. Дети не получили годовых табелей об успеваемости - снова все молчали. Учителя не проводили дополнительных занятий, контрольных работ - и опять все промолчали! Почему ни у кого не появилось даже мысли: "Эй, послушайте, где наши экскурсии? Где табели? Где дополнительные занятия? Куда они делись? Отдайте их нам!" В конце концов учителя поняли, что таким образом ничего не добиться. Пришлось бастовать.
- Вы стали первой представительницей "русской" алии 90-х, ставшей директором школы…
- Ну почему же первой? В школах "Мофет", "Шуву", например, тоже "русские" директора. Но я стала первым русскоязычным директором государственной школы.
- Но ведь школа Иоанны Жаботински - особенная, у вас процентов восемьдесят учеников - русскоговорящие. Повлияло ли это на то, что именно вы стали директором?
- Абсолютно никак не повлияло. Нашей школе почти 60 лет, большинство преподавателей - израильтяне. Но 12 лет назад здесь открылся проект "Хатива ле-мадаим" ("Школа наук"). Я начинала работать в этом проекте методистом по физике. Затем - заместителем директора, не бросая при этом работу методиста по физике в гимназии в Тель-Авиве. Так, на двух местах одновременно, я проработала 15 лет. В этом году директор школы Иоанны Жаботински оставил свой пост. А я выиграла конкурс на должность директора.
- Наверное, было нелегко?
- Да, конкурс был достаточно серьезным, кроме меня на должность претендовало еще восемь кандидатов. Я очень сомневалась, а нужно ли мне это? Я ведь работала заместителем директора школы, была "главной" по педагогике, чувствовала себя на своем месте. Но в итоге все же решилась. Подала документы на конкурс и сразу же уехала в Америку - в Нью-Йорке в середине июля у меня была встреча с моими первыми выпускниками, которые окончили школу 25 лет назад. Многие из них сейчас живут в Америке.
- Как вы узнали о своем назначении?
- Когда я вернулась из Америки, меня пригласили на собеседование. По дороге домой после этого интервью вдруг получила сообщение на сотовый: прошла единогласно.
- Что вы почувствовали в этот момент?
- Конечно, было очень приятно. Но вначале я была немножко ошарашена.
- Как это известие - что вы теперь начальник - приняли ваши коллеги?
- Да я и раньше была их начальником - работала заместителем директора три года. Но, конечно, были довольные, а были и не очень. Это естественно. Все люди - разные, нельзя быть хорошей для всех. Но откровенной отрицательной реакции не было.
- Быть директором - это почетно?
- Это трудно. Например, я раньше никогда не думала, что когда-нибудь буду искать организации, которые могут оказать школе спонсорскую помощь. А теперь это моя работа.
- Когда вы стали директором, вам пришлось перестать быть учителем?
- Нет, у меня семь часов физики в неделю. Я и по закону обязана преподавать, и сама по себе жить без этого не могу. Я очень люблю свою профессию учителя и очень люблю физику. И считаю, что физика - это самый-самый главный предмет.
- А ваши ученики любят физику?
- Думаю, с моей помощью полюбили. По крайней мере, считаю, что много для этого сделала. Мой ученик 5 лет назад получил бронзовую медаль на Азиатской международной олимпиаде. Хотя вообще для меня, конечно, не секрет, что многие физику недолюбливают. Но уважают.
- Как вы считаете, любого ребенка можно научить физике?
- Да. Мне очень легко преподавать, потому что я не только физик, но еще и инженер. И поэтому я знаю, где и как можно на практике применить абсолютно любой физический закон, любое правило. Самое главное - физическое явление само по себе. Откуда оно? Где помогает? Где мешает? Я считаю, что учитель физики - прежде всего рассказчик и артист. Весь мир - это же, по сути, физика. Куда бы мы ни ткнулись - везде физика. Сделаете шаг - это физика, упали - это физика, обожглись - физика, получили солнечный удар - снова физика, у вас проблемы со зрением - и это тоже физика! А формулы, особенно в младших классах, иногда можно оставить "на потом".
- Мы уже говорили, что большинство ваших учеников говорит по-русски. Никто не спорит, что школа Иоанны Жаботински очень хорошая, с серьезным преподаванием и упором на естественные дисциплины. Но не "варятся" ли дети внутри некоего культурного и языкового гетто?
- Здесь есть два момента. Во-первых, русскоязычного ребенка в школе, где учатся в основном дети-сабры, не всегда принимают. Он может быть очень талантливым, может быть настоящим лидером, может прекрасно петь и танцевать, но в чужой языковой среде он может быть просто не принят и не понят. И в результате ребенок постепенно гасит в себе все те таланты, которые в нем заложены. У нас же созданы все условия, чтобы развивать и культивировать их. Мы развиваем лидерские качества, чувство собственного достоинства, даем понимание того, что каждый ценен таким, какой он есть. Наши выпускники идут на офицерские курсы, в университеты, находят хорошую работу. Во-вторых, пройдитесь по школе, и вы увидите, что все дети на переменах говорят на иврите. Дети в классах "заин", "хет", "тет" - это дети, которые здесь родились, или те, кто начал ходить здесь в детские сады. У них иврит на очень высоком уровне, а русский - почти как иностранный, они не могут на нем ни писать, ни читать, только общаются дома, да и то не всегда. Для них уже иврит - родной язык. Так что нет проблемы "гетто".
- После того как вы стали директором, дети на ваших уроках стали более дисциплинированными?
- Вы знаете, у меня никогда в жизни не было проблем с дисциплиной в классе.
- Даже в израильской школе?
- Даже в израильской школе.
- Я знаю обратные примеры - когда учителя в Израиле уходили из профессии из-за невозможности навести в классе тишину и порядок…
- Через год после приезда в Израиль я пришла работать в школу. И до сих пор не знаю трудностей с тем, как навести в классе порядок. Я никогда не начинала урок, если в классе была хоть одна бумажка на полу, если ряды в классе были неровные или если доска была грязная. Я всегда говорю детям, что очень уважаю себя, чтобы начать урок в неподходящей обстановке. И поэтому, когда мне говорят, что здешние дети другие, недисциплинированные - я этого не понимаю. Когда учитель сам организованный, у него и в классе тихо. И если эту линию проводить постоянно, если приучить детей к тому, что должен быть порядок - так оно и будет.
- Учитель должен быть строг и не идти ни на какие уступки?
- Совсем нет. Я очень люблю смеяться вместе с учениками. Но когда я что-то объясняю, требую "абсолютной тишины". С самого начала, с первого дня я пишу на доске требования - детей и свои. Чего они хотят от меня и чего я - от них. Например, я обязана им возвращать в течение двух недель контрольные работы. А я требую от детей полного порядка в классе - и это тоже закон. Мы с ними договариваемся, что, если они устали, я даю им несколько минут отдохнуть от меня. И так далее.
- Кроме работы в школе вы заняты еще и на общественном поприще, ведь вы - председатель Ассоциации в поддержку детей репатриантов…
- Да, я добровольно работаю в этой организации. Сейчас у нас начался новый проект - "Ципорей-рехов". Наши добровольцы по вечерам приходят в те места, где собираются дети. Ведь если к детям приходит взрослый человек, который может с ними посидеть, поговорить, выслушать, сказать им, что лучше сделать, а чего лучше не делать, - это же здорово. Нужно, чтобы рядом с такими подростками был кто-то взрослый, кто бы мог с ними поговорить на их языке. Еще один интересный проект - "Зеут
йегудит" - еврейская идентификация. Не секрет, что в Израиль приехали многие люди, которые не являются евреями по Галахе. В нашей школе мы делаем все, чтобы они никогда не чувствовали какой-то дискриминации по этому поводу. И тут надо очень серьезно работать, нужно сделать все, чтобы дети, которые захотели бы перейти в иудаизм, смогли это сделать.
- После того как вы стали директором, не стало ли у вас меньше времени для себя?
- Нет, не стало. Как бы я ни была занята, я всегда найду время на маникюр, прическу и, конечно, магазины.
- Директор - это руководящая должность, а она, как правило, в Израиле принадлежит мужчинам, несмотря на то что в школах работают преимущественно женщины. Вы - исключение из этого правила…
- И я считаю, что это - прекрасно. Будущее уже принадлежит женщинам, потому что только они могут действовать правильно и обдуманно. У женщины ведь есть внутренне чутье, которое иногда отсутствует у мужчин. Думаю, что и в политике должно быть больше женщин. Было бы больше женщин в нашем правительстве, многое было бы совсем по-другому. Так что женщины - вперед!
- Обращают ли внимание ученики и учителя на то, как вы выглядите? Во что вы одеты? Как часто вы меняете наряды?
- Обязательно обращают. Так было и в Союзе. Eсли ты приходишь в класс красиво и со вкусом одетая, то и отношение к тебе совершенно другое. Бывает, что я прихожу в класс, и дети мне говорят: "Мила! У тебя сегодня новые духи!"
- А не кажется ли вам, что это своего рода фамильярность?
- Я не считаю это фамильярностью. Если ребенок обратил внимание на перемены в моем облике, значит, я ему не безразлична.
- Родители часто возмущаются: "Мы приходим в школу и видим, как учительница сидит на столе в мини-юбке, курит и ведет урок"…
- Я считаю, что это безобразие. И не просто безобразие, а неуважение к ученикам.
- В вашей школе, во вверенном вам коллективе такое возможно?
- Нет. У нас учителя не курят на уроках и не сидят на столах в мини-юбках.
- Из Советского Союза многие ехали в Израиль ради детей. Вы тоже приехали по этой причине?
- Мы с мужем очень давно собирались уехать в Израиль. Но каждый раз возникали обстоятельства, которые мешали нам это сделать. Ехали ли мы ради детей? Конечно, и ради детей - тоже. Но мы и сами еще не старые. Когда мы приехали, дочь была уже замужем, они с мужем окончили университет уже здесь. Сын учился в школе, потом отслужил в армии, окончил университет. Сейчас у нас уже трое внуков, старшему 15 лет.
- Они учатся в вашей школе?
- Нет, не в моей. Однажды внук мне сказал: "Если я буду учиться в твоей школе и получу 100, все скажут, что это из-за тебя. А если я что-то натворю, то тут же побегут к тебе докладывать. Я хочу с тобой остаться в хороших отношениях".
- Понятно, что работа занимает огромное место в вашей жизни, а как вы отдыхаете?
- О, способов очень много: друзья, танцы (мы с мужем любим салонные танцы), путешествия. Мы каждый год выбираем какую-то страну, где путешествуем на машине. Потом, я очень люблю быть со своими внуками.
- А кто ваш муж?
- Мой муж работает инженером в "Таасия авирит". Он очень талантливый человек и прекрасный муж.
- Вы любите готовить?
- Я готовлю, но не могу сказать, что это мое хобби. Это, скорее, хобби моего мужа.
- Мужа? Как интересно!
- Он каждый раз находит какие-то интересные рецепты и творит. У нас принято, что каждую пятницу или в субботу приходят дети на ужин или на обед. И на столе обязательно должно быть что-то новенькое.
- Потрясающе. Что бы вы хотели пожелать своим бывшим, настоящим и будущим ученикам?
- Никогда не опускать рук, никогда не унывать и, что бы ни было, двигаться вперед. Доказывать, что они на своем месте, что они могут быть лидерами!
23.11.2007 12-03
|