Элина Быстрицкая: «Это фильм о трагедии и позоре того времени»
MIG
Сейчас актриса снимается в Киеве в первом полнометражном фильме о трагедии Бабьего Яра. Спонсором картины стал Всеукраинский еврейский конгресс и медиа-холдинг «МИГ» (Украина)
— Какие воспоминания у вас связаны с Киевом, с каким чувством вы приезжаете в этот город?
— Я здесь родилась, выросла. Мои первые радости и жизненные огорчения связаны именно с этим городом. Здесь я поступила в школу и училась до войны в 40-й школе, которая на углу ул. Пушкинской и бульвара Шевченко. Затем я окончила киевский Государственный институт театрального искусства им. Карпенко-Карого. Здесь было начало всему — жизни, учебе, надеждам и мечтам…
— Каким вам видится сегодняшний Киев, он стал лучше или, может быть, вам что-то в нем не нравится?
— Да что вы! Город очень похорошел, хотя он всегда был красивым… Вы знаете, когда я в Москве вижу каштаны, у меня возникают какие-то особые чувства, воспоминания, связанные с Киевом.
— Несколько слов о фильме, в котором вы сейчас снимаетесь?
— Я участница войны. Так сложилось, что в семнадцать лет я попала на работу в военный госпиталь. Все, что связано с войной, вызывает у меня боль и горечь, особенно то, что случилось в Бабьем Яру. Эта картина — своеобразная дань прошлому, выражение сочувствия беде и горю моих соплеменников. В фильме две актрисы играют одну героиню. У меня роль женщины, которая в юности прошла войну. А представительница молодого поколения играет «меня в молодости». Я бы не хотела пересказывать сюжет, да это и невозможно. Не принято говорить о незаконченной работе... Единственное, что я могу вам сказать, это картина о трагедии в Бабьем Яру, — трагедии позоре того времени. Насколько мне известно, художественных лент, повествующих о тех страшных событиях, нет. И я счастлива, что нашлись в Киеве люди, которые очень помогли нам в работе над фильмом.
— Как долго планируются съемки, определена ли дата окончания работы, когда премьера?
— Съемки будут продолжаться недолго. По плану — это двухсерийная лента или же все отснятое мы объединим в один большой фильм. Режиссер фильма Николай Засеев-Руденко, народный артист СССР, человек, который уже снял много картин. Съемки проходили и в Бабьем Яру, и в других местах Киева. Очень интересные актеры заняты в фильме: Бунина, замечательная киевская актриса, Игорь Васильев из Москвы. Актер работает непосредственно в кадре, параллельно идет работа режиссера, оператора, затем — монтаж и музыкальное сопровождение. Только тогда получается полноценный продукт, о котором уже можно судить. Когда будет премьера, честно говоря, не знаю, но вот вчера я услышала от режиссера, что где-то в январе фильм уже будет готов.
— Как вы думаете, актуальна ли картина сегодня, в свете происходящего в мире?
— На мой взгляд, эта лента очень злободневна, если учесть, что сейчас происходит в мире, на фоне этого чудовищного терроризма, расслоения общества. Ведь вы посмотрите: бандиты убивают много тысяч людей и считают, что делают что-то хорошее для своей религии. Это же извращение сущности веры в Бога! Ни одна из мировых религий не одобряет убийства себе подобных.
— Чем вы сейчас занимаетесь, помимо творческой деятельности?
— Вы знаете, становится очень грустно, когда подумаешь, что жизнь уже почти прожита и немного осталось. Многие из моих друзей и недругов уже ушли. Хочется успеть сделать что-то хорошее. Вот по возвращении в Москву я встречаюсь с Евгением Волковым, который учредил уже двенадцать или тринадцать негосударственных вузов. Один из них — Московский институт театра и кино, и меня попросили его возглавить. Сейчас пришло время предпринимать конкретные шаги в организации, подборе людей, которые будут там работать. Уже с нового года мы начнем обучение. Я еще не знаю, буду ли преподавать, кажется, ректору нельзя этого делать, а то он всех остальных преподавателей будет недооценивать…
А с 1994 года у меня был благотворительный фонд для учащихся. Я его учредила, потому что мои ученики рассказали, как они живут. Стипендия такая маленькая, что на эти деньги можно было один раз пообедать… Мне помогли мэр Москвы Юрий Лужков и экс-президент России Борис Ельцин. А в 1998 году, когда произошел дефолт, пришлось очень тяжело. До 1999-го мы все же нормально выплачивали стипендии, а потом стало сложно. И вот только сейчас фонд опять начинает набирать силы. Стипендия давалась студентам театральных и медицинских вузов, а также детям музыкального училища при консерватории и школы при этом училище. Сейчас у нас 56 стипендий, а до 1999 года их было 92, но мы планируем увеличивать число наших стипендиатов.
—Что вы думаете о молодых людях, которые сегодня выбирают профессию актера? Отличаются ли они от вашего поколения?
— Да, очень отличаются. Вы знаете, мы были очень наивными, зашоренными. Нас приучили смотреть на все в определенном ракурсе и никак иначе. Мне кажется, что сегодняшняя молодежь гораздо шире мыслит и, может быть, она более практична… Мы были романтиками. Сегодня практицизм — на первом месте. Ведь мужчины почти не идут сейчас в театральные вузы. Я понимаю, то, что молодежь знает об актерской жизни, не вызывает желания выбрать для себя этот путь. Вот, например, Борис Новиков умер в нищете и забвении, а какой был артист! Сегодня актерская профессия выглядит очень непривлекательно для молодых. А во времена моей молодости, актер был не просто исполнителем ролей — это идеолог, уважаемый человек. Но, тем не менее просматривая новые фильмы, я убеждаюсь, что талантов не то, что не меньше, их больше! Такое впечатление, что они просто очень быстро размножаются.
Каких молодых актеров, фильмы вы бы отметили сегодня?
— Я не хочу давать каких-то оценок, ведь это мои коллеги. Я думаю, каждый имеет право для себя определять, что хорошо, а что плохо. Что касается профессии, то я могу сказать, что очень много сегодня грамотных актеров, но немного действительно талантливых, к сожалению. Но это всегда так было, человек 25—30 на всю огромную страну.
— Какой ваш распорядок дня, как отдыхаете?
— Встаю я достаточно рано, никак не позже девяти. Обязательно делаю зарядку, теперь нагрузки в связи со здоровьем небольшие. Раньше я занималась два часа, потом полтора, потом полчаса, а сейчас 10—15 минут. Потом, естественно, душ. Обязательно обливаюсь холодной водой, это непременно, помогает сохранить здоровье и голос. Затем я сначала кормлю свою любимую собаку, и только потом завтракаю сама. После этого еду на репетиции или по другим делам.
06.11.2001 12-33
|