Евреи кавказской национальности
Novayagazeta.ru
В дни магнитных бурь и на переломах погоды в тихом городе Йошкар-Оле обостряются национальные проблемы. Нет, с виду тут все спокойно. Гуляют люди с собачками, и никто не кричит им вслед, что кавказскую овчарку следует выдворить из города и что Россия — для русских лаек. И даже доберманов, чья порода на слух воспринимается весьма подозрительно, никто не требует отправить на их историческую родину. К собакам пока претензий нет. С людьми немного похуже. Вот кто-то изрисовал грубыми ругательствами здание Еврейского общинного центра. Самое доброжелательное слово на стене — "суки". Или это все же к собакам относится?
НАШЕ — ВАМ. С КИСТЬЮ
Как в Йошкар-Оле найти прокуратуру? Это просто. Нужно пройти мимо дома с шестиконечной звездой и надписью, поясняющей, кого надо бить, чтобы спасти Россию. Потом свернуть налево и двигаться к дому, где под аркой начертаны рекомендации по очистке города от лиц, у которых одна из частей тела избыточно смуглого цвета. Дальше будет забор, где для тех, кто еще не сориентировался, аналогичные надписи сделаны более крупно и доходчиво. Ну а там до прокуратуры несколько шагов, но делать их не стоит. В прокуратуру уже обращались активисты местной общественной организации "Человек и закон". Им квалифицированно пояснили, что возбуждать дело по фактам разжигания национальной розни нет оснований.
Ну то есть не надо сгущать краски. Наоборот, краски следует развести и замазать ими надписи, позорящие город своей неграмотностью и наводящие тень на национальный плетень. Вот, скажем, намалевали шестиконечную звезду и слово "смерть" на доме прямо под мемориальной доской, извещающей, что улица названа в честь композитора Якова Эшпая. Вроде бы намекнули, что человеку с такой фамилией лучше лишний раз из-за рояля не выглядывать, но промашка с национальностью композитора вышла чудовищная. Видимо, никто не объяснил рисующим, что скончавшийся сорок лет назад музыкант-фольклорист Яков Эшпай — гордость марийского народа. Как и его сын, ныне здравствующий Андрей Эшпай, написавший много хорошей музыки, в том числе и пронзительную песню "Сережка с Малой Бронной".
Итак, надписи на стенах было решено закрашивать — прокуратура дала такое предписание жилкомхозу. Ну а члены организации "Человек и закон" не стали дожидаться, когда муниципальное предприятие справится со скучным поручением. Они сами обходят город с банкой краски и на глазах изумленных прохожих закрашивают призывы бить и спасать.
"И помнит мир спасенный..." — поется в песне Андрея Эшпая.
Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой тоже спасали Россию. Помнит ли она — от кого?
БИТЫЙ ПТИЦЕВОД
И 83-летний житель Йошкар-Олы Лев Натанович Вейцман, как мог, спасал Россию — в 1941 году студент биологического факультета МГУ добровольцем ушел на фронт. Потом были госпиталь, учеба и работа в Институте генетики. Чем мог заниматься молодой ученый Вейцман в эпоху борьбы советской науки с пресловутым вейсманизмом-морганизмом? Ясное дело — разводить "вейцманизм". Видимо, за это (других причин не было) его, фронтовика, и выгнали из института, и следующие три года он насаждал свой "вейцманизм" уже в качестве грузчика.
Имя Льва Вейцмана, как и Якова, и Андрея Эшпаев, упоминается в Большой советской энциклопедии. Профессор из Йошкар-Олы — крупнейший в стране специалист по разведению цесарок. Эта птица, которую Вейцман называет двоюродной сестрой курицы, теперь обитает не только в саванах и кустарниках к югу от Сахары, но и на Акашевской птицефабрике к востоку от Йошкар-Олы. Первая отечественная порода цесарок под названием "волжская белая" выведена им, Львом Вейцманом, от которого, как теперь выясняется, желательно очистить столицу Марийской Республики. Чтобы лучше жилось оставшимся.
Опять-таки не будем сгущать и перегибать. Надо видеть, каким уважением пользуется на птицефабрике пожилой профессор в стареньком пальто. Надо принять во внимание, что совсем недавно, перед Днем Победы, в еврейскую общину приехал главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Валериан Егоров и с добрыми пожеланиями вручил Льву Натановичу памятный нагрудный знак "За мужество и любовь к Отечеству", учрежденный Международным общественным фондом имени Георгия Жукова.
Однако из песни слова не выкинешь, а со стены слова стереть не успеешь. К моменту визита высокого федерального чиновника в общину все задушевные призывы и угрозы красовались на стенах здания, дверях и даже на соседнем металлическом гараже. Тоже своего рода памятные знаки.
ПРИСТАЛЬНО, КАК ПРИ СТАЛИНЕ
Кавказцев в Йошкар-Оле считают по осени. Осенью прошлого года, когда страна переживала "Норд-Ост", официальная газета "Марийская правда" дала подробную выкладку: сколько кавказцев в республике живет и чем они тут занимаются. Неожиданно выяснилось, что грузины, которых мы по наивности считали нацией художников и музыкантов, — непревзойденные мастера по угону автотранспорта. Дагестанцы, легковерно принимаемые нами за поэтов, чеканщиков и резчиков по дереву, оказывается, крупные спецы в сфере вымогательства. Ну и так далее, вплоть до чеченцев, от которых, само собой, можно ждать любых неприятностей. В заголовке статьи эффектно заявлено: "В Марий Эл жили и Дудаев, и Басаев, а Усам живет в ней до сих пор". Ясное дело, первые двое были однофамильцами известных чеченских лидеров, а владелец магазина Усам Элиханов оказался выпускником Уральского политехнического и спортсменом-каратистом, имеющим репутацию порядочного человека, но очень уж кстати подвернувшимся для производственных нужд газеты.
"Когда на территории республики проживали порядка 80 чеченцев, — говорится в статье, — за ними пристально наблюдали сотрудники правоохранительных органов и спецслужб. Война уже шла, поэтому и от наших чеченцев ждали гадостей. Тогда следить за ними была возможность. Теперь, когда их число увеличилось в несколько раз, контролировать ситуацию нереально. Однако наиболее активные члены диаспоры остаются в поле зрения спецслужб. Жизнь заставляет".
Жизнь заставляет сделать предположение, что далеко нам до решения межнациональных проблем, если за каждым из 80 чеченцев "пристально наблюдали" только потому, что они — чеченцы. Тут, видимо, возможно лишь поэтапное урегулирование: допустим, если спецслужбы наблюдают за 60 чеченцами из 80, — это мир, за 40 — это сотрудничество, за 20 — это нерушимая дружба.
Понятно, та статья вызвала протест. Местное отделение Союза мусульман России выступило с открытым письмом. В нем говорилось, что подобные материалы о выходцах с Кавказа "не просто оскорбляют человеческое достоинство, но и представляют угрозу национальной безопасности страны, так как подстрекают к разжиганию национальной розни". Власть вынуждена была отреагировать. Газета получила предупреждение от представителя Министерства печати РФ в Приволжском федеральном округе. Тема переместилась на стены и заборы.
ЗА СЧАСТЬЕ БЕЗ ДРУЖБЫ
— Мы провели мониторинг: "Проявление национализма, нетерпимости и ксенофобии на территории Республики Марий Эл", — рассказывают руководители организации "Человек и закон" Ирина и Сергей Подузовы. — Было выявлено несколько групп людей, пропагандирующих насилие. В первую очередь это незарегистрированное, но действующее отделение РНЕ, потом скинхеды и региональное отделение концептуальной партии "Единение".
Не так давно те же активисты РНЕ во всем черном маршировали по улицам. Сейчас они заметно повзрослели и посолиднели. Как и их фактические единомышленники из "Единения", они намерены не пугать прохожих, а усилить пропаганду своих идей и внедриться во власть. Впрочем, власть у нас такова, что прийти к ней можно и безо всяких идей. А уж с такими идеями, которые излагаются на заборах, иной кандидат вполне может выглядеть бескорыстным борцом за счастье народа.
Ну а быть борцом за дружбу народов нынче нерентабельно. Что вообще такое — дружба народов? Что-то знакомое? Ну конечно: так назывался орден, которым в свое время была награждена Марийская Республика
05.06.2003 13-36
|