В еврейских домах теперь другие хозяева - репортаж из Самарканда и Бухары
RUJEN
"А какие народы живут в вашем городе?" - спросили мы у самаркандского таксиста. "Многие живут, все живут – таджики, узбеки живут. Много кто. Русские, корейцы живут, даже цыгане". "А евреи?" - "Евреи раньше тут жили, да, но мало осталось. Все уехали, в Америку, в Израиль, в Германию".
Таксист достаточно точно обрисовал ситуацию. Евреи действительно раньше жили в Самарканде в большом количестве, до революции концентрировались в основном в "махалле" - еврейском квартале в старой части города, где было более 20 синагог.
Сейчас во всем Самарканде около 1000 евреев. Половина самаркандских евреев - "бухарские", половина - ашкеназы, оставшиеся в городе после эвакуации со времени войны. Непосредственно в махалле живет, по разным сведениям, от 30 до 40 еврейских семей. В Самарканде действуют 2 синагоги, и в обеих даже набирается миньян, по крайней мере в шаббат.
Председатель синагоги в махалле сейчас живет в США, но продолжает поддерживать синагогу и приезжает почти каждый месяц.
"Да, бухарцев и ашкеназов в нашем городе около тысячи, - говорит он. - Есть еще горские евреи. Ашкеназы более ассимилированы. Многие самаркандские евреи уехали, но дом человека все равно там, где он родился. Я приезжаю каждый месяц. Моя семья соблюдает кашрут. Раз в неделю приезжает резник из Бухары и обеспечивает самаркандских евреев кошерным мясом. Раньше улицы махалли были запружены народом, и все это были евреи".
В конце июня в еврейской махалле в Самарканде опять появились толпы евреев на улицах – это были участники летней школы по иудаике.
Студенты и преподаватели из России, Узбекистана и Израиля после лекций по истории евреев Средней Азии и еврейско-исламским контактам решили попытаться найти материальные следы изучаемой культуры.
Исчезновение происходит на глазах. В бывших еврейских домах теперь другие хозяева, которые после переезда успели сделать ремонт, если не перестроить дом. Участники семинара с помощью Маркиэла Фазылова, лидера самаркандской общины, нашли старый еврейский дом с сохранившимися орнаментальными росписями на стенах, надписями на иврите и видами Эрец-Исраэль. Во дворе – гора кирпичей. Таджик, который купил этот дом, делает ремонт. Говорит, что не будет закрашивать росписи, а будет реставрировать, потому что собирается сделать музей и построить напротив гостиницу.
Дом колонтара (старосты общины до революции) в европейской части города сохранился, и теперь в нем музей. Работница музея сказала, что дом был добровольно передан хозяином советской власти. Маркиэл Фазылов после объяснил, что эта акция была вынужденной - советская власть просто не оставила колонтару выбора.
В другом сохранившемся большом еврейском доме располагается чайхана.
В Самарканде работает йешива. Коля, один из ее студентов, рассказывает: "Моя мама из ашкеназов, папа - бухарский еврей, в семье соблюдают шаббат и праздники. У меня есть друзья среди узбеков и таджиков, но "русифицированных".
Еврейская молодежь не хочет оставаться в Самарканде. В качестве причины, однако, называется не антисемитизм ("Это у вас в Москве, говорят, антисемитизм, а у нас все спокойно"), а низкое качество образования (в еврейской среде по-прежнему популярно медицинское), низкий уровень жизни и отсутствие перспектив.
Работники молодежного отдела Еврейского агентства сказали, что с проявлениями антисемитизма сталкивались всего один раз, когда стояли на улице возле входа в здание Сохнута (на котором нет никакой вывески), и проходившая мимо русская старушка пробормотала "жиды проклятые".
В русском культурном центре, наоборот, жалуются на антирусские настроения и говорят, что хотят уехать в Россию. В Бухаре сейчас евреев еще меньше - около 500. Действует еврейская школа, где учатся 150 детей. Принимают туда не только "галахических" евреев. Во внутреннем дворике висит плакат с цитатой из высказывания Ислама Каримова.
Есть представительства большинства еврейских организаций, действует синагога. В еврейском квартале живут сейчас мусульмане, но есть и несколько еврейских семей. В поисках сохранившихся интерьеров еврейских домов мы познакомились с еврейской семьей, у младшего члена которой на днях была бар-мицва. Еврейское кладбище в довольно хорошем состоянии. Последнее захоронение - 2000 года. На могилах людей, умерших при советской власти - плиты с портретами, что не соответствует еврейской традиции, но при этом – надписи на иврите.
03.07.2003 10-20
|