Ширак признал преследование евреев
jewish.ru
Речь президента была, помимо юбилейного повода, направлена еще и на то, чтобы успокоить, приободрить еврейское сообщество, охваченное вполне обоснованным беспокойством. По случаю 60-ой годовщины Совета еврейских общин Франции (CRIF) президент Республики произнес в Елисейском дворце слова, которых ждали многие представители еврейской диаспоры, обеспокоенные увеличением числа антисемитских актов, отмеченных за последние месяцы. Выступая перед приглашенными — Ади Стегом (Ady Steg), Тео Клейном (Théo Klein), Жаном Каном (Jean Kahn), Анри Айденбергом (Henri Hajdenberg), нынешним руководителем CRIF Роже Цукерманом (Roger Cukierman) и Симоной Вейль, председателем Фонда памяти «Холокост» (Shoah), глава Республики напомнил, что был первым, кто в 1995 году признал, что «французские евреи между 1940 и 1944 годами подвергались преследованиям, травле и депортациям при поддержке и попустительстве со стороны государства» .
Подчеркнув, что Франция обязана воздать «долг памяти», президент обещал бороться с негативными проявлениями во французском обществе и пожелал, чтобы преподавание уроков Холокоста в колледжах и лицеях страны продолжалось: «Мы не собираемся потворствовать тому, что в некоторых классах и в наши дни можно встретить проявления геноцида. Такие факты оскорбительны для чувства достоинства всей нации и всего государства. Борьбу с этим мы рассматриваем в качестве одного из столпов государственной идеи Французской Республики» , — заявил Ширак.
Вспоминая дорогу, пройденную CRIF со дня своего создания, президент сказал собравшимся: «В борьбе против антисемитизма Франция — с вами. Поскольку именно на Францию нападают, нападая на еврея из-за его еврейства. Поскольку именно Францию оскорбляют, поджигая на ее земле синагогу. Поскольку именно Франция оказывается униженной, когда из-за национальной и религиозной принадлежности еврейскому ребенку приходится менять колледж, чтобы избежать придирок, угроз и оскорблений. И когда евреи, не чувствуя себя в должной мере понятыми, поддержанными, защищенными, утрачивают доверие к своей собственной стране, то это угрожает национальной безопасности всей Франции» .
«Республика гарантирует защиту закона всем своим детям. Антисемитизм противен каждой стороне нашей национальной идеи. И потому — неприемлем. Поэтому правительство проявляет и будет продолжать проявлять устойчивое повышенное внимание по отношению ко всем актам и ко всем речам антисемитской направленности» , — сказал Жак Ширак. И добавил: «Мы не собираемся потворствовать преступлениям и разжиганию ненависти. Франция не является антисемитской страной» .
Глава государства, заявил, что Франция не является «конгломератом объединений», подчеркнув, что «Республика, которая с уважением и пониманием относится ко всем национальным и религиозным проявлениям, должна оставаться единой и неделимой, и права сообществ или частных лиц не должны ущемляться в этом отношении».
Глава Французской Республики обладает умением одновременно быть «и просемитским, и проарабским» (а заодно, вероятно, и «немного антисионистским»). И все же сегодня никто не посмеет обвинить Жака Ширака даже в малейшем проявлении антисемитизма. «Да, преступному безумству оккупантов способствовали французы, французское государство (...) которые в те дни совершили непоправимое. Изменив данному слову, Франция предавала своих подданных в руки их палачей…».
Всего несколько слов. Несколько выражений из речи, произнесенной 16 июля 1995 года в парижском сквере Мартир дю Вель д’Ив (Martyrs-du-Vél-d'Hiv) во время церемонии по случаю очередной годовщины событий 16–17 июля 1942 г. Однако произнеся эти слова и признав ответственность «французского государства» за антисемитскую политику Виши, Жак Ширак тем самым перевернул страницу истории Франции. Признав то, что отрицалось всегда, он с однозначно порвал с официальной доктриной. «Важнейшее историческое событие» , — так это оценивает сегодня президент CRIF Роже Цукерман (Roger Cukierman). Это жест, который знаменует разрыв с голлистским учением и с итогами второго семилетия президентства Франсуа Миттеррана, омраченного скандальными разоблачениями относительно его прошлого в Виши. Это, наконец, жест, который приводит в порядок достаточно непростые отношения, установившиеся с окончанием Второй мировой войны между еврейским сообществом и властью.
Однако, несмотря ни на что, несмотря на очень теплые отношения, которые президент уже давно поддерживает с представителями еврейского сообщества, несмотря на свое постоянно подтверждаемое желание бороться с любыми проявлениями экстремизма и «открыто смотреть в глаза истории» (усилия по проведению реституции евреям Франции, завершившиеся созывом комиссии Маттеоли, опубликовавшей свой доклад в апреле 1999-го, и др.), некоторые французские евреи не скрывают нарастающего беспокойства. Их волнение объясняется именно увеличением числа антисемитских актов в стране в результате последних изменений международной обстановки.
Во время президентской кампании и когда интенсивность антисемитских актов удвоилась в связи с кризисом в Ближнем Востоке, эта тревога возросла. Когда на следующий день после пожара в марсельской синагоге Жак Ширак нанес неожиданный визит в маленькую синагогу Гавра, чтобы выразить свое «негодование по поводу этих недостойных для Франции и французов актов» , молодая женщина, сожалея о том, что рост антисемитизма во Франции не будет в должной мере освещаться средствами массовой информации и правительством, заметила: «Проблема в том, что весь мир боится арабов» .
Ощущение того, что во Франции сейчас наличествует нечто вроде «роста цен» антисемитизма, распространено достаточно широко. Некоторые, к примеру, убеждены, что Жак Ширак решил «пожертвовать еврейский электорат мусульманскому электорату, который в десять раз важнее» , — так, по крайней мере, считает депутат Пьер Леллуш (Pierre Lellouche). Руководитель отделения CRIF в департаменте Рона-Альпы (Rhône-Alpes) Ален Якубович (Alain Jacubowicz) в ноябре прошлого года заявил: «Кризисная ситуация на Ближнем Востоке одинаково больно бьет и по евреям, и по арабам. И потому утверждать, что виновные в совершении антисемитских актов принадлежат исключительно арабо-мусульманскому сообществу, значит наносить оскорбление всем членам этого сообщества» .
По правде говоря, Жак Ширак и сам был достаточно озабочен происходящим, чтобы не найти в себе мудрости признать это — в своем интервью «Нью-Йорк Таймс» (New York Times) в сентябре 2002 года. Но проблема, к сожалению, разрастается: в то время, как положение на Ближнем Востоке делается напряженнее, что когда-либо, некоторым евреям Франции трудно допустить, чтобы Жак Ширак оставался лишь на такого рода проарабских позициях. Таким образом, президент продолжает установленную де Голлем традицию, но, кроме того, даже при самом поверхностном анализе, он «чутко относится и к голосу жертв арабского мира, идущего по пути отторжения Запада» .
Можно ли быть и проарабским, и проеврейским? Видимо, да. По крайней мере, Жаку Шираку, организовавшему, будучи премьер-министром при Жискаре (Giscard), ужин, во время которого Саддама Хуссейна он разместил недалеко от Симоны Вейль (Simone Veil) и Жака Фридмана (Jacques Friedman), не понимая, в чем, собственно, проблема. Согласно утверждениям депутата UMP Пьера Леллуша, подвергшего резкой критике, проводимую Францией в иракском кризисе политику, глава государства имеет особенность быть «и просемитским, и проарабским» (а заодно, вероятно, и «немного антисионистским» ). «Жак Ширак признает и ценит Израиль, однако его позиция по отношению к нынешнему израильскому правительству не всегда благоприятна» , — уточняет Роже Цукерман.
Как бы там ни было, сегодня никто не посмеет обвинить французского президента даже в малейшем проявлении антисемитизма. К тому же, как сообщает один из его близких родственников, Жак Ширак «был уязвлен» кампанией, проводимой некоторыми американскими средствами массовыми информации, которые обвиняли Францию в том, что она стала антисемитской страной. «Оценка положения вещей, при которой “его” Францию уличали в антисемитизме, перечеркивала все сделанное им в этом направлении и потому была для него невыносима» , — рассказывает один из его советников.
Такое и впрямь может вызвать улыбку. Антисемит Жак Ширак — и в этом его годами обвиняет Жан-Мари Ле Пэн, который сам является (как следует из приевшихся напевов ультраправых) объектом «еврейского заговора» ! Антисемит Жак Ширак — и это он, который старался лично принимать некоторых жертв антисемитских нападений!.. Нет, обвинение не выдерживает критики. В бытность мэром Парижа Жак Ширак даже щедро одарил субсидиями Любавич —ортодоксальных евреев, которые ответили ему искренней благодарностью.
Простая формальность? Не только! Глава государства не теряет связь со своими корнями или культурой. Он отвергает общинную замкнутость, но, в тоже время, весьма привязан «к передаче традиций в различных объединениях» , как анализирует его позицию Кристина Альбанель (Christine Albanel), бывший советник, которую, перечитывая свою речь в Вель д’Ив, он спросил: «Как ты полагаешь, мы зашли не слишком далеко?» .
26.05.2003 11-42
|