Еврея заменили на вопрос
"Коммерсантъ"
Торгово-ярмарочный комплекс "Москва" с февраля нынешнего года ведет активную рекламную кампанию. На улицах города висят 43 плаката, изображающие представителей разных народов, которые с помощью характерных для своей нации прибауток рекламируют торговый комплекс. Например, изображение чукчи сопровождается надписью "Дешево, однако!", изображение жителя Средней Азии – "Туда не езжай, сюда езжай!". На шести плакатах был изображен еврей с пейсами и в кипе, сообщающий о том, что "'Москва' работает и по субботам!"
Изображение еврея на рекламных щитах с самого начала вызвало протест ряда религиозных и общественных организаций. Генеральный директор Московского бюро по правам человека Александр Брод сообщил Ъ, что еще в апреле эта организация совместно с ассоциацией "Еврейский мир" обратилась к руководству "Москвы" с просьбой заменить еврея и упоминание о субботе на что-то более нейтральное. "Мы пытались выйти на контакт непосредственно с руководством ярмарки,– отметил господин Брод.– Но 'Москва' отвечала нам, что все вопросы будет обсуждать только в суде. Тогда мы подали в суд, потому что считаем, что такая реклама недопустимым образом задевает религиозные чувства десятков тысяч верующих евреев. Сумму морального ущерба мы оценили в 200 тыс. рублей, которые намерены взыскать и с 'Москвы', и с рекламного агентства".
Между тем 28 августа рекламное агентство "Огниво", являющееся дочерним предприятием "Москвы" и рекламирующее только услуги этого ярмарочного комплекса, не дожидаясь суда, заменило на шести спорных щитах еврея на большой вопросительный знак. К фразе "'Москва' работает и по субботам!" было добавлено слово "тоже".
В самой "Москве" утверждают, что изменения в рекламную кампанию были внесены не из-за судебного иска. "Мы готовы к суду,– сообщила Ъ руководитель отдела рекламы торгово-ярмарочного комплекса 'Москва' Татьяна Грачева,– потому что у иска нет никаких перспектив. Мы не призывали верующих евреев совершать покупки в священную для них субботу, а просто констатировали факт – 'Москва' и в самом деле работает и по субботам. Замена еврея на знак вопроса связана с плановыми изменениями в нашей рекламной кампании – это не результат давления общественности, а планомерная маркетинговая деятельность. Мы уверены, что наша реклама не оскорбляет евреев".
Директор юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков считает, что иск практически беспроигрышный. "Мне кажется, у иска хорошие перспективы,– отметил господин Усков,– смысл состоит в том, что любое упоминание о религиозных чувствах и их особенности можно признать нарушением свободы вероисповедания как по Конституции, так и по Гражданскому кодексу РФ". По мнению господина Ускова, сумма иска определена вполне адекватно, тем более что, по словам юриста, "на рынке наружной рекламы 200 тыс. не деньги".
Слушания в арбитражном суде Москвы назначены на 4 сентября.
02.09.2003 14-07
|