Михаил Теплицкий - человек с контрабасом
MIGnews.com
В канун Международного дня театра моноспектакль "Контрабас" (автор - Патрик Зюскинд; режиссер - Игорь Березин; исполнитель главной роли - Михаил Теплицкий) был номинирован на приз Израильской театральной академии в категории "Лучший авангардистский спектакль года".
Однако, когда дело дошло до раздачи статуэток, академики остановили свой выбор на работе более "заслуженного" коллектива. В Израиле, увы, громкое имя нередко перевешивает значимость вырабатываемого им "продукта". Иное дело на международном конкурсе "Театронетто", жюри которого присудило "Контрабасу" первую премию, а Михаила Теплицкого назвала в числе лучших исполнителей нетрадиционного театра.
Но в любом случае повод для знакомства с Мишей был найден. Дома у него, как на авангардной сцене, - сплошной минимализм. Стол, пара стульев и полное отсутствие телевизора, телефона и интернета. Входная дверь "по совместительству" играет роль вешалки, на которой висит фрак из "Контрабаса".
На этом описание "богемского гнезда" и завершается. Впрочем, бывает Миша здесь не часто. Человек он занятый - театр, телевидение, реклама да еще резервистские сборы, на время которых Теплицкий меняет театральные подмостки на караульную вышку, а "Контрабас" на "Галиль".
Такое вот своеобразное "раздвоение личности" вообще характерно для Теплицкого. По большому счету, он "наш" и "не наш", "русский" и израильтянин, актер, давно состоявшихся и только ищущий себя на сцене.
Выпускник знаменитого питерского ЛГИТМИКа и не менее знаменитой израильской театральной школы "Бейт-Цви", с одинаковым успехом играет на русском и иврите. Он успел поработать в Александринском театре Санкт-Петербурга, в "Гешере" ("Дело Дрейфуса", "Идиот", "Три сестры", "Сон в летнюю ночь", "Дон Кихот"), в антрепризе Михаила Козакова ("Чествование"), в театре "Маленький" у Игоря Березина ("Игра", "Старуха и Чудотворец"). И еще на телеканале "Израиль+", где блистает в дуэте со стильной Анастасией Михаэли (передача "Прелести жизни: он и она").
И откуда ж ты такой взялся?
Из Баку. Там я родился и вырос. В 12 лет дебютировал в самодеятельном театре "Романтик" под руководством Семена Михайловича Штейнберга, в тринадцать стал ведущим детских телевизионных программ. Никаких прочих талантов у меня не обнаружилось, так что "пришлось" идти в актеры.
И вот еврейский мальчик из Баку:
Замечу, очень упитанный еврейский мальчик:
Хорошо, и вот очень упитанный еврейский мальчик из Баку решает поступить в один из престижных театральных вузов страны Советов. Но не в Москве, а в Ленинграде. Там что к людям с фамилией Теплицкий относились терпимее?
Об этом я думал в последнюю очередь. Просто в "антиалкогольном" 1985 году Москва была закрыта из-за Международного фестиваля молодежи и студентов, и все ринулись в Питер. Там, естественно, было великое столпотворение. Но я выдержал дикий конкурс. И поступил с первой попытки.
Несмотря на упитанность?
Несмотря на все, кроме этого. За время подготовки к экзаменам я так похудел, что от прежней упитанности и следа не осталось.
Евгения Додина, которая училась в Щукинском у Анатолия Эфроса, как-то вспоминала, что на первом же занятие Маэстро сказал: дай Бог, чтобы из вас три-четыре человека в люди вышли:
Ну, это еще хорошо! С двух-трех параллельных курсов большим актером в лучшем случае становится один. Руководитель нашего мастер-класса Зиновий Карагодский однажды сказал: "Миша, с вашего курса (а нас было 30 человек) я взял пятерых, а остальные - это вокруг".
Приятно, быть "избранным"?
Народом? Ага!
А актером?
Тоже ничего!
Ты успел закончить ЛГИТМИК?
Успел, экстерном.
Это как?
В начале 1990-х в Баку шли армянские погромы. Моя семья, которая там оставалась, решила срочно покинуть "горячую точку". Я же учился на третьем курсе. К нам в институт как раз приехала делегация театральной школы "Бейт-Цви", что в Рамат-Гане. По культурному обмену, как тогда говорили. Я подошел к ребятам и сообщил, что собираюсь ехать в Израиль, но прежде должен закончить институт. Мне ответили, что "советская бумажка" никому на исторической не нужна. Приедешь, мол, и доучишься у нас. Но мне было жаль бросать ЛГИТМИК. И мне впервые за всю историю института мне разрешили закончить его экстерном. Потом еще год я "переучивался" в "Бейт-Цви".
В каком смысле?
В смысле переучивался играть на иврите. Я не просто заучивал роли, а пытался понять, что делаю. Уже через полгода я играл в выпускном спектакле "Варшавская мелодия"! Два часа сплошного иврита! Я был уверен, что никогда этого сделать не могу. Но вышел на сцену, открыл рот и... заговорил. У меня просто иного выхода не было.
Волны Большой алии "прибили" к берегам Израиля огромное количество талантливых актеров. Однако немало из них сломались, ушли из профессии, уехали:
Это их личные трагедии. Наверное, в том и состоит заслуга окружающих меня людей, что я все-таки остался в профессии. Тут есть и элемент случайности, и своя закономерность. Я всегда хотел быть еврейским актером, принадлежать национальной культуре. Переездом в Израиль я решил свои внутренние проблемы. Правда, приобрел другие. Я ведь приехал в Израиль сразу после института, еще не оформившимся актером, без навыков, без уверенности в себе, без языка.
Многие за эти "приобретенные навыки" долго расплачивались, подметая улицы или стоя на "стреме" возле супермаркетов. Знаешь об этом?
Мне тоже довелось сполна хлебнуть "олимовских радостей". Вместе с приятелем мы драили посуду в ресторане. Рядом работали ребята из Газы. Они все время нас расспрашивали про автомат "калачников". А еще у них были большие острые ножи, которыми они ловко орудовали, разрезая картошку на куски. При этом все время показывали на нас. И мы решили, - хватит!
Классическая сказка про еврейскую Золушку: с кухни - да прямо на сцену!
Что-то в этом роде. Хотя Золушке помогали волшебники, мне же пришлось пробиваться самому.
С тех пор ты наиграл целую кучу ролей. Какими особенно гордишься?
В 1992 году режиссер Владимир Портнов поставил в "Габиме" спектакль "Мутанты". Роль Юльки до сих пор остается самой любимой. А еще Тузенбах в чеховских "Трех сестрах". Это уже театр "Гешер".
Говорят, у каждого актера есть "кладбище несыгранных ролей". У тебя есть такие?
Я реалист, и прекрасно понимаю, что второй раз Тузенбаха я уже не сыграю:
А Гамлета сыграешь?
Думаю, когда-нибудь сыграю. Я вообще страшно люблю Шекспира, он мне особенно близок и я очень хочу его играть. А вообще-то "гамлетовский вопрос" - чисто русский. Мои израильские коллеги как-то не задумываются над ним. Главный режиссер "Габимы" как-то сказал, что проблема израильского актера состоит в том, что он не мечтает сыграть Гамлета.
Ты суеверен?
Как все актеры. Есть у нас такое поверье: если тетрадка с ролью упала на пол, на нее непременно следует сесть. Израильские коллеги над такими "странностями" смеются. Был однажды Беэр-Шевском театре такой случай. У одной актрисы перед генеральной репетицией вывалился из рук текст. Режиссер Марк Хасман сказал ей: "Быстрей сядь или наступи на него, но что-то сделай!" Актриса лишь засмеялась в ответ, мол, отвали ты со своими глупостями. И вот после генеральную всю ее роль вымарали. Как же теперь не верить в актерские приметы!
А театральные сны тебе снятся?
Это просто кошмар. Когда начинал в "Гешере", у меня был период сплошных вводов на роли. Спустя несколько лет приснилось мне, что выхожу на сцену и никак не могу вспомнить, какой сегодня идет спектакль. И только успеваю спросить: "Про что пьеса? Хотя бы намекните, что я должен делать?" А в ответ - тишина: Проснулся в холодном поту. В жизни, слава Богу, такого не было. Все это страхи, которые сами в себя загоняем.
Приступая к работе над "Контрабасом", ты отдавал себе отчет в том, что в этой роли уже блистает Костя Райкин? Ты не боялся, что тебя все время будут сравнивать с ним?
Естественно, понимал. Но не боялся. "Контрабас" мы с Игорем Березиным делали для "Театронетто", где о Райкине никто не слышал. К тому же играю на иврите.
Но ведь у этого спектакля есть и русскоязычная версия.
Она появилась в тот момент, когда мне предложили сыграть "Контрабас" в Еврейском культурном центре Москвы. Я долго тянул с ответом, все не решался. И тут в Израиль приехал на гастроли Константин Райкин. Я посмотрел его работу и понял, что его "Контрабас" - совершенно о другом. Райкин рассказывает о музыке в жизни человека. Я же играю маленького человека, загнанного в угол собственными комплексами. Кроме того, мы с Райкиным находимся в разных возрастных категориях. Пьеса выводит в главные герои человека 35 лет. Мне как раз столько же. В каком-то смысле я играю самого себя.
Есть еще какие-то общие черты у тебя и твоего героя?
Мой герой катастрофически не реализован. Я думаю, что ни один нормальный актер не считает себя вполне реализованным, даже если он играет одних только Гамлетов и Дон Жуанов. Я чувствую впереди себя воздух, но знаю, что мне есть куда идти.
В известной песне утверждается: "Был он смел и удачлив, но счастья не знал"? Это про тебя?
Намекаешь на то, что я до сих пор числюсь в холостяках? В этом смысле счастье еще впереди.
А мне-то казалось, что поклонницы должны на тебе висеть пачками:
(улыбается) Мне бы тоже хотелось, чтобы это было именно так
Выходит, пока единственная твоя любовь - театр?
С недавних пор к ней прибавилась еще одна - телевидение.
О, эти "Прелести жизни"! Интересно, как ты сумел окружить себя ими?
Это не я себя окружил, а Оля Медведева-Премингер. Она прекрасный редактор, настоящая "мама" нашей передачи. Она монтирует, снимает, пишет, не спит по ночам... Что хорошо в этой программе, - так это то, что она живая. Мы все время что-то меняем, выдумываем на ходу. Мне это нравится. Подобного нет нигде. Мы ничего не подсмотрели, не переняли.
Говорят, что для полноты ощущений, ведущий обязательно должен быть немножечко влюблен в свою партнершу. А если это Анастасия Михаэли...
Что касается Насти, то у нас замечательные партнерские отношения. Мне кажется, что нам очень легко вдвоем.
И только?
И только. Если бы речь шла о театре, тот тут можно было бы поискать еще какие-то "подводные течения". На телевидении все иначе. Тут другие правила.
Ладно, поищем другие прелести жизни Михаила Теплицкого. Считается, что машина - любимая игрушка мужчины. У тебя есть водительские права?
Я взял как-то 14 уроков, но все равно настойчиво не замечал красный свет, въезжал под "кирпич". Когда мой инструктор дошел до предынфарктного состояния (а он был в том возрасте, когда все возможно), я решил, что не стану его добивать. На том 14-м уроке мы и распрощались. Он был счастлив. А я же считаю, что своим поступком спас человеку жизнь.
Как ты проводишь свободное от съемок и спектаклей время?
В кровати. В смысле - люблю поспать.
Про актеров говорят, что они поздно ложатся и поздно встают, словом, живут "богемной жизнью".
Я про это читал. Репетиции, съемки, записи обычно начинаются с утра. И надо еще засунуться в душ и как-то добраться:
Ты пунктуальный человек? На свидания не опаздываешь?
Когда я работал с режиссером Владимиром Портновым, однажды припозднился на репетицию. И получил такое, что запомнил на всю жизнь: в театр опаздывать нельзя. Я не знаю, можно ли опаздывать на свидание, но репетицию точно нельзя.
А как ты относишься к деньгам? Легко тратишь или откладываешь на черный день?
Трачу легко. К сожалению. Деньги как-то сами уходят со счета. Потом с ужасом пытаюсь вспомнить, на что потратил, - и не могу. Чтобы компенсировать свою нерасчетливость, мне приходится много работать. Это неравная борьба, и я в ней явно проигрываю.
В "Прелестях жизни" ты так аппетитно уплетаешь всевозможные блюда, что я без труда могу представить, почему Миша Теплицкий в детстве был упитанным ребенком.
Покушать я люблю так же, как и поспать. Однако гурманом себя не считаю. Нет времени привередничать.
Сам-то готовить умеешь?
В "Едиот ахронот" есть рублика "Рецепты от звезд". Однажды мне тоже предложили что-то изобразить. Я прибежал к маме и спросил: "Расскажи, что я умею готовить?" Она мне и сказала, что я умею готовить цыпленка-табака. И быстро-быстро научила меня, как делать это "национальное кавказское блюдо". Ведущий рубрики, отведав мою стряпню, остался жив, чем я особо горжусь. Но это был мой первый и последний кулинарный опыт.
Ты чего-то в жизни боишься?
Боюсь что-то не успеть.
10.04.2003 16-32
|