"Случай Портного"
Даром что роман ранний, старый, аж 1969 года, Филип Рот (1933 г.р.) - вовсе не старикан-сухофрукт, а действующий американский сочинитель. В девяностых годах - не просто действующий, а прямо-таки кавалерист, Буденный: cдал в печать 5 романов, и все получили какую-нибудь премию, включая Пулицеровскую и Национальную книжную. По-русски ничего из этого нет; сам Филип Рот тем временем ждет Нобелевскую по литературе; впрочем, там таких много, и все тоже не дураки: Павич, Льоса, Астрид Линдгрен и т.д.
"Портной" в заглавии - не профессия, но еврейская фамилия: Александр Портной, человек и американский гражданин тридцати трех лет, валяется на кушетке психоаналитика и выкладывает все, что было в его жизни.
На самом деле жалуется (как и в оригинале: "Portnoy s Complaint" - "Жалобы"; у переводчика же сразу получился диагноз). Главный предикат этого американо-еврейского Пьеро - "мастурбировать", в прямом и переносном смысле. Так выражается его потребность в мировой гармонии. "Случай Портного" так и называют в литературоведении - "роман мастурбации", как бывает роман воспитания.
Этот Портной - совершеннейший павиан, он одержим сексом, но поскольку спать ему нравится с нееврейскими девушками, шиксами (с которыми нельзя!), то секс вызывает у него чувство вины, как мастурбация. Замкнутый круг; и смех и грех.
Считается, что Рот пишет ужас как остроумно; это на любителя, скажу я вам. Роман - скажем так - полон вуди-алленовского, несколько эксгибиционистского юмора. Нравы ортодоксальной еврейской общины Нью-Джерси описаны так, что держись: прямо-таки гроздья гнева. Роман, однако, вовсе уже не местечковый - а вполне себе манхэттенский.
20.11.2001 12-57
|