Иосиф Осташинский вымостил дорогу к своим еврейским корням… спичками
Владимир Матвеев
58-летний фотограф и копиист Иосиф Осташинский посвятил двадцать лет созданию миниатюрных макетов синагог, церквей и замков. Строил он их преимущественно из спичек. Больше всего, по его собственному признанию, ему дороги макеты 11 синагог. Минувшим летом макеты знаменитых украинских и зарубежных синагог экспонировались в Киевском общинном центре «Кинор».
Художник особенно гордится изображением Киевской синагоги Бродского. Это сооружение в годы советской власти использовалось под кукольный театр и только в середине 1990-х было возвращено еврейской общине, отреставрировано и обрело свою первоначальную красоту. Осташинский создал макет этой синагоги в 1991 году — к 50-летию трагедии в Бабьем Яре. «Я родился недалеко от синагоги Бродского и влюбился в нее», — сказал Осташинский.
У него уже прошло на Украине 50 выставок, средства на которые выделили местные власти. Его макеты киевских синагог Розенберга и Бродского отражают богатство еврейской архитектуры и культурного наследия конца XIX — начала XX веков. Миниатюры двух старейших украинских синагог — Луцкой синагоги-крепости 1628 года и разрушенной деревянной синагоги, построенной в 1690 году в Погребище Винницкой области, — представляют образцы еврейской архитектуры XVII века.
На каждую такую работу уходит от пяти до десяти спичечных коробков и от восьми недель до целого года. Еще больше времени требуется на то, чтобы отыскать изображения этих зданий в архивах и библиотеках и изготовить модель, по которой делается макет. Коллекция Осташинского насчитывает около 40 работ, каждая из которых чуть больше 0,1 квадратного метра.
Художник говорит, что всегда считал себя евреем. Он вырос в нерелигиозной еврейской семье, где говорили на идише. Осташинский и сегодня владеет этим языком. «Мои родители были светскими людьми, но бабушка Стыся ходила в синагогу на Йом Кипур и молилась за всех нас», — рассказывает он.
Несмотря на инвалидность, полученную во время службы в армии, Осташинский долгие годы работал в типографии. К занятиям искусством его подтолкнули политические и экономические перемены горбачевского периода. Сегодня он ходит в синагогу и является активным членом местного еврейского общинного центра. «Дух моей бабушки, возрождение иудаизма на Украине и моя тяжелая болезнь привели меня к созданию художественных произведений на духовные мотивы», — говорит Осташинский, указывая на свою картину с изображением Второго храма в Иерусалиме.
Художник мечтает, чтобы его работы когда-нибудь стали экспонатами местного музея, особенно макеты синагог: «Я хочу, чтобы они остались в Киеве — как символ богатства украинской еврейской духовности и в память о Бабьем Яре».
18.09.2007 14-32
|