Клод Лелюш: "Думаю, быть евреем — это прекрасно"
«Еврейский журнал»
Кинорежиссер Клод Лелюш родился 30 октября 1937 года в Париже, в семье еврейских выходцев из Алжира, чьи предки в течение трех поколений жили в той стране, куда были вынуждены переселиться из Палестины.
Отец будущего режиссера соблюдал все законы и традиции иудаизма, а мать, будучи нееврейкой, обращенной в иудаизм, всё же больше тяготела к христианской культуре. В своей книге «Баловень судьбы» Лелюш пишет: «Мои родители много спорили из-за этого. А поскольку я рос среди противоречий, то вопросы собственного еврейства и веры представлялись мне крайне запутанными».
Тем не менее к началу Второй мировой семья Лелюша покинула Париж и переехала на юг страны. А уже через неделю столицу Франции оккупировали немцы. «У моего отца был кондитерский магазин, он был торговцем. Но при этом обладал крайне проницательным умом и предполагал, что евреев будут уничтожать, — рассказывал режиссер в интервью французскому журналу Tribune Juive. — И потому при каждом стуке в дверь я прятался в буфете, а под ремнем всегда хранил список телефонных номеров на случай крайней необходимости. Даже сегодня я ощущаю психологические рубцы, оставленные в дни постоянного страха».
В 1945 году отец подарил сыну восьмимиллиметровую камеру. Клод носил ее повсюду, раздражая школьных учителей, приятелей, которые, сами того не желая, становились героями его фильмов. И удивительное дело: их учительница, старая дева с длинным носом и потухшими серыми глазами, всегда носившая одно и то же бесформенное платье, на пленке выглядела совсем не страшной - наоборот, трогательной, грустной и беззащитной. Приятель отца, оператор, которому показали ленты, снятые Клодом, дал ему несколько профессиональных советов, и через некоторое время будущий режиссер смонтировал фильм о войне - «Зло века». Более того, по настоянию родителей он отправил эту ленту на фестиваль в Канны. Нетрудно представить, что почувствовал мальчик, когда из этой киномекки пришло известие, что его работа получила премию за лучший любительский фильм…
В 1956 году Лелюш стал профессиональным режиссером: снял несколько телевизионных короткометражек, в 1957 году запечатлел эпоху хрущевской "оттепели" в документальном фильме "Когда занавес поднимается". Деньги на свой первый игровой фильм "Человеческая сущность" Лелюш попросил у родителей, после чего ему пришлось снять 200 заказных короткометражек - очевидно, для того, чтобы рассчитаться с долгами.
Тогда и родилась у него идея снять мелодраму. Вскоре сценарий, написанный совместно с Пьером Ютеревэном, начал воплощаться на сценической площадке. Название родилось не сразу. «Собственно, о чем этот фильм? - однажды подумал Лелюш, возвращаясь со съемок. - Если отбросить переходные мизансцены, то, в сущности, все сводится к одному: любовным отношениям главных героев. Вокруг этого вертится весь сюжет... Боже, как же это нам раньше не пришло в голову...».
Придя домой, он тут же ринулся к телефону: «Пьер, я придумал: не надо мудрить, пусть будет просто - «Мужчина и женщина». В главных ролях снимались Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян. Поначалу они, уже имевшие некоторый экранный опыт, опешили от напористости молодого, никому не известного режиссера, который покрикивал на них и вообще вел себя так, будто он - мэтр, за плечами которого не один успешно осуществленный проект. Потом актеры привыкли, оценив умение режиссера не только выстроить мизансцену, но и показать, как действовать актерам.
«Мужчина и женщина» триумфально шествовали по миру. Но если на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля режиссер в глубине души рассчитывал, то признание Голливуда явилось для него приятным и неожиданным сюрпризом: лента Лелюша была награждена двумя “Оскарами” (за лучший иностранный фильм и за лучший оригинальный сценарий). Успехом лента во многом обязана потрясающей игре Жана-Луи Трентиньяна и Анук Эме и, бесспорно, великолепной музыке композитора Фрэсиса Лея.
Помимо любовно-мелодраматических историй ("Жить, чтобы жить", "Человек, который мне нравится") и приключенческих картин (детектив "Хулиган", удостоенный престижной премии "Давид"), сатирического фильма "Приключение есть приключение"), Лелюш также сделал фильм-памфлет "Жизнь, любовь, смерть".
Он дал понять, что ему не чужды и некие идейно-философские претензии, но фильм "Добрый и злые" покритиковали за "тенденциозное изображение" французского движения Сопротивления, а фильм "Брак" - за мизантропические мотивы. В картине "Эдит и Марсель" режиссер рассказал о романе «французского соловья» Эдит Пиаф и известного боксера Марселя Сердана, оказавшегося последней любовью в ее и его жизни (здесь, в отличие от большинства картин Лелюша, финал был печальный).
Клод Лелюш всегда придавал большое значение хорошему актерскому составу в своих лентах: в них снимались многие звезды французского кино – такие, как уже упоминавшиеся Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян, а также Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо, Жак Брель, забытые ныне Мари Деа, Мишель Морган и Николь Курсель, Серж Реджани, Катрин Денёв, Жак Дютрон, Жан-Клод Бриали, Лино Вентура, Ришар Боринже.
Клод Лелюш нередко делал героями своих картин французских евреев, страдавших от нацизма в годы войны, а в мирное время - от чрезмерного богатства, ставящего человека в исключительное положение и обрекающего его на жизнь в кругу подлых и алчных подхалимов. Стоит ли за этим личный жизненный опыт Клода Лелюша, испытавшего немало превратностей судьбы: побывавшего на вершине славы, благополучного, но не ставшего признанным мэтром? Вполне возможно. Но Лелюш нашел себя и в бизнесе: он продюсер или сопродюсер (часто - и оператор) своих картин, пишет также сценарии и диалоги. Ему принадлежит не только его собственная студия Les Films 13, но и крупный зрелищный комплекс.
Еврей у Лелюша всегда странствует. «Он нигде не чувствует себя дома. Он — странник, который всё время настороже. Ему некогда быть счастливым. Он постоянно борется с подозрениями и сомнениями, — говорит кинорежиссер. — Сегодня я верю в Б-га. Моя вера проснулась во мне, когда я снимал фильм в Израиле. Находясь там, невозможно не верить в Б-га. Все, что происходит, — к лучшему. Иногда я чувствую, что вдохновение нисходит на меня с небес. Думаю, быть евреем — это прекрасно».
31.10.2007 11-54
|