Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  Диаспора
  История
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


сентябрь
1 8 15 22
29
2 9 16 23
30
3 10 17 24
4 11 18
25
5 12 19
26
6 13 20
27
7 14 21
28



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Вундеркинд собирается заработать на интернет-продажах софта Кошерные стройки "Разведчица" времен застоя займется евреями России и Беларуси Борис Шпигель: " Мы хотим создать влиятельную, серьёзную организацию" Главного раввина "отлучили" от олигархов Вся лента новостей

   
      сегодня: 24.09.2008, среда    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Евреи:  

Гари Каспаров о недельной главе Торы в московском еврейском центре.

МЕГ

Гари Каспаров не мог скрыть волнения. Но его можно было понять. Явно не новичок в публичных выступлениях, бывший чемпион мира по шахматам сказал, что впервые в жизни его пригласили выступить на подобную тему. В один из последних четвергов 43-летний Каспаров говорил о недельной главе Торы в московском еврейском центре.

Его выступление проходило на еженедельном семинаре, который называется "Двар Тора". Каждый четверг в 8 вечера семинар собирает от 20 до 50 человек: бизнесменов, журналистов, ученых и интеллектуалов, многие из которых уже второй год регулярно встречаются для обсуждения недельной главы.

Как и Каспарову, большинству тех, кому предлагается выступить здесь, происходящее в новинку. Среди тех, кто готовит основное выступление, найдется не так уж и мало людей, кто вообще никогда этих текстов не читал.
Семинар возник по инициативе Евгении Альбац, одной из самых известных персон в российской политической журналистике последних двух десятилетий.

Каспаров рассказал, что когда Альбац впервые обратилась к нему с предложением выступить на тему, которая представлялась ему исключительно религиозной, его первым желанием было отказаться.
"Вначале я был шокирован, -- сказал он. — Но когда я узнал, о чем эта глава, возник соблазн согласиться".

В прошлом году Каспаров завершил профессиональную шахматную карьеру, чтобы полностью заняться политикой. И неудивительно, что он превратил свое выступление по главе из библейской Книги Чисел в размышления о свободе и рабстве, о консерватизме массового сознания и способности общества взять на себя ответственность за свое собственное будущее — темам, вполне актуальным для сегодняшней России.

Альбац вспоминает, как начинался ее семинар, как на самое первое заседание пришли всего 15 человек. Она помнит, и как некоторые участники поначалу сопротивлялись самой идее обсуждения Торы.
"Многие приходили и говорили: как мы можем обсуждать это? Это — слова Бога!" -- рассказывает она.

С той первой встречи в сентябре 2004 года большинство участников перестали относиться к дискуссиям вокруг Торы как к чему-то сомнительному, а стараниями Альбац целое созвездие знаменитостей удостоило семинар своими выступлениями.

Список выступавших на семинаре можно читать как справочник "Кто есть кто" в российском бизнесе, журналистке и интеллектуальной элите. Предприниматель Михаил Фридман, адвокат Генри Резник, журналист Евгений Киселев, экс-министр иностранных дел России Андрей Козырев, писатель Виктор Шендерович. Одни делали это из любопытства, других заражал энтузиазм Альбац, которой, как сказал Каспаров, всегда трудно сказать "нет".

По словам Альбац, семинар соединяет в себе идею интеллектуального клуба с традицией изучения и обсуждения Торы.
"Это, в первую очередь, интеллектуальная дискуссия. Но при этом за два года мы не пропустили ни одной недельной главы".
Один из участников недавнего семинара сказал, что за два года пропустил всего несколько четвергов.

"Для меня это – самое значимое событие в жизни еврейской общины Москвы", -- сказал Михаил Бергер, ведущий российский экономический журналист и главный редактор "Еженедельного журнала"
Для него и многих завсегдатаев этот семинар особенно ценен тем, что является чрезвычайно редким примером еврейской инициативы, идущей снизу и не связанной ни с одной крупной еврейской организацией, работающей в России.
"Большинство других мероприятий носит формальный характер, то есть являются частью чужой для меня программы, -- сказал Бергер. -- То, что происходит здесь, волнует меня лично, это вернуло меня к чтению текста, знакомого и бесконечно интересного"

Сейчас в списке рассылки у Альбац 170 человек, каждую неделю она отправляет им сообщения о предстоящей встрече, а также адреса веб-сайтов с различными комментариями — от традиционных до современных.
Участвовать в семинаре "может любой желающий — от ортодоксов до атеистов, -- говорит она. — Но прежде чем вынести суждение, сначала придется прочесть Книгу".
Для того, чтобы выступать или участвовать в дискуссии не обязательно быть евреем, хотя, по ее наблюдениям, "девяносто восемь процентов тех, кто приходит, -- евреи".
Конечно, такие видные персоны, как Каспаров, собирают полные залы — до 70 человек, в то время как в обычный четверг наберется пара десятков участников.

Впрочем, по признанию Альбац, она никогда не стремилась собрать большую аудиторию. Напротив, она противилась широкому рекламированию своего семинара, никогда не разрешала фотосъемку на этих встречах, а несколько раз отказала телевизионным группам, желавшим снять сюжет о семинаре в моменты, когда российские СМИ обращались к еврейкой тематике или проблеме антисемитизма.
Она говорит, что всегда очень жестко ограничивала внимание прессы, поскольку хотела, чтобы люди – особенно выступающие знаменитости — чувствовали себя комфортно и говорили свободно.

Те же, кто хочет прийти послушать и принять участие в дискуссии, найдут способ узнать об этом семинаре, считает Альбац.
"Я часто не знаю, откуда приходят люди, -- говорит она. — Но нам не нужна реклама. Те, кому интересно, придут сами".
Она объясняет успех своего семинара тем фактом, что идея не была спущена сверху. Ее проект имеет нулевой бюджет, и единственная организация, которая вносит свой вклад в организацию семинаров – Американский еврейский объединенный распределительный комитет (Джойнт): раз в неделю он предоставляет помещение для проведения семинара в своем еврейском общинном центре на Большой Никитской улице в центре Москвы.

Альбац говорит, что многим из ее выступающих – особенно людям с широкой известностью – часто непросто принять ее приглашение, поскольку большинство российских евреев – знаменитости не исключение – даже отдаленно не знакомы с Торой.
"Здесь собираются люди, которые в абсолютном большинстве раньше никогда Книги не открывали", -- сказала она. -- Для известных людей существует проблема признаться, что они впервые открыли эту книгу".

Альбац не уверена, что ее опыт можно повторить, распространив его на большее число евреев Москвы и других городов. Хотя ее собственная инициатива – копия с того, что она увидела несколько лет назад в Гарварде, где завершала работу над диссертацией.
Примерно 30 лет назад раввин Гарварда Бен Цион Голд организовал консервативные службы и учебную группу в местном Гиллеле. Посещение этих занятий стало для Альбац одним из лучших моментов в ее гарвардской жизни.
И хотя большинство участников видят в семинаре преимущественно место интеллектуального общения, это мероприятие несет в себе сильный привкус иудаизма.

Каждая встреча открывается и закрывается традиционным еврейским благословением на чтение Торы. Благословение произносится на иврите.
Когда недельная глава позволяет, Альбац организует мини-лекции на такие темы, как законы кашрута, литургия, или канторская традиция – и приглашает знающих лекторов.
Альбац очень гордится тем, что за два года не пропустила ни одной недельной главы.
И почти на всех встречах присутствует раввин или даже два: главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, ортодокс, и первая и единственная в России женщина-раввин Нелли Шульман, реформистка, приходят почти каждую неделю, и всегда им предоставляется право завершить своим комментарием дискуссию по недельной главе.
Альбац, автор многих статей и книги по проблемам антисемитизма и толерантности в России, видит в этом семинаре средство помочь людям найти в своем еврействе позитивный смысл.
"А вообще самое главное, конечно, — как мне кажется: перестать себя чувствовать жидами, обиженными, угнетенными и начать себя ощущать народом Книги".

Один московский еврейский активист, который время от времени приходит на эти семинары, назвал их "стихийной реформистской общиной".
Альбац не убеждена в правильности такого определения.
"Приведет ли это когда-нибудь к созданию общины, не знаю, -- сказала она. -- В синагогу отсюда пошли немногие".
Она считает, что все дело в явно выраженной и твердой светской традиции, установившейся среди российских евреев и особенно среди интеллектуалов.
"На самом деле, у очень немногих здесь есть потребности в синагогальной службе".

07.08.2006 12-04





  Также в рубрике:  
24.09.2008 20-04
Вундеркинд собирается заработать на интернет-продажах софта


24.09.2008 19-53
Кошерные стройки


23.09.2008 14-21
Премия свободы бывшему узнику Сиона


22.09.2008 13-56
Олигарх Мамут купил «Евросеть» по $80 000 за офис


22.09.2008 11-04
У Сергея Брина обнаружена предрасположенность к болезни Паркинсона


18.09.2008 12-28
Виктор Пинчук вошел в десятку самых влиятельных коллекционеров в мире


17.09.2008 12-30
Глава Евро-Азиатского Еврейского Конгресса признан благотворителем года


16.09.2008 12-06
В Израиль репатриировался личный врач короля Иордании


15.09.2008 15-50
Аркадий Гайдамак объявил о продаже своих израильских компаний


12.09.2008 15-30
Победы и потери Ариэля Шарона



пятница
26 сентября
18 : 29
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software