Плата за память
Русская Германия
С ноября 2007 года едет по Европе «Поезд памяти». За это время он сделал остановки на 90 вокзалах Германии и ближайших европейских стран, напоминая о судьбе детей, депортированных во времена национал-социализма. Однако правление Deutsche Bahn пытается нажиться на бесплатной экспозиции.
Мину Хирш (Mina Hirsch) друзья называли Бобби. В 9 лет девочку выгнали из школы в Ульме: Мина была еврейкой. «Дорогая, любимая Ханелори, с удовольствием думаю о прекрасных часах, которые мы провели вместе, – написала она подружке в сентябре 1940 года. – Будь здорова, ты и твои родители. И помни обо мне, даже если ты меня больше никогда не увидишь. Всегда твоя, Бобби».
Это было последнее письмо Мины. В 1942 году ее вместе с родителями увезли по Имперской железной дороге в Освенцим.
Мальчики и девочки, прожившие такую короткую жизнь, улыбаются с фотографий. Аня и Маня из Белоруссии, Чезаре из Италии, Каролина из Греции... Передвижную выставку «Поезд памяти» уже увидели сотни тысяч взрослых и школьников.
«Большой-большой привет всем вам, мамуля, папуля и все мои любимые. Я всегда вспоминаю о вас, не могу забыть и жду встречи с вами», – читают школьники письмо, написанное Руди Левенштайном (Rudi Levenstein), который, как и многие другие еврейские дети, был отправлен в Освенцим. Целые классы приводят на выставку немецкие учителя – для того, чтобы ребята знали и помнили о трагической судьбе своих сверстников.
Организаторы выставки, частная инициативная группа, собирает подробные сведения о короткой жизни ребят в каждом из городов, где останавливается поезд. Так, в берлинском списке 4512 еврейских и цыганских детей, депортированных во время войны, в мюнхенском – 204, в нюрнбергском – 84.
Но, к сожалению, члены группы не могут полностью посвятить свое время работе в архивах. Большую часть его они вынуждены бороться с руководством Немецкой железной дороги. Если во времена национал-социализма Имперская дорога получала огромные суммы за депортацию евреев в концлагеря, то сейчас правление DB пытается нажиться на бесплатной экспозиции. 3,50 евро за каждый километр дороги, 100 евро за остановку на вокзале, 45 евро за час стоянки. Так, например, за показ выставки только в одном городе, Фрайбурге, руководство железной дороги запросило 14 тысяч евро. А в начале мая в Мюнхене произошел очередной скандал, когда поезд из «соображений противопожарной безопасности» был отправлен на запасный путь, а стенды экспозиции конфискованы DB.
Возмущение политиков и прессы не влияет на позицию DB, которая выставляет организаторам этого поезда-мемориала огромные счета за каждое пользование дорогой и периодически под разными предлогами запрещает останавливаться на том или ином вокзале. Руководство дороги не волнует, что за время работы выставку посетило почти 280 тысяч человек. Зато на специальном канале DB показали документальный фильм о славной 150-летней истории железной дороги. И в нем ни словом не упоминается о депортации в концлагеря, о тех 3 миллионах людей, которых увезли в Освенцим и другие лагеря уничтожения вагоны Имперской железной дороги.
20.05.2009 12-50
|