Две бабуси под окном
Александр Грант, специально для «СН», Нью-Йорк
Вечером в День Поминовения 27 мая по автостраде Бракнер Экспрессвэй в Бронксе ехал на юг серебристый «Фольксваген-Гольф» 1987 года. Примерно в 6 часов 40 минут «Гольф» остановился из-за неисправности в двигателе. Проезжавшая мимо патрульная машина тоже остановилась, и полицейские предложили двум сидевшим в «Гольфе» мужчинам помощь, но те ответили, что ждут буксир. Во избежание случайных столкновений, блюстители порядка остались, отводя движение в сторону от «Фольксвагена». Мужчины отошли якобы позвонить — и не вернулись. Копам пришлось буксировать «Гольф» самим, и при дежурном осмотре в багажнике были обнаружены два чемодана с 50 кг кокаина на сумму 2,5 млн. долл..
Но этому происшествию газета «Дейли ньюс» посвятила крошечный уголок на третьей странице. Всю ее, а заодно первую полосу заняло сообщение об аресте двух брайтонских бабушек — 79-летней Розы Шустерман и 77-летней Фаины Коднер, которые, по данным полиции и районной прокуратуры Бруклина, торговали в розницу наркотическими таблетками «Дилаудид» или (на языке фармацевтов и наркологов) гидрохлорид гидроморфона — сильного болеутоляющего средства. Оно продается только по рецептам и оказывает наркотическое действие. Помимо таблеток, которые старушенции сбывали русскоговорящей молодежи по 10 долларов за штуку, они продавали по трешке одноразовые шприцы — надо думать, тоже не для безобидных инъекций...
Как сообщили в прокуратуре, информацию о бабушках-наркоторговках полиция получила в апреле от тайного осведомителя, и, по ходу расследования, в мае квартиру в доме № 125 на Брайтон 11-й стрит трижды посетила русскоязычная женщина-детектив, выдававшая себя за покупателя наркотиков...
Розу Шустерман и Фаину Коднер арестовали на дому. Коднер отказалась впустить полицейских, и им пришлось выбить дверь. Ворвавшись в квартиру, они сбили Фаину с ног. Старушку пришлось отправить в больницу «Кингс-каунти», откуда ее вскоре выписали и доставили в бруклинский уголовный суд закутанной в больничную простыню поверх халата. Туда же привезли Розу Шустерман в черном плаще поверх ночной рубашки в цветочек. Женщин обвинили в незаконной торговле медикаментами, выписанными по рецептам. Конкретно это выразилось в трех пунктах обвинения в торговле контролируемыми веществами (как юристы называют наркотики) и в трех пунктах обвинения в незаконном хранении таблеток. Обеим не в меру предприимчивым старушкам светит до 20 лет тюрьмы. По словам следователей, Шустерман заявила, что принимает «Дилаудид» по состоянию здоровья и допускает, что какую-то их часть раздавала, но не помнит этого.
Суд назначен на июнь, а пока Шустерман и Коднер освободили под честное слово. Обе они живут в одном доме — Роза с мужем Борисом на первом этаже, а Фаина на четвертом, и поскольку в прокуратуре считают, что они действовали порознь, судить их будут тоже отдельно. Присутствовавшие в суде внук и внучка Коднер заявили, что произошла чудовищная ошибка. «Она просто обычная бабушка, — сказал 29-летний внук Евгений (Юджин) Пасечник, отметив, что из-за травмы головы, полученной во время ареста, бабушке пришлось наложить швы. — Она в шоке, и ей больно. Мы хотим забрать ее домой и посоветоваться с адвокатом». Внучка не представилась, а обвинения назвала абсурдными.
Дэниел Маркус, хирург больницы на Кони-Айленде, который оказал первую помощь Фаине Коднер, подтвердил, что наложил пять швов. «Довольно-таки комичная сцена, — вспомнил он, — двое полицейских внесли 77-летнюю старушку, прикованную наручниками к небольшим носилкам. Когда видишь пожилую женщину в ночной рубашке, как-то не можешь представить себе, что это опасная преступница».
Иначе реагировали на арест Фаины Коднер и Розы Шустерман жильцы дома № 125 на Брайтон 11-й стрит. Один из них сказал, что покупатели, в основном молодежь, ходили к бабушкам целыми днями. «Мы все боимся, — заявил он репортеру «Дейли ньюс». — Иногда, когда их не заставали дома, покупатели звонили у входной двери во все квартиры, пока кто-то их не впускал». Когда арест «русских бабушек» обсуждался в передаче радиостанции «Народная волна», туда позвонил мужчина, сказавший, что в прошлом он покупал у них таблетки и знает, что туда ходило множество народа, причем некоторые принимали наркотики прямо в квартире.
В полиции выяснили, что в 1992 г. и в 2000 году Розу Шустерман арестовывали, и оба раза она признавала себя виновной в незаконном хранении «дури». Первый раз ее приговорили к испытательному сроку, а во второй осудили условно. Соседи считают, что эти аресты не пошли Брайтону впрок, так как буквально через несколько часов торговля возобновлялась. «Седовласая и дородная, летом она стояла перед своим домом в простом платье с двумя большими карманами и выглядела простой бруклинской babushka, — написала «Дейли ньюс». — Затем появлялись покупатели. Престарелая женщина, говорящая только по-русски, лезла в один карман и доставала конверт с таблетками, получая за него пачку денег, которую она прятала в другой карман».
Фаина Коднер была осторожнее, а Роза Шустерман ничего не боялась. Обе живут на 11-й стрит минимум 16 лет. При аресте и обыске у Коднер изъяли 40, а у Шустерман 30 таблеток «Дилаудида». У обеих нашли шприцы, и свидетели подтвердили, что некоторые покупатели кололись прямо в квартире Розы Шустерман. Следствию еще предстоит выяснить, где бабушки брали таблетки. Медики утверждают, что «Дилаудид» от двух до восьми раз сильнее морфина — популярного и дешевого заменителя героина. В прокуратуре считают, что Коднер и Шустерман вряд ли связаны с организованной преступностью, но соседи по дому предпочитают держать язык за зубами. «Мне жить хочется, — заявил один из них репортеру «Нью-Йорк пост». — Все, что я знаю про Розу, это что у нее в прошлом году был сердечный приступ. Она, наверное, в больнице». В начале июня Розе Шустерман исполнится 80 лет.
05.06.2002 09-48
|