Богохульство и журналистика
ИЗВЕСТИЯ.RU
Суд Северо-Западной Пограничной провинции Пакистана приговорил к пожизненному заключению заместителя главного редактора газеты Frontier Post Мунавара Мосхина. Судья признал его виновным в "умышленном богохульстве": в день, когда он отвечал за выпуск газеты, в номере появилась статья, которую правящие в провинции радикалы сочли "кощунственной".
Статья вышла в рубрике "Письма редактору", была подписана именем некоего Бен Д. Зека и называлась "За что мусульмане ненавидят евреев". Ее опубликовали 29 января 2001 года. В тот же день офис редакции был опечатан, выпуск газеты приостановлен, а семь ее сотрудников, в том числе Мунавар Мосхин, отправились в тюрьму.
Автор письма критиковал то, как Мухаммед обращался с евреями, и власти сочли его публикацию "оскорбляющей пророка". В письме говорилось, что основатель ислама "вырезал за один вечер 800 евреев в Бану Курайза, придумав для оправдания этого "первого холокоста" специальную суру Корана". Автор сравнивал действия Мухаммеда с политикой нацистов и утверждал: "Это был его стиль: объявлять откровением то, что было необходимо для оправдания политических или личных сексуальных целей. Когда он захотел иметь больше четырех жен, он разрешил это мусульманам. Он придумал суру, позволявшую ему иметь столько жен, сколько ему хочется. Полная бесчестность и лицемерие. Беззастенчивый мужской шовинизм".
Директор издания, на арест которого также был выдан ордер, объявил появление письма "заговором против газеты со стороны двух недобросовестных сотрудников" и поместил на сайте газеты извинения "всем мусульманам, которых могла обидеть" публикация. Впрочем, это не слишком помогло.
Оскорбление пророка по действующему в Пакистане закону "О богохульстве" карается различными сроками тюремного заключения, а в особых случаях - и смертной казнью.
Арест в соответствии с этим законом сотрудников Frontier Post, возможно, спас им жизнь. На следующий день толпа исламских фанатиков напала на помещение редакции и сожгла типографию. Разгромив газету, оскорбленные мусульмане двинулись к расположенному в Пешаваре пресс-клубу и с криками "Смерть журналистам" забросали его камнями. Сутки спустя распалившиеся граждане еще раз прошли по улицам и заодно сожгли два кинотеатра.
Через пару недель, после того как на переговоры с исламистами в Пешавар прибыли представители Всепакистанского газетного сообщества, трое арестованных сотрудников редакции были освобождены. Одновременно судья назвал главных виновников "святотатства". Одним из них оказался Мунавар Мосхин, который "проглядел" предложенное для печати крамольное письмо.
"Обвиняемый Мосхин несет ответственность за то, что было выбрано именно это письмо, а также за то, что он дал возможность ему появиться в печати", - решил суд почти два с половиной года спустя.
Это - отнюдь не единственный случай преследования пакистанскими властями журналистов в соответствии с законом о богохульстве. "Обвинения в святотатстве - всегда хороший повод для закрытия газеты", - сказал "Известиям" один из работавших в Пакистане западных журналистов, просивший не упоминать его имени.
По данным правозащитной организации "Репортеры без границ", в мае 2001 года в той же Северо-Западной Пограничной провинции было арестовано практически все руководство региональной газеты Mohasib, а сама газета закрыта. Так газету наказали за публикацию эссе "Борода и ислам" известного пакистанского поэта-интеллектуала Джамиля Юсафа. Автор критиковал фундаменталистов, утверждающих, что человек без бороды не может быть "хорошим мусульманином".
"Пророк говорил обо всем, что должен делать мусульманин, но он никогда не говорил о бороде, - утверждал поэт. - Если мусульманские проповедники говорят, что мы должны растить бороды, потому что так делал пророк, они должны следовать этой логике во всем. В таком случае муллам не следует ездить на джипах "Паджеро" - ведь пророк никогда не использовал такое средство передвижения".
За опубликованное поэтическое вольдумство власти провинции предъявили всем арестованным обвинения по самой страшной статье закона о богохульстве - 295-С, которая предусматривает смертную казнь. Однако журналистам повезло: в дело вмешалось Министерство по религиозным вопросам. Его представители заявили, что эссе не подпадает под действие данного закона, и все арестованные были освобождены. Однако лицензию газете так и не вернули.
15.07.2003 11-46
|