Мерой света и молитвы
АЕН
В центре столицы Украины на улице Шота Руставели выделяется монументальное здание, которое отразило в своей летописи многие события прошедшего столетия. Это Киевская хоральная синагога.
Недавно общественность столицы отметила 110-летие со дня ее открытия . К юбилейной дате увидела свет красочная книга – фотоальбом "Хоральная синагога города Киева".
Такое издание сочетает в себе и яркую выставочную экспозицию, и историческое повествование о бурном времени.
Читатель и зритель получает возможность прикоснуться к волнующей главе истории евреев Украины, познакомиться с легендарными личностями, на примере одного культового здания, пережить события радости и скорби.
Фотоальбом "Хоральная синагога города Киева" - очередной том культурологического проекта "Евреи. Мудрость, пронесенная сквозь века", разработанного информационно- издательской компанией "Открытый мир".
Руководитель проекта Ян Эпштейн отметил на встрече с активистами клуба творческой интеллигенцией севастопольской еврейской общины, что вслед за первой книгой "Украина. Евреи. Тавриды неугасимая свеча" выход в свет книги - фотоальбома "Хоральная синагога города Киева" - ещё одно свидетельство активного возрождения еврейской духовности и культуры , нашего стремления к сотрудничеству со всеми народами Украины.
Великолепным мастером проявил себя Константин Эрлих - составитель альбома и автор фотографий. Его снимки внешнего вида синагоги Бродского (архитектор проекта реконструкции Юрий Паскевич) пронизаны одухотворяющим светом.
В большом молитвенном зале от Арон Кодеш, изображения скрижалей завета, ветхих страниц старинного Свитка Торы, галерей молитвенного зала с медальонами - символами двенадцати колен Израиля веет многовековой мудростью и святостью.
История еврейской общины в Киеве ведет отсчет ещё со времен Ярослава Мудрого.
На протяжении многих веков ее судьба претерпела периоды и процветания, и бедствий, оказываясь, то "в черте оседлости", то вне ее пределов.
"Евреи не могут иметь в Киеве ни постоянного пребывания, ни заведений для отправления их обрядов или промышленности, ни записываться в тамошнее градское общество", - так гласил указ императора Николая I от 2 декабря 1827 года.
В соответствии с этим установлением евреев в течение последующих двух лет изгнали из Киева, три их синагоги закрыли.
Определенные послабления наступили с началом Крымской войны. 1854-1855 гг. в Киеве сосредоточился значительный воинский гарнизон, в полках которого служили и евреи. Местные власти позволили открыть для них пять небольших молелен.
В царствование Александра II преодоление черты оседлости стало возможным для купцов 1-ой гильдии, их семей, служащим, приписанным к купеческому сословию, затем для лиц с высшим образованием, отставных солдат, ремесленников.
К концу XIX века евреи составляли почти десятую часть населения Киева. Начиная с 1866 года, они последовательно возбуждали перед властями города ходатайство об открытии хоральной синагоги. Но безуспешно.
"Полагаю необходимым не разрешать евреям устройство в центральной части г.Киева или даже в отдаленных частях постоянной хоральной синагоги", - указал в 1893 г. министр внутренних дел России Н.Дурново киевскому генерал-губернатору А. Игнатьеву.
Еще одно прошение, составленное при участии раввина Евсея Цуккермана и потомственного почетного гражданина Лазаря Бродского в октябре 1895 года "Об устройстве на принадлежащей ему (Бродскому) усадьбе помещения, которое было бы пригодно для молельни", не получило положительного решения Губернского правления с таким обоснованием из министерства внутренних дел:
"Ввиду особого тяготения, обнаруживаемого евреями к Киеву в силу выдающегося значения его в торгово-промышленном отношении, устройство в Киеве постоянной хоральной молельни сделало бы город этот в более или менее в близком будущем одним из важных еврейских религиозных центров и тем самым, несомненно, отразилось бы на крайнем увеличении численности проживающих в Киеве евреев, в особенности нежелательном, ввиду того особого значения, которое имеет Киев по своим святыням для православных людей".
Здесь выражены опасения и обвинения, которые сопровождают евреев на протяжении долгого времени.
Но известный в России сахарозаводчик Лазарь Бродский и раввин Евсей Цуккерман не отступили. Их жалоба достигла правительственного сената. Неожиданно там признали отказ Киевского губернского правления "неправильным" и сенаторы отменили его постановление.
Киевские власти подчинились высшей инстанции и вынесли новую резолюцию:
"Проект на постройку каменного молитвенного дома в усадьбе Л.Бродского на углу Рогнеденской и Эспланадной улиц в г.Киеве по протоколу Строительного Отделения Киевского Губернского Правления 6 сентября 1897 года № 434, утвержденному г.губернатором, рассмотрен и найден составленным удовлетворительно, открытие в нем молельни может быть допущено <э…>".
Устроители синагоги решительно взялись за дело. Всего за год внушительное двухэтажное, на цокольном этаже строение было построено, отделано и благоустроено. На это затрачено в общей сложности около 150 тысяч рублей - в те годы целое состояние.
Торжество открытия состоялось 25 августа (5 сентября) 1898 года, в 2 часа по полудни. На освящении синагоги присутствовал начальник Киевской губернии – гражданский губернатор Федор Трепов, а также городской голова Степан Сольский, купеческий староста Николай Соколов и другие почетные гости.
Дату торжества выбрали не случайно: в этот день отмечался 55-летний юбилей учредителя синагоги Лазаря Израилевича Бродского. Он получил широкую известность в России как один из крупнейших сахарозаводчиков.
Лазарь Бродский и его трое братьев щедро жертвовали деньги на поддержку и развитие еврейской и русской культуры, на благотворительные учреждения. Оказывали помощь жертвам еврейских погромов.
По итогам парижской выставки 1900 года Лазарь Бродский удостоился высокой награды – ордена Почетного легиона.
Проект Лазарь Бродский заказал знаменитому архитектору и инженеру Георгию Шлейферу, который по праву признавался в конце XIX века "дирижером строительного бизнеса в Киеве".
Сохранились некоторые здания, построенные Г. Шлейфером, в одном из них ныне расположен театр имени Франко. По проекту Г.Шлейфера синагога представляла собой базилику, декорированную в романском стиле.
Крупнейшая городская синагога служила местом собрания евреев разных сословий. В мощном цокольном этаже один зал предоставлялся общине портных. Прихожане-ремесленники могли получить при синагоге льготные ссуды. Певчие хора были талантливые исполнители, например, выдающийся музыкальный деятель Моше-Михаэль Мильнер.
События первой мировой войны, революции и гражданской войны, многократная смена власти отзывалась для евреев насилием, грабежами, погромами.
В первые годы правления большевиков богослужения в синагоге возобновились. В декабре 1920 года губернский ревком утвердил устав Киевского религиозного общества. Но через 6 лет синагогу закрыли. Здание превратили сначала в клуб кустарей, затем там обосновался театр юного зрителя, в 70-е годы - кукольный театр.
После обретения Украиной независимости один из первых указов президента от 4 марта 1992 года обязал местные Советы вернуть религиозным общинам культовые здания. И вот на Хануку 1992 года в хоральной синагоге впервые за много лет возобновились богослужения.
Длительное время кукольный театр и синагога существовали в одном здании. Но община росла и киевская власть нашла возможность переселить труппу театра.
На тот момент здание находилось в аварийном состоянии. Чтобы восстановить здание в его первоначальном виде, была проделана поистине титаническая работа – и в 2000 году киевляне увидели обновленную синагогу.
В настоящее время синагога Бродского не только "дом молитвы". Это еще и общинный центр, который реализует множество благотворительных и образовательных программ.
Благотворительная столовая и медицинский кабинет, библиотека и зал для свадебных церемоний, воскресная школа и кошерный ресторан – вот далеко не полный перечень того, что есть сейчас в синагоге Бродского, что предоставлено в распоряжение 25-тысячной еврейской общине Киева.
На страницах альбома представлены фотографии Киева 90-х годов XIX века: Крещатик, Подол. И Синагога Бродского начала XX века, как бы органично вписывается в этот городской пейзаж. Но вот на развороте Бабий Яр с памятником Менорой – символом трагедии и несгибаемой стойкости еврейского народа.
Синагога
Фотографии конца XIX в. – начало XX века: синагога Бродского, Крещатик, Подол, караван баржей на Днепре передают кажущуюся безмятежность того времени.
Оно прерывается: Бабий Яр, памятник Менора, как незаживающая рана еврейского народа…
Следующие 12 страниц – это репортажи нынешних будней и праздников в синагоге Бродского: прибитие мезузы, внесение Свитка Торы, написанного впервые за последние 70 лет в Украине, открытие синагоги золотым ключом, бар-мицва и бат-мицва, визиты гостей от Иерусалима до Нью-Йорка, Пасхальный Седер, ветераны и дети.
Все это – живительная пульсация сегодняшней жизни.
03.10.2008 11-48
|