Владимир Винокур: «Не думал жить в «Эрмитаже»!»
7Дней
По первому образованию он строитель. Более того, представитель целой династии: отец артиста работал управляющим крупнейшего строительного треста Курска. Винокур-младший, окончив соответствующий техникум, в свое время поработал штукатуром, каменщиком, плотником и бетонщиком. Но, попав на скользкую дорожку шоу-бизнеса, Винокур не забил ни одного гвоздя. Более того, юморист не скрывает, что ремонт ненавидит всем сердцем.
«Для меня любой ремонт — это катастрофа, — признается артист. — Я много работаю, а гастроли, перелеты очень утомляют. Кроме того, я отвечаю не только за себя, а за целый коллектив — за свой Театр пародий, мою дорогую пародийную «Фабрику звезд». Когда я говорю корреспондентам: «Позвоните мне в 9 утра в офис», — они изумляются: «Так рано?! Обычно артисты в это время видят первые сны». Но я же не только артист, но и художественный руководитель… Так что после работы я прихожу домой настолько уставшим, что мне хочется только покоя, чтобы не раздражал ни запах краски, ни отвинченные батареи. Я знаю, многим мужикам нравится, придя с работы, взять в руки дрель, поменять розетку, что-то постругать. А для меня жить в помещении, где параллельно идет ремонт, просто невозможно. Поэтому, когда назревает это стихийное бедствие, я предпочитаю от него сбежать. Говорю жене: «Тамара, давай-ка купим другую квартиру, ты сделаешь там ремонт, и мы въедем в готовое помещение». Да-да, хоть я и дипломированный строитель, но за ремонтные операции — и в квартирах, и на даче — у нас отвечает жена. Как, впрочем, и за весь остальной быт. Тамара шутит, что ее работа — «обслуживать звезду». А моя задача как главы семейства — принести в дом денежку. Конечно, глобальные вопросы мы решаем вместе. А вот все остальное — выбрать и купить материалы, проконтролировать строителей — я передоверил Тамаре. Иногда поражаюсь, как жена здорово во всем разбирается. Например, в новой квартире мы установили старую кухню. Конфигурация помещений была разная, в результате у шкафчиков надо было перевесить дверцы, а кое-где даже их подпилить. Тамара с ходу предложила ремонтникам просто повесить шкафчики «ногами вверх», и все проблемы были сняты. Так что впору ей тоже выдавать диплом строителя».
За тридцать лет семья Винокуров сменила несколько квартир. «Началась наша совместная жизнь с того, что я прописался в однокомнатную квартиру Тамары — вот такую выгодную московскую невесту отхватил я, тогда никому не известный артист Театра оперетты, — смеется Винокур. — Потом, по мере роста моих гонораров, каждая наша следующая квартира становилась все больше. Пока 12 лет назад мы не обосновались на Арбате». В том, что в один прекрасный день Винокуры очутились в особняке в тихом арбатском переулке, Владимир Натанович видит только удачу, везение, в общем — подарок судьбы… В 1998 году они искали новую квартиру.
Незадолго до этого у Тамары с разницей в месяц угнали две машины, и семейство всерьез задумалось о покупке жилья с гаражом в придачу. Один приятель Владимира Натановича, бизнесмен, посоветовал артисту апартаменты в отреставрированном особняке в самом центре Москвы. Помимо гаража в этом доме был еще свой бассейн, охраняемый двор. Конечно, такой вариант Винокурам очень понравился. Но даже с учетом скидок из-за дефолта денег на дорогостоящую жилплощадь у артиста не было. «Не потяну», — вздохнул было Владимир Натанович. И вдруг тот самый друг ему предложил: «Давай я тебе одолжу нужную сумму, когда сможешь, отдашь». Юморист с радостью согласился на такое бескорыстное предложение (полностью вернуть долг Винокур смог только через четыре года). «Кстати, точно так же этот замечательный человек помог и Михаилу Евдокимову — он дал ему деньги на квартиру в соседнем подъезде. Жаль только, что пожить в ней Миша толком так и не успел. Сначала ремонтировался, потом уехал губернаторствовать на Алтай, а потом так нелепо погиб... Сейчас там живет его жена Галина». В новой квартире Тамара в очередной раз взяла ремонт на себя. И через полгода Владимир Натанович с женой и дочкой Настей устроили новоселье.
11 лет пролетели быстро. Подошло время очередного, ненавистного для Винокура ремонта. Владимир Натанович стал с тоской поглядывать на жену: «Пора съезжать…» И тут Тамара на двери подъезда заметила бумажку: «Сдается квартира на длительный срок в этом доме». «Сейчас я вижу множество символических совпадений: для меня счастливое число «2», день моего рождения, а квартира, которой предстояло стать на время нашей, носит номер «2» и располагается на втором этаже, — признается Тамара. — Но тогда я просто подумала: как все хорошо может у нас сложиться. Мы переедем на этаж ниже, спокойно сделаем в нашей квартире ремонт, а потом вернемся к себе». Хозяин апартаментов, который надолго собрался за границу, тоже обрадовался возможности сдать жилье приличным людям. Когда супруги пошли смотреть, где им предстояло «перекантоваться», они были потрясены пафосным видом апартаментов. Уже в прихожей их встретили колонны, золотой декор, богатая лепнина, мраморные полы. А больше всего их поразил роскошный камин и многоярусный расписной потолок в огромной гостиной. «Эрмитаж», — прошептала Тамара. «Экспонаты руками не трогать», — только и мог добавить пораженный юморист. Однако когда супруги поднялись к себе домой и стали обсуждать увиденное, они, к своему удивлению, поняли, что такая классика им нравится, что в ней они чувствуют себя комфортно. «Сами мы никогда бы не сделали такой помпезный, царский интерьер, — признается Винокур. — А теперь, с возрастом, видно, созрели».
Самое интересное, что в этом «дворце» в течение 10 лет практически никто не жил! Хозяин сделал роскошный ремонт «на вырост» — для своей маленькой дочки. И пока девочка росла, квартира стояла пустая, а потом семейные обстоятельства поменялись, и дочке это жилье оказалось не нужно. При переезде обнаружился еще один плюс: вся обстановка из старой квартиры идеально вписалась в новый интерьер — и по размеру, и по стилю, и по цвету. «Благодаря этому мы даже не почувствовали, что «сменили стены», — потому что нас снова окружали привычные вещи. Например, в моем новом кабинете коллекция оружия висит на тех же самых местах, где и располагалась этажом выше. И мебель та же, и покрывала, и шторы». Но самая большая удача ждала Винокуров через месяц. Хозяин решил остаться за границей и предложил арендаторам выкупить апартаменты — за вменяемые деньги. Владимир и Тамара с радостью согласились, а старую квартиру этажом выше решили отдать дочери Насте. «Она и сейчас живет неподалеку, тоже на Арбате, — рассказывает Владимир Натанович. — Но я люблю, когда вся семья находится совсем рядышком. Так, маму поселил через пару домов отсюда. Я частенько захожу к ней на завтраки. А то она до сих пор считает, что Тамара, как бывшая балерина, плохо меня кормит. Откуда в таком случае у меня лишние килограммы — не понимаю…»
Больше всех радовалась Тамара: о таком легком переезде на новую квартиру «семейный прораб» не мог и мечтать. Ей пришлось всего лишь организовать перемещение на этаж вниз крупногабаритных вещей (мелочи она носила сама). Да еще продумать, как развесить фотоработы Екатерины Рождественской, картины Александра Шилова, Ильяса Айдарова, Никаса Сафронова, Игоря Белковского и семейную портретную галерею. «Раньше портреты всех членов семьи, включая наших любимых собак, висели у нас в разных комнатах, — говорит Тамара. — А тут, наконец, мы смогли собрать всех в одной гостиной. Кстати, некоторые удивляются, что на парадных портретах у нас не легавые или болонки, а простые дворняжки. Но мы собак держим не из-за породы. Кто к нам на дачный участок прибивается, того и берем в дом. Вот уже 14 лет у нас живет Найда, а до этого была такая же беспородная умница Дина».
Единственная комната в новой квартире, которая не вполне вписалась в жизнь семьи Винокуров, — это детская, оставшаяся от прежнего хозяина. «Наша Настя ее явно переросла, — шутит Винокур. — Но переночевать в ней она всегда может. Я этому очень рад, а то мы дочку редко видим, ведь она пашет с утра до ночи. Настя не только танцует в Большом театре (недавно ее в числе нескольких артистов ГАБТа знаменитый французский балетмейстер Анжелен Прельжокаж отобрал для своего нового спектакля «Апокалипсис»). Вместе с хореографом Аллой Сигаловой и мировыми звездами Фарухом Рузиматовым и Андреем Меркурьевым она готовит спектакль «Раймонда». Хорошо еще, что у Насти закончилось увлечение воздушной акробатикой. А то раньше, как она пойдет репетировать все эти полеты в цирковое училище, мы с женой места себе не находили. Я очень уважаю свою дочь за то, что она — ребенок из обеспеченной, известной семьи — не тратит свою жизнь на тусовки, как многие ее сверстники. Она всю жизнь вкалывает… Не боюсь признаться, что я счастливый человек. Утром мне хочется бежать на работу, в мой театр, а вечером я с радостью возвращаюсь в свой «эрмитаж», где мне так тепло и уютно…»
07.04.2010 12-45
|