«Еще не родилась та статистика, которая в принципе может подсчитать евреев»
Клуб регионов
В интервью «Клубу Регионов» глава Еврейской автономной области Александр Винников рассказал о том, как конкуренцию с китайской рабочей силой можно обернуть во благо россиянам; о том, что несмотря на миграцию в Израиль титульной нации в 90-е гг. область сохраняет и развивает еврейскую культуру; о том, что управление – это наука серьезная, но у губернатора ЕАО остается немного времени: зимой на лыжи, летом на выращивание винограда и абрикосов.
- Александр Аронович, есть ли у вас поводы для большой гордости за такой маленький регион, как ЕАО?
- Наш регион не такой уж и маленький. А по численности населения если брать, в сравнении с другими регионами ДФО, то у нас населения больше, чем в Магаданской области. Поводы для гордости тоже есть, например, по росту рождаемости. Область по итогам прошлого года вошла в число 12 регионов России, где наибольшая рождаемость. За счет чего: возвращаем детские сады в строй, в прошлом году в Биробиджане сдали очередной детский сад на 280 мест; активно внедряем альтернативные формы содержания детей – в прошлом году только в Биробиджане было открыто более 200 таких мест для детей. Кроме того, выплачиваем компенсацию за содержание ребенка в частных детсадах – 3,5 тыс. рублей в месяц. Принят закон о региональном материнском капитале – 100 тыс. рублей на каждого третьего ребенка. Можно гордиться и тем, что область заметно улучшает инвестиционную привлекательность – за прошедший период (два года) создана внятная система преференций для инвесторов, и это в итоге позволило за два года привлечь инвестиций в экономику области на сумму 42 млрд. рублей. Это в два раза больше, чем с 2008 по 2009гг.
- Учитывая, что сейчас все губернаторы говорят о привлечении инвестиций, можно по ходу уточнить, что такое «внятная система» в случае ЕАО?
- То есть понятная система. Каждый потенциальный инвестор может взять этот закон и прочитать, понять, какие он будет иметь льготы на территории нашей области, если он сюда принесет свой капитал. Причем в большей степени предпочитаем даже, чтобы это были наши инвесторы, а не зарубежные. И пусть два года – это еще недостаточный период, чтобы что-то изменить кардинально, но, тем не менее, за этот период я сумел проанализировать ситуацию в экономике и в социальной сфере и скорректировать направления дальнейшего развития области с учетом сегодняшнего дня. Поэтому сегодня в области появились новые приоритеты в развитии экономики. В том числе те, куда инвесторы могут вложить свои инвестиции. Прежде всего, это добыча и переработка полезных ископаемых, глубокая переработка сельхозпродукции и создание крупного логистического центра в связи со строительством железнодорожного мостового перехода через реку Амур в районе Нижнеленинского. Вот те приоритетные направления, сферы, куда мы сегодня активно привлекаем инвестиции.
- 17 февраля исполнилось два года, как заксобрание ЕАО утвердило вас губернатором. Что еще за это время удалось изменить в регионе, а что – нет, из того что вы задумывали?
- Кроме того, о чем я уже сказал, а также строительства Кимкано-Сутарского обогатительного комбината, впервые в области началась добыча марганцевой руды. В прошлом году в регион зашла компания «Магнезит», которая начала разработку месторождения графита. Вот это – принципиально новый подход в развитии экономики области, потому что раньше, к сожалению, ЕАО развивалась как сельскохозяйственная область, и это было, наверно, оправдано. Но сегодня нас призывают к диверсификации экономики. А наиболее слабые места пока в социальной сфере, прежде всего в здравоохранении. В силу недостаточного финансирования отрасли, из-за того что бюджет области остается высокодотационным: почти 50% - трансферт из федерального бюджета. Поэтому то, о чем я говорил ранее, - это как раз те шаги, которые я как руководитель региона предпринимаю, чтобы наполнить региональный кошелек. От этого напрямую зависят дальнейшие шаги по развитию социальной сферы нашей области.
- По-прежнему верите, что регион может прийти к практически бездотационному существованию, как вы заявили об этом в прошлом году, в день начала строительства обогатительной фабрики Кимкано-Сутарского ГОКа?
- Это не только мои заявления, это сегодня подтверждают и эксперты. Мы действительно надеемся, что к 2016-17гг. бюджет может стать бездотационным – в том числе, судя по методикам, которые разработаны Минфином РФ. С этими методиками в чем-то можно не согласиться, но мы пока ведем отсчет именно по ним, и пока все складывается в пользу того, что, наверно, так и будет.
- Учитывая, что вы губернатор-первосрочник, опирались на советы более опытных коллег или набивали собственные «шишки»? С кем из глав российских регионов поддерживаете наиболее тесные, может быть даже дружеские, отношения?
- Знаете, в общем-то в управленческих структурах я не новичок, а управление – это наука объективная. В ЕАО я уже больше 35 лет живу и ситуацию знаю. Поэтому мне и раньше было понятно, что нужно делать для того, чтобы область постепенно выходила из того состояния, в котором она, к сожалению, пока еще находится. Но по жизни я никогда не стеснялся учиться, поэтому изучаю опыт других регионов, в нескольких побывал в рамках обмена опытом: в Белгородской области смотрел организацию сельскохозяйственного производства, а в Якутии – развитие коневодства и систему организации государственной службы, госвласти республики. Мне импонирует стиль работы президента Якутии, Егора Афанасьевича Борисова, я считаю, что он грамотный, эрудированный управленец, и многие моменты, которые он внедрил у себя в республике, пытаюсь переносить на нашу Еврейскую автономную область.
Пока не могу сказать, что у меня есть близкие друзья среди губернаторов, но ко всем отношусь ровно и чувствую, что ко мне тоже нормальное отношение. Сама система организации власти в России – наверно, это и правильно – подразумевает определенную конкуренцию между регионами, лидерами регионов. И это в определенной степени сдерживает чисто человеческие взаимоотношения. Но я думаю, что это не совсем плохо.
- Советский план о создании Еврейской республики так и не был реализован; кроме того, многие представители «титульной нации» перебрались в Израиль. Сейчас, по статистике, евреев в ЕАО только 1,5%. При этом вам удается поддерживать имидж региона за счет новых брендов; например, в конце 2010г. вы заявили о планах организовать туристический центр «Еврейское местечко». Получилось?
- Во-первых, что касается процентов: еще не родилась та статистика, которая в принципе может подсчитать евреев. Будем говорить так: 1,5% - это те, кто признался при последней переписи. Поэтому отношусь к этому абсолютно спокойно. Самое главное – вижу, что в области, особенно за последние 10 лет, реально стала возрождаться еврейская жизнь: изучаются традиции, культура, появляются очень интересные самобытные творческие коллективы, причем этим хотят заниматься не только евреи, но и «не евреи». И когда я вижу переполненные залы областной филармонии или городского Дворца культуры в дни празднования еврейских праздников, то меня переполняет гордость за то, что мы сумели у себя в области создать атмосферу, которая объединяет людей, независимо от их национальности.
А что касается туристического центра «Еврейское местечко», то сегодня мы уже создали ряд элементов этого проекта. В Биробиджане действует несколько туристических маршрутов, рассказывающих о культуре, традициях, истории заселения Еврейской области: можно попробовать блюда еврейской кухни, послушать песни, оценить еврейские танцы. Наши творческие коллективы известны и на международном уровне. К примеру, в прошлом году образцовый танцевальный детский коллектив «Сюрприз» получил Гран-при в Париже, на международном конкурсе национальных танцев. Это, я думаю, тоже добавило авторитета Еврейской области.
- Учитывая, что сейчас в России активно развивается внутренний туризм, какие еще объекты, памятные места может посетить гость ЕАО?
- Мы сейчас развиваем еще два направления. Первое – это экологический туризм, с учетом того, что на территории области имеется крупный заповедник «Бастак». Мы уже приняли там несколько делегаций, в том числе из Японии и Южной Кореи, которым очень интересна эта первозданная природа. И второе перспективное направление, над которым мы работаем с федеральным центром, - это создание рекреационно-туристической зоны на территории курорта «Кульдур». Там находятся пять бальнеологических санаториев, и мы хотим создать инфраструктуру, с привлечением инвестиций и средств бюджета.
Со временем еще одним местом активного посещения туристов должна стать Волочаевская сопка. Мы ведем переговоры с Министерством культуры РФ, и я надеюсь, что в этом году будет передано решение о передаче этого памятника в областную собственность. Тогда мы сможем вкладывать средства и восстановить музей, который там существовал в советское время, только, наверно, уже с другой идеологической подоплекой. Ведь на этой сопке похоронены не только красноармейцы, победившие в Гражданской войне, но прежде всего россияне – отцы, сыновья, братья. Именно поэтому недавно, когда отмечалось 90-летие Волочаевских боев, мы установили часовню – как знак примирения всего, что было в нашей истории и как символ для будущих поколений, что такого больше не должно происходить в цивилизованной стране. Самое главное, как сказал недавно в своей статье Владимир Владимирович Путин, - о том, чтобы и потомок красного комиссара, и потомок белого офицера понимали свою роль в истории великого российского государства; что они все были гражданами одной большой России и что конфликтные ситуации должны решаться исключительно цивилизованным путем.
- Активные отношения с Израилем, Китаем, другими странами – это часть имиджевой политики или реальные возможности для развития экономики области?
- С одной стороны, безусловно, это имиджевая политика, но в большей степени это как раз инструмент реализации тех проектов, о которых мы говорили вначале. Допустим, строительство обогатительной фабрики на Кимкано-Сутарском ГОКе ведет крупная китайская строительная компания. В этом году на нашей стройке будет задействовано больше 1 тыс. китайских рабочих, не считая россиян. Еще одно направление – сегодня 7% всего вводимого жилья на территории нашей области строится за счет китайских инвестиций. То есть предприниматели из КНР строят здесь жилье и реализуют его нашим гражданам, и вот эта определенная конкуренция между китайскими и российскими строителями позволяет нам удерживать стоимость жилья на территории области самой низкой в РФ. Это очень показательный момент.
Третье направление – это участие тех же самых китайских инвесторов в развитии сельского хозяйства: больше 30 тыс. гектаров пашни в области обрабатывают китайские крестьяне, которые научили наших крестьян современным технологиям выращивания культур. Если еще пять-шесть лет назад разница в урожайности была разительная, не в пользу российских крестьян, то сегодня наши работают на равных, внедряя технологии и получая практически одинаковые урожаи, прежде всего сои.
В прошлом году область, впервые в ее истории, произвела более 100 тыс. тонн сои. В советские времена рекордный урожай был в 1987г. – 32 тыс. тонн. Поэтому думаю, что в этом году, до октября, мы завершим изготовление проектно-сметной документации для строительства завода глубокой переработки сои, мощностью 200 тыс. тонн в год., и это позволит поднять вообще на новый уровень само сельхозпроизводство. На этом заводе будут производиться корма с белковыми добавками, которые положительно влияют на продуктивность животноводства.
- Ну и последний вопрос, без которого никак. Как проводите досуг? Какие есть увлечения?
- Обычно я стараюсь вторую половину воскресенья использовать для себя и для семьи. В зимнее время люблю ходить на лыжах, потому что родился и вырос на севере Хабаровского края. Люблю этот вид спорта и приобщил жену, детей. А летом работаю на своем приусадебном участке – люблю заниматься землей, садом, выращивать виноград: у меня на даче есть несколько сортов винограда и плодовые деревья – яблоки, груши, абрикосы. Могу похвастаться, что они достаточно хорошо у меня растут, и я охотно делюсь с соседями, друзьями богатым урожаем фруктов.
23.02.2012 10-16
|