Александр Фельдман: «Я прекрасно помню, как мирно жили израильтяне и арабы в Израиле…»
Александр Андрущенко, Журнал «Путь пилигрима»
2011 год обозначил на Миротворческой карте мира новые горячие точки. Заблуждается тот, кто думает, что беспорядки в Арабских странах — это лишь внутренние проблемы. Такое отношение приводит к уничтожению государств, которые в прошлом были настоящими оазисами. Так случилось с Ираком и Ливией, подобная угрозадовлела над Сирией.
Эти проблемы будут влиять на развитие всех стран мира до тех пор, пока не исчезнут такие понятия, как туристическая и паломническая сферы.
Ударило это и по Украине, так как катастрофически уменьшилось количество людей, ежегодно посещающих теплые страны: Египет, Тунис, Алжир, Сирию, Йемен, Ливию, Саудовскую Аравию, Израиль, Палестину и Иорданию.
Сегодня, как никогда, в каждом государстве должны быть организации, которые бы не просто пассивно следили за развитием событий в проблемных странах, но и готовили для государственной власти и общества квалифицированные предложения по оказанию помощи в преодолении сложностей.
Подобные задачи ставит перед собой Институт прав человека, преодоления ксенофобии и экстремизма. У истоков его создания стоял народный депутат Украины Александр Борисович Фельдман.
Беседу с ним мы и предлагаем вашему вниманию.
Александр Андрущенко: Александр Борисович, известна Ваша работа в рамках деятельности Института прав человека, преодоления ксенофобии и экстремизма. Насколько данное направление актуально сегодня, ведь в мире лоббируется мысль, что человечество живет в условиях свободы и демократии?
Александр Фельдман: Свобода и демократия — это хорошо, но у всех систем и устройств есть фарватер, границы, пересечение которых — это нарушение норм, законов, установок и заповедей. Свобода и демократия — не безграничны и не бездонны в своих проявлениях. Права одного гражданина заканчиваются там, где начинаются права другого. Поэтому противостояние ксенофобии и экстремизму, является актуальной деятельностью для обществ, где понятие свободы трактуется как возможность проявления агрессии в силу различных мотиваций против отдельных социальных групп и целых народов. Свобода — не вседозволенность, как ошибочно полагают представители маргинальных сообществ. Свобода — это объективное соблюдение прав каждого, и до тех пор, пока будет, кого защищать от агрессивных нападок, работа и активность нашего Института будет важна и оправдана.
- Значительный процент нарушений прав человека имеет религиозную основу. Но мировые религии (Иудаизм, Христианство, Ислам и Буддизм) не могут объединиться, так как имеют различия в учениях. Каковы же пути достижения согласия в обществе, которое состоит из носителей различных религиозных взглядов?
- Чем не повод для согласия — совместно бороться за свободу вероисповедания, против деструктивных культов, против экстремистов, которые спекулируют на религиозных чувствах, за взаимное уважение, любовь и добро, против извращений и девиаций. Все межрелигиозные конфликты рождены не из разности учений, а из манипулятивных трактовок тех, кто хочет оправдать свою агрессию, нетерпимость и «миссию» борьбы с «неверными». Бог учит любить, а не ненавидеть. Тот, кто сеет вражду, вряд ли соотносится с Богом. Современное общество достаточно развито, чтобы уметь отличать религиозные провокации от истинных воззваний служителей культа.
- Сегодня в интеллигентных кругах Израиля говорят о НАДУМАННОСТИ арабо-израильского конфликта. Говорят, что между арабами и евреями, живущими на одной территории, есть масса точек соприкосновения. Например, еврейские туристические фирмы и паломнические службы сотрудничают с арабскими гостиницами, христианских паломников по территории Израиля перевозят водители-арабы. Ежегодно тысячи паломников из Иерусалима приезжают в Вифлеем, чтобы помолиться в Храме Рождества.
В городе Шхеме (который называют зоной арабо-израильского конфликта) есть православный храм, в котором служит христианский священник и туда приезжают христианские паломники.
И, не смотря на это, СМИ муссируют тему арабо-израильского конфликта, и позиционируют Арабские страны, как очаги мирового терроризма.
На Ваш взгляд, какие пути преодоления вражды на религиозной, расовой и национальной почвах наиболее эффективны сегодня?
- Я прекрасно помню, как мирно жили израильтяне и арабы в Израиле до начала интифады и до нынешнего обострения отношений. Ездили обедать друг к другу в те дни, когда нельзя работать, помогали по хозяйству, жили, как братья…
Многое изменилось с тех пор. Отношения поменялись не в лучшую сторону, и СМИ здесь не причем.
Нужно преодолевать вражду. С одной стороны, вести диалог и воспитывать толерантность, а с другой — наказывать за экстремизм и бороться с терроризмом.
Какова позиция Института прав человека, преодоления ксенофобии и экстремизма, который Вы курируете, по отношению к нынешнему положению в Арабских странах?
- Мы будем рады демократическим преобразованиям, если они увенчаются становлением демократии, расширением прав людей и преодолением бедности. Нас беспокоит рост радикализма, притеснения религиозных меньшинств, антииудейская и антихристианская риторика, нарушения прав людей.
Мы подготовили обращения к лидерам временных правительств Ливии и Египта, и будем следить за развитием ситуации.
Вы организовали визит Иерусалимского Патриарха Феофила в Украину. Какое историческое значение имеет данное событие?
- Чтобы что-то оценить, должно пройти время, и оценка будет дана, но уже не нами, не очевидцами, а теми, кто придет после нас.
Сейчас я бы оперировал другими категориями — что это дает жителям Украины — здесь и сейчас? Любое общение с великими и мудрыми религиозными лидерами, к коим я отношу и Патриарха Иерусалимского Феофила ІІІ, это исключительное благо.
Вы помогли Украинской Православной Церкви организовать первое военное паломничество на Святую Землю. С какой целью это сделано и насколько такое направление деятельности, по-Вашему, перспективно?
- Я, как верующий человек, понимаю, какое колоссальное значение в жизни религиозных людей имеет паломничество по Святым местам. Особенно, когда оно происходит впервые, и тем более, в канун религиозного праздника.
Я благодарю Бога за то, что Он дал мне возможность сделать такое важное дело!
В Украине живет огромное количество представителей тех стран, для которых характерны нарушения прав и ксенофобия. Многие из них приехали в Украину, уходя от вышеназванных проблем. Каковы условия для жизни и деятельности представителей диаспор в нашей стране?
- Украинское общество обладает большим запасом толерантности, чем многие другие страны. Однако угрожающие тенденции дают о себе знать, и если на них не реагировать, они будут набирать обороты, постепенно превращаясь в системный экстремизм и неконтролируемую угрозу. Это как стихийное бедствие: чувствуешь и слышишь, как оно надвигается, но не в силах защищаться и противодействовать, а можешь лишь спасаться бегством. Чтобы не допустить подобного развития событий, необходимо пресекать эти явления «на корню», что мы и делаем.
Институт прав человека, который Вы курируете, оказывает влияние на ситуацию в мире или он рассчитан только на работу в Украине?
- Наш приоритет — Украина. Но для того, чтобы что-то изменить, нам необходим диалог с миром. В рамках проектов, которые инициирует Институт, мы вместе с зарубежными экспертами-правозащитниками проводим дискуссии и обмен опытом по вопросам преодоления экстремистских настроений в обществе, воспитания толерантности среди различных религиозных и этнических групп.
Одним из важнейших проектов нашего Института является проведение ежегодной Международной межрелигиозной конференции, на которую приезжают люди из разных стран. Мы хотим, чтобы благодаря этому мероприятию Украина наращивала свой международный вес, становилась участником в решении глобальных гуманитарных вопросов. Мы это делаем и для Украины, и для людей вообще.
28 марта 2011 года эта конференция в Киеве прошла впервые. Ее тема: «Мировые религии и гражданское общество в борьбе с ненавистью и экстремизмом». С какой целью организовывается данный форум, и какие задачи он призван выполнять?
- Эта конференция теперь будет проводиться ежегодно, поскольку она выполняет по-настоящему важную функцию — объединяет представителей мировых религий, которые демонстрируют верующим, что можно и нужно находить общий язык, и этот язык — терпение, уважение и добро. Они, как родители для ребенка, на своем примере показывают мирную и толерантную модель поведения с представителями других вероисповеданий, и это — сильная позиция. Как можно призывать к насилию над представителями иного вероисповедания, когда глава твоей конфессии мирно беседует с лидером другой религиозной ветви?
Сегодня в мире много проблем, которые нужно совместными усилиями озвучивать, обсуждать и стараться решать, вместо того, чтобы тратить время на изматывающие и бессмысленные противостояния.
24.01.2012 12-01
|