В Ялте увековечили знаменитую тетю Соню
"Бульвар Гордона"
Смех сквозь слезы и слезы среди смеха — высшая точка, которой может достигнуть комический актер. Фарс, комедия, плавно на протяжении двух часов переходящие в драму, трагедию и обратно, — высший класс искусства.
Не случайно рыженькую девчонку с грустными глазами, коренную киевлянку Клару (урожденную Герцер) в свое время сразу же заметил и отметил председатель жюри всесоюзного конкурса артистов эстрады Аркадий Райкин. Выпускница киевской студии эстрадно-циркового искусства и ГИТИСа, актриса Московского театра миниатюр, возглавляемого Михаилом Жванецким, обладательница профессиональной премии «Золотой Остап», Клара Новикова планку качества юмора не опускает.
«Настоящие мужчины — не обязательно люди имущие»
— Все чаще женщины берут на себя мужские обязанности: стремятся не только поддерживать огонь в семейном очаге, как им предначертано, но и содержать, обеспечивать домашних. Роль мужчины, «главы семьи, добытчика почти сошла на нет, он превращается в некое на диване лежащее «бревно». Что вы об этом думаете?
— Не мужчины виноваты, что такими стали! Общество. Оно сделало мужчину человеком, который не в состоянии прокормить, обеспечить семью, не в состоянии содержать женщину... Поэтому она и взваливает всю ношу на себя. Только в последние годы мужчине дали возможность выбрать, сделать, самому что-то организовать — до этого он ведь был совершенно бесправным существом!
Мужчина может быть хамом, лентяем, кем угодно в любом государстве — это от общества не зависит. Но у нас они были инфантильны оттого, что не умели заработать. Все равно, как ни крути, деньги дают силу и свободу. Как и возможность ухаживать за женщиной, приглашать ее всюду, делать подарки, выполнять любой каприз.
Только сейчас, разучившись делать это по вине государственной системы, мужчины начинают вновь осваивать эту науку. И может, если мы не будем идиотами и перестанем голосовать за дураков, когда-нибудь появится общество, в котором мужчина вновь станет мужчиной. Не тем, конечно, который может, извините, кулаком и в морду дать, а мужчиной в самом высоком смысле, предначертанном ему природой.
— Вы верите в рыцарей?
— Рыцари и гусары, между прочим, были всегда имущими людьми, никогда не чувствовали себя стесненными материально. Кстати, рыцари, ограниченные в своих финансовых возможностях, но дающие фору в другом, более ценном, есть и сейчас. Мужчины настоящие — это не обязательно люди имущие... Но материальная независимость, повторю, делает их свободнее.
— Кроме материальной стороны, что еще вас привлекает в представителях сильного пола?
— Мне нравятся великодушие и снисходительность.
— Умение прощать?
— Не прощать, а желание понять. Нравятся сильные, умные. Понимаете, глупый мужчина не может быть великодушным, не сможет простить, ему не дано услышать женщину...
«Брать на себя роль некрасивой — огромная ответственность»
Смешить — трудная и традиционно мужская профессия. Насколько я помню, до вас успеха в ней добилась лишь Мария Миронова. Как чувствует себя в этом амплуа Клара Новикова?
— Почему же только Мария Владимировна Миронова? Была замечательная Рина Зеленая, была прекрасная Елизавета Ауэрбах. Многие женщины пробовали, но никогда их в нашем жанре не было много. Потому что профессия достаточно сложная.
Есть и еще один нюанс. Как говорил Жванецкий: «Мы привыкли, что женщина должна быть красивой, чтобы ее могли не только слушать, но и видеть».
Где вы, например, видели некрасивую поющую женщину? Она всегда может одеться во что-нибудь такое, что и некрасивую красивой сделает. У юмористов же такая профессия, когда не надо бояться показаться некрасивой. Все женщины, которых я перечислила, — не боялись. Поэтому и состоялись.
Огромная ответственность — брать на себя роль некрасивой, но обаятельной. И мне хотелось всегда, чтобы все понимали, что не бывает некрасивых женщин! Если женщина некрасива, ей обязательно дано нечто другое, в чем она прекрасна.
Поэтому я чувствую себя в своем амплуа замечательно и всегда чувствовала — даже в тяжелые времена, когда хотелось все бросить: маленький ребенок, нужно за ним, за мужем, за домом присматривать, а работа такая — то на гастролях, то на съемках, то на репетициях...
Дома почти не бывала. Хорошо, хоть во многом помогал муж (он у меня журналист), не отступал. Ценил мое стремление любую свободную минуту провести с ним и с ребенком. Понимал, что я очень люблю свою дочь, но для меня сцена — тоже моя дочь. До сих пор, выходя на сцену, прошу: «Господи, помоги!»...
— К слову, о доме... Знаю, что вы не едите мяса. Какое ваше любимое блюдо?
— Я давно вегетарианка и предпочтение отдаю вегетарианскому борщу. Но просьб, как анекдотом «от Никулина», «поделиться рецептом от Клары Новиковой» — не люблю. Это — банальность. Да и что такое вкусовые пристрастия? Сегодня могут нравиться ромашки, завтра — розы. Вчера были по душе одни духи, через какое-то время понравятся другие. Пять лет назад носила одежду одного цвета, сейчас смотреть на него не могу. Все меняется...
«Моя тетя Соня — одинокий старый человек»
— Поэтому и не будем сбиваться на банальности. Кажется, в одном из выпусков «Аншлага» услышала, что любимый ваш сценический образ — тетя Соня. Почему?
— Образ этот — один из многих. В программе тетя Соня занимает ровно столько же места, сколько другие персонажи. Просто так случилось, что ее полюбили зрители. Тетя Соня, взрослый человек, уже пожилая женщина, позволяет себе откровенно и открыто говорить обо всем то, что думает.
Ей — единственному женскому персонажу — я разрешаю высказываться о политике, давать какие-то свои оценки. Она у меня может позвонить кому угодно! Брежневу и Ельцину — на тот свет, Путину и Медведеву — на этот. Звонит ли в самом деле — непонятно... Она одинокий старый человек, и этим все сказано. Чтобы не чувствовать себя одинокой, придумывает себе всякие занятия, а потом рассказывает о них.
Тетя Соня — мой любимый персонаж еще и потому, что в ее собирательном образе отчасти и мои мама с папой, и многие люди, которых в нашей стране становится все меньше и меньше. Они уезжают, уходят...
— Это правда, что папа хотел видеть вас врачом?
— Да. Я ведь мечтала об этом чуть ли не с младенчества. Да и не сильно вроде пошла против родительской воли — никто особо не настаивал на профессии врача. Я считаю, что каждый ребенок вправе выбирать профессию сам. Чтобы потом никого не укорять: мол, вся жизнь сломана. Многие родители-артисты противятся, когда их дети собираются поступать в театральный, зная, насколько зависимая и тяжелая эта профессия. Я дочери не препятствовала, если ребенок хочет — надо пробовать. К счастью, она передумала, пошла в университет, на отделение театра историко-филологического факультета.
— Не решилась, наверное, повторить судьбу «девчонки с грустными глазами»... Кстати, почему даже в моменты, когда публика смеется, ваши глаза остаются грустными?
— Не знаю. Такие вот они — глаза моего народа.
— Извечная способность всех жалеть и понимать, всем прощать? Иногда кажется, что вы действительно очень жалеете своих героинь — наших, все еще очень советских, женщин. А какими женщинами вы восхищаетесь?
— Всеми! Любыми! Им очень нелегко живется. К женщинам отношусь с огромным уважением, все мои персонажи (нравятся они кому или нет) хорошие, все похожи на реальных женщин. Я вообще особо ценю умение быть женщиной, оставаться ею в любых ситуациях, в любых жизненных условиях.
Я хочу поднять женщин в их собственных глазах, вытащить из будней, хочу, чтобы после концерта мужчина сказал своей спутнице: «Какая ты красивая!», обнял ее, поцеловал... Попытался услышать ее душу...
Впрочем, часто мы слушаем, но не слышим. Это моя концепция — поднять на среднем обывательском уровне мужчину, показать ему женщину рядом, заставить по-новому воспринять ее. Но во многом это зависит от самого мужчины. На концертах я постоянно наглядно это демонстрирую, как скупы наши мужчины на ласковые слова и на неординарные поступки.
— А что вы думаете об эмансипированных представительницах слабого пола?
— Мне импнируют деловые женщины, элегантные, ухоженные, умные, которые могут быть слабыми и понимают, что можно иногда гордость свою прятать, а иногда ее обнажать. Нравятся сильные — слабых никто не понимает. Ведь на самом деле на женщину столько возложено, что она слабой быть не имеет права. А в идеале мне нравятся красивые, романтичные женщины...
— А какой вы считаете себя?
— Я — профессионал и считаю, что в одной женщине столько всего намешано... В разных ситуациях она может быть разной, иногда в течение часа ласковой, нежной, кроткой и разъяренной тигрицей.
— Напоследок стандартный вопрос: мечта Клары Новиковой?
— Моя мечта — новая программа, новый выход на сцену в новом качестве. Все время быть неожиданной — вот моя мечта.
— Это в работе. А в жизни?
— Все взаимосвязано. У меня нет жизни без работы, а работы без жизни.
18.07.2008 10-45
|