Мария Мушкатина: "Я немного опоздала родиться"
www.mignews.com
Мария Мушкатина – актриса, певица, художественный руководитель театра "Шарабан". А еще – красивая женщина, мама троих детей и вообще замечательный человек. Скоро выходит специальный проект "Я другой такой страны не знаю, где так…", в котором играют многие замечательные артисты, в том числе и Мария. Так что нам есть, о чем поговорить.
- Мария, проект "Я другой такой страны…" посвящен 60-летию Израиля. Удалось ли вам найти себя в этой стране?
- Не знаю, что такое "найти себя", но я ощущаю Израиль своим домом, и это очень радует. Когда ты выходишь на улицу, заглядываешь в соседний магазинчик, и в ответ на твою улыбку тебе улыбаются люди - все это вместе дает ощущение страны-дома. С полным пониманием всех существующих плюсов и минусов. Но само это ощущение дорогого стоит.
- Актерство - не самое прибыльное занятие в Израиле. Ваш партнер по спектаклям "Шарабан" и "Мои друзья последнего призыва..." Алексей Макрецкий, например, вернулся в Питер, где достаточно востребован…
- Интересный вопрос. Востребованность и материальная обеспеченность – вообще-то разные вещи. С Лешей Макрецким я разговаривала буквально пару дней назад. Да, он действительно очень занят, но это не отменяет того, что в принципе жить не на что…
- А у вас не возникало желания вернуться в Россию или перепрофилироваться?
- Мой педагог Аркадий Иосифович Кацман говорил очень точно: "Если вы можете этим не заниматься, то заниматься этим не нужно". Я даже не знаю, в какую область я могла бы переквалифицироваться… В любом случае все, чем я занимаюсь, вертится вокруг моей актерской профессии. Это и театральная педагогика, и работа ведущего. И возвращаться в Россию я пока не собираюсь.
- Вы пытались работать на ивритоязычной сцене?
- Я работала в маленьких израильских театрах. Лично мне не попалось что-то такое, что бы меня привлекло. Мне израильские партнеры не были столь интересны, как "русские". Опять-таки - лично мне. Хотя я понимаю, что в Израиле существуют талантливые актеры и режиссеры. Просто наш союз не сложился.
- Расскажите о детстве. Предпочитали ли вы одиночество или шумную компанию?
- Наверное, я любила и то, и другое. Шумные компании собирались дома постоянно. Причем это были компании творческие. Если называть имена, мы пустимся в перечисление великих, и получится, что я хвастаюсь… Но взрослая компания родителей или одиночество мне в детстве и в подростковом возрасте были куда интереснее, чем общение со сверстниками. Меня всю жизнь преследовало ощущение, что я немного опоздала родиться, всегда казалось, что мне ближе поколение моих родителей. В школе я очень страдала от коллектива.
Конечно, у меня были друзья, в основном мальчишки. И мне казалось: вот я поступлю в театральный институт, и вокруг меня сразу же образуется группа единомышленников. И каково было мое разочарование, когда я поняла, что в институте в общем-то тоже чужие мне люди…
- Выбор профессии – это влияние родителей-артистов или ваше сознательное решение?
- Влияния никакого не было. Мне кажется, я уже родилась с этим желанием – быть актрисой, я этим просто дышала. Я долгое время занималась хореографией, мечтала быть балериной, и даже поступила в Вагановское училище. Это была еще такая детская безумная мечта, поскольку в Вагановское набирают в очень юном возрасте.
А потом меня оттуда отчислили из-за "пятого пункта". Сказали, что "на экспорт мы балерин не делаем", и как в воду глядели… А так - сколько себя помню, моя жизнь связана с театром, кино.
- Кто был вашим мастером в институте?
- Я училась в двух институтах. Вначале я поступила на курс к Аркадию Иосифовичу Кацману в ЛГИТМИК. Но, видимо, в свои 16 я была к этому еще просто не готова. До сих пор то, что меня отталкивает от театра, - некий фанатизм, когда человеческие отношения пускаются по боку…
Яркую индивидуальность - то, за что превозносят при поступлении, – потом планомерно изо всех сил пытаются уничтожить. Наверное, мне это не подошло, и я даже подумывала оставить профессию, пока мне не встретился Виктор Карлович Манюков, старейший педагог МХАТа, который сказал: "Приходи ко мне во МХАТ, я хочу взять тебя на свой курс".
К сожалению, Виктор Карлович не дождался меня, умер. И в Школе-студии МХАТа я попала на курс к Ивану Михайловичу Тарханову. Там царила атмосфера любви. МХАТовские педагоги умели воспитывать у студентов уверенность в себе, давали возможность, избавившись от комплексов, попробовать себя во многих ролях.
Я очень благодарна судьбе, что у меня были две такие школы. Школа-студия МХАТ славилась своим семейным теплом: там баловали студентов, профессора одалживали денег, подкармливали, превозносили за каждую крупицу успеха на сцене, и это все было очень полезно.
А учеба у Кацмана дала мне в очень большой мере то, что называется ремеслом. Я крайне признательна за то, что это было. Другое дело, что это было не для моих 16 лет, когда неожиданно для самой себя я оказалась в обществе очень взрослых и требовательных людей.
- Студенчество – как правило, это время зарождения самой крепкой дружбы. Вы продолжаете поддерживать контакты с однокурсниками и педагогами?
- В общем-то, конечно, жизнь нас раскидала, хотя с кем-то из сокурсников я поддерживаю отношения. Не могу сказать, что учеба стала основой для вечной дружбы - мои лучшие друзья не из артистической среды. С артистами очень сложно дружить.
- Насколько я знаю, после МХАТа вы пришли в Театр юного зрителя, а ваши израильские работы в основном направлены на взрослую аудиторию. Вы переросли детские спектакли?
- Я и в Израиле много и с удовольствием работала для детей, практически со всеми детскими режиссерами тут успела поработать. Я совершенно не переросла детскую аудиторию, вопрос в другом - был бы хороший материал. Есть и еще одна тонкость.
Взрослого зрителя можно взять голым талантом, без особых декораций и костюмов. А с детьми этот номер не проходит, там одного таланта мало, все должно быть всерьез, чтобы действие удивляло и завораживало. Аркадий Иосифович говорил одну замечательную фразу: "Вы выходите на сцену. Чем удивлять будете?". Детей и взрослых надо удивлять разными вещами.
- Давайте поговорим про кино. Честно признаюсь, что мне на ум из ваших работ приходит только "Под небом Вероны". Это принципиальное нежелание работать на камеру или просто не сложилось?
- Артистов с принципиальным нежеланием работать на камеру не существует. Я снялась в ленфильмовской картине "Сентиментальное путешествие на картошку" с Филиппом Янковским еще в те, доотъездные, времена. Полкартины строилось на партнерстве двух актеров, но, к сожалению, большую часть вырезали. Здесь тоже есть какие-то рольки. У меня недавно была удивительная встреча - я снялась в одной картине с Фанни Ардан и Жераром Депардье. Это был очень приятный эпизод. Приятно понимать, что с профессионалами ты говоришь на одном актерском языке. Наверное, все же не сложилась у меня в кино карьера, хотя очень бы хотелось. Сейчас у меня идут переговоры с одним французским режиссером. Посмотрим, что получится.
- С папой, Игорем Александровичем Мушкатиным, вам приходилось работать вместе?
- Папа был режиссером дубляжа на киностудии Ленфильм, лучшей дубляжной студии Союза. Там я работала с самого юного возраста и делала с папой несколько картин. Причем, что интересно, эти картины зачастую не пользовались успехом в "родном" варианте, а в русском переводе начинали завоевывать призы. В Израиле с отцом мы сделали спектакль "Четыре четверти пути" в театре у Вячеслава Мальцева. Но по техническим причинам прокат спектакля оказался недолгим...
Здесь, к сожалению, и я говорю сейчас не только о себе, основная проблема состоит в том, что затраты, которые несут актеры и режиссеры, вкладываясь в очередной спектакль - не столько материальные, сколько душевные - попросту не возвращаются, не дают той отдачи, которую бы хотелось. Очень многое уходит в песок.
- Ваши спектакли наполнены музыкой. Вы много даете сольных концертов, участвуете в «сборных солянках». Кто подбирает вам репертуар?
- Не все спектакли наполнены музыкой. В "Последнем пылко влюблённом", например, ее вообще нет. Репертуар для себя я, конечно, подбираю сама, но есть еще и музыкальный руководитель, который со мной давно работает, - Иосиф Кац. Он мне очень помогает в этом. А почему много музыкальных спектаклей? Так грех же артистке не петь, если она неплохо это делает! Правда?
- У вас есть хобби?
- Хобби – это для людей, которые пришли с работы и им надо отвлечься, а я даже дома не отвлекаюсь. Вот сегодняшний день, например, так прошел. Сначала я преподавала театральное искусство, потом - репетиция, потом – встреча по поводу спектакля, а сейчас мы с вами разговариваем – снова о работе. Ну, какие хобби при таком расписании? Я все равно никогда не смогу отвлечься от работы. Но есть, конечно, вещи, которые мне нравятся. Я лошадей люблю.
- Маша, вы руководите театром. А в семью не привносите своих начальственных замашек? Вы вообще тиран или наоборот – мягкая и уступчивая?
- Я - тиран?.. Хотя, конечно же, я могу всех, как говорится, "построить" и разогнать по углам… Иначе просто не выжить.
- Ваши дети говорят по-русски?
- Да, они говорят по-русски, читают по-русски, вообще много занимаются языком. Мы с мужем постоянно боремся со смешиванием языков в их речи.
Хотя... Когда отработаешь с классом на иврите восемь часов, - невольно сама начинаешь путаться. И тогда спрашиваешь себя: "Что ж ты от детей-то хочешь?". Но этому аспекту их воспитания мы уделяем много внимания.
- Дети принимают участие в вашей театральной жизни?
- Да, они всегда ходят со мной на премьеры и очень переживают. Они всегда первые зрители новых номеров. Надо сказать, что их оценка не всегда положительна. У них очень правильные оценки, у каждого свои, поскольку они все разных возрастов. Любое их мнение мне очень интересно, потому как они на интуитивном уровне чувствуют, что удалось, а что нет.
- Маша, вы очень привлекательная женщина. Как вам удается сохранить форму?
- Работать, работать, и еще раз работать. Никаких секретов нет. Все очень просто – три раза в неделю тренажерный зал, бассейн, иногда за счет сна. И все. Ну, опять-таки, если мне нужно преодолеть какое-то небольшое расстояние, я всегда предпочту сесть на велосипед, а не за руль машины.
- Что вас привлекает в других людях?
- Талант в самом широком понимании этого слова. Мне абсолютно неважно, в какой области человек талантлив, если в нем есть искра.
Когда-то в детстве я, как и все остальные люди, делила окружающих на плохих и хороших. С годами это прошло. Сейчас они делятся на своих и не своих. Опять-таки, вне зависимости от социального положения, рода занятий и прочей внешней атрибутики.
- Талант, говорят, должен быть голодным. Согласны ли вы с этим утверждением?
- Голодным – это значит не зажравшимся? Да, я, наверное, согласна с этим утверждением. Должно быть ощущение того, что без своего дела не можешь, такой голод должен быть. У меня лично, когда, например, в какой-то период времени я работаю над интересной ролью, я существую в этом пространстве.
Когда она во мне варится, я ощущаю какой-то процесс, и у меня в принципе все в этот момент сразу же становится на свои места, и отношения с людьми, и отношения в семье. А когда этой внутренней наполненности нет, то все из рук валится.
- Вы любите заниматься домом?
- Была бы возможность, я вообще ничего не делала бы. Но возможности нет, поэтому приходится делать все и очень быстро.
- У вас есть домашние животные?
- У меня всю жизнь были собаки, в последнее время у нас жили и собака, и кошка. Они были абсолютно одинаковые: собака – французский бульдог, а кот- перс. Оба черные, с абсолютно одинаковым выражением лиц. Выглядели совсем как родственники. Собака умерла полтора года назад, и пока я не решаюсь взять другую. Очень уж испереживалась.
Хотя без собаки я себя дома не представляю, да и дети очень просят. Дома обязательно должна быть собака, поэтому, я возьму, конечно, щенка.
- Многие артисты считают участие в съемках или озвучивании рекламы чем-то недостойным. Как вы относитесь к этому?
- Я считаю, что профессия имеет право на существование во всех проявлениях. Есть работа, а есть подарки судьбы. Никто из великих артистов не избежал этого. Если ты вне профессии, то ты из нее выпал, и все, назад дороги нет.
Нельзя сидеть и ждать звездной роли. Актеру элементарно нужно находиться в тренинге и муштре, как говорили мои педагоги. Дубляж – это вообще потрясающая, тонкая актерская работа. Я-то об этом знаю не понаслышке, потому как у меня родители проработали двадцать пять лет на дубляже, величайшие актрисы мира говорили голосом моей мамы. Да я и сама дублировала известных актрис. Хотя, я бы не ставила дубляж в один ряд с рекламой. Но в любом случае реклама – это тоже часть искусства, и когда сталкиваешься с людьми, делающими ее профессионально, это классно.
- У всех у нас есть страхи – что-то не получится, что-то пойдет не так. Как вы справляетесь с этим? Как перешагнуть через собственный страх?
- А не надо перешагивать. Мне очень нравится ивритское выражение "шлема им ацми". Не надо себя ломать, не надо через себя переступать. У Пастернака хорошо написано: "Сознание - это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите их свет вовнутрь, и случится катастрофа!".
Просто надо смотреть вокруг и видеть не только себя. И радоваться тому, что есть, не гонясь за следующим днем. Тогда человек может справиться с любыми страхами.
06.06.2008 12-09
|