Ребецн Хана Асман:"Мало кто может, как я, сказать через 20 лет после свадьбы: "Все только начинается"
"Бульвар Гордона"
"Случайных совпадений не бывает"
— Ребецн Хана, из Вашего "послужного списка" больше всего поражает, что Вы, и без того мать-героиня, усыновили чужого ребенка. Своих мало?
— Чтобы было понятнее, расскажу историю усыновления. Она похожа на притчу с моралью. В свое время знакомые привели мне шестилетнего сироту, попросили взять на воспитание. Тогда еще свои дети были совсем маленькие, и все силы уходили на них. Я отказалась. Мальчика взяла другая семья, и я вздохнула с облегчением.
Прошло несколько лет, и все повторилось. Теперь надо было решить, взять ли 11-летнего Антона из неблагополучной семьи. Пьющая мама вместе с сыном ночевала в вагонах-отстойниках. Я представляла себе, сколько нужно усилий, чтобы такой ребенок вписался в семью. Легче было снова отказаться. Ничто не могло изменить моего решения, даже уговоры мужа. Но вмешались наши дети. Они сказали: "Мама, мы тебе поможем, надо взять Антона". Тут уж я не могла ответить "нет".
— Долго "вписывали" Антона?
— Уже на третий день слышу — зовет: "Мама!". Я так и села от неожиданности. Всей семьей мы выбрали ему второе имя — Мататьягу, в честь национального героя, который полторы тысячи лет назад возглавил восстание против греко-сирийского ига.
— В странах, где население неуклонно уменьшается, принято пропагандировать, правда, безуспешно, многодетность. Но многодетные семьи сталкиваются со множеством проблем, среди которых не только материальные. Например, если в семье один ребенок, то, по крайней мере, вы не знаете, что такое разъедающая семейную любовь ревность детей друг к другу.
— Я вообще не верю в идеальные семьи. Может быть всего один ребенок, а родители высохнут, пока поставят его на ноги. Зато в многодетной семье действуют саморегуляторы и достигается баланс отношений. Не бывает, чтобы все вместе раздирали тебя на части. А подростки, как правило, пребывают "на одной волне" и делятся опытом выхода из затруднений.
Я многому научилась в Израиле, где среднестатистическая семья в религиозном обществе включает 10-12 детей и люди живут очень скромно. Нет особой разницы: кормить большую семью или маленькую. Просто большая съест кастрюлю борща за день, а маленькая — за два. Игрушки, одежда и частично обувь обычно переходят по наследству от ребенка к ребенку.
— С трудом, но допускаю, что современные дети могут смириться с переходящей, как красное знамя, одеждой. Но как они поделят один на всех компьютер и одну мобилку?
— Я не считаю, что у детей должны быть дорогие вещи. Они их ломают, теряют. Нужно определить минимум, скажем, долларов 50, который выделите на мобилку, например. А хочешь дороже — заработай! На каникулах можно мыть машины, работать в кафе. Так живут во всем мире.
"Когда папа хотел устроиться кочегаром, ему сказали: "Меньше чем докторов наук не берем"
— А в чем мораль притчи об усыновлении?
— В том, что если одна и та же проблема возвращается, это неслучайно. Я много раз в жизни убеждалась, что случайных совпадений не бывает. Лучше с первого раза исполнить волю Всевышнего. Так спокойнее.
— Вы родом из Харькова. Чтобы теперь снова оказаться в Украине, проделали кружной путь через Израиль. Как Вам "дым отечества"?
— "И сладок, и приятен", конечно. Недавно я побывала в Харькове, посмотрела на свой старый дом. Оказалось, что он еще хуже, чем осталось в памяти. Малюсенькая кухонька — прямо на земляном полу.
В начале 70-х папа и мама, оба инженеры, попытались эмигрировать в Израиль. Папа работал заместителем начальника ГРЭС, имел несколько внедренных авторских свидетельств. Как и многих других, из СССР родителей не выпустили и вдобавок уволили с работы, то есть намеренно загнали в тупик. В "отказе" папа пошел наниматься кочегаром в больницу, а ему сказали: "Меньше чем докторов наук в кочегары не берем".
А тут еще тяжело заболел мой младший брат, речь шла о жизни и смерти. Тогда папа взмолился: "Всевышний, если ты оставишь сына в живых, я начну новую жизнь". И чудо произошло. Неожиданно для всех, в первую очередь для медиков. Брат выздоровел, а папа выполнил свое обещание и стал соблюдать еврейскую традицию. В наш дом вошли шаббат, кошер и тому подобное. Мама как настоящий советский человек отчаянно сопротивлялась, но когда папа начал сам готовить себе кошерную пищу и питаться отдельно, поняла, что так недалеко до развала семьи, и сдалась. Все опять собирались за обеденным столом, семья была спасена.
Папа нашел в Харькове стариков, у которых рассчитывал получить более глубокие знания. Но они не хотели учить по-настоящему. Дело в том, что в те времена соблюдать все заповеди было просто невозможно. А пока не знаешь, что нарушаешь, спросу с тебя меньше. Но если знаешь и не соблюдаешь, ответственность перед Всевышним многократно возрастает. Вот старики, не отказывая совсем, пытались уберечь нас от непосильной вины.
Но папа — человек упорный и, когда ему предложили поехать учиться в Ленинград, сразу согласился. А это потянуло за собой другую ниточку. Так началась история моего замужества, в которой тоже все было неслучайно.
— Ребецн Хана, сейчас Ваш муж — важная персона, всегда в черном сюртуке и шляпе, носит бороду. Когда выходили замуж, представляли себе свое будущее?
— Начнем с того, что я совсем не хотела замуж. Мне исполнилось всего 17, а ему — всего 20. Он был очень талантлив, играл на разных музыкальных инструментах, замечательно пел. Его и сейчас можно на "Евровидение" отправить. Но имелся существенный недостаток — он был невероятно красив. Борода, как маска, скрывает черты лица, а тогда он был безбород. Его ясные глаза просто светились. Мама внушала мне, что муж не должен быть красавцем, чтобы другие девушки не заглядывались. Я усвоила. И ни о каком совместном будущем с ним не помышляла.
— А как же вы вместе оказались под хупой? Ведь так называется еврейский свадебный обряд?
— Такова была воля Всевышнего. Свои "комбинации" он готовит загодя, поэтому начну по порядку.
У моего будущего мужа в Ленинграде был наставником раввин Ицхак Коган. У него же учился и мой отец. Как-то я приехала к ним в гости недели на две. Увидев нас вместе с Моше, старшие решили, что из нас выйдет прекрасная пара. Моше приходил к нам по 25 раз в день, ни на шаг не отставал от меня, когда я выходила погулять, но при этом мы почти не разговаривали.
Наступил день отъезда. В суматохе какие-то тетушки совали мне на дорогу пирожки, еще что-то, как на полк голодных солдат. Я терпела, пока не дошло до двух жареных кур. Говорю: "Зачем мне две? Я и одну не съем". А они: "Бери, пригодится".
В последнюю минуту перед отходом поезда Моше прибежал с билетом: он тоже едет в Харьков просить у родителей моей руки. Поезд тронулся, и две соседки по купе закрыли дверь перед сном. А по еврейскому закону женщина и мужчина до бракосочетания не имеют права вдвоем находиться в закрытом помещении. Мы как ошпаренные выскочили наружу и провели всю ночь за разговором и поеданием кур. Вот что значило тетушкино "пригодится".
К утру мой будущий муж сказал мне то, что, наверное, считал предложением руки и сердца: "Я один могу выполнить все заповеди, кроме двух: любить ближнего, как самого себя, и плодиться-размножаться. Для этого мне нужна ты". А я подумала: "Ну и ну, даже объясниться не может по-человечески". Уверена, ни одна девушка после такого предложения не пошла бы замуж.
Непостижимым для меня образом он сумел понравиться папе, и тогда раввин Коган поехал к Любавичскому Ребе за благословением. Показал наши фотографии. Ребе сказал: "Свадьбу — срочно, невесту брать штурмом".
— Получается, что окружавшие Вас взрослые написали сценарий и втянули в его исполнение.
— Но кто-то же надоумил их написать такой сценарий, а не другой. А как объяснить то, что происходило потом?
Штурмом так штурмом, и мой жених уговаривает всех сыграть свадьбу через две недели. Платья нет, туфель нет, ничего нельзя достать, особенно в Харькове, особенно в чернобыльский год. Но толчок был дан, и весь Ленинград готовил нашу хупу, кто что мог. Помогала и Москва — там пекли халы и фаршировали рыбу.
А зима была, как никогда, суровая, что ни день, метели. Я моталась по магазинам, как в лихорадке, ничего не успевала и, вопреки уговорам жениха выехать заранее поездом, взяла билет на пятничный самолет. Какой это был риск, можно понять, если я скажу, что по закону шаббата, в который ничего нельзя делать, если бы до 11 часов утра я не вылетела, значит, хупа сорвалась бы. Моше впервые не на шутку рассердился. Но я ему сказала: если Бог хочет, чтобы я вышла за тебя, то все устроит. И брат мой сказал: "Когда невеста едет к жениху, ангелы расчищают перед ней дорогу".
Когда я вошла в ленинградский аэропорт, там не было ни души. Из-за метеоусловий все самолеты развернули на Мурманск. Кроме моего.
"По еврейскому закону муж должен два раза в год дарить жене украшения"
— Известно, что еврейские религиозные законы очень строги. Но на Вас жемчужные серьги, перстни, косметика. Женщины пользуются привилегиями?
— Еврейская традиция называет женщину основой дома. Ее особое положение в семье подчеркивается с самого начала совместной жизни под одной крышей с мужчиной. Хупа, церимония религиозного бракосочетания, предусматривает, в частности, подписание будущим супругом брачного договора. Среди прочих обязательств он письменно подтверждает, что будет иметь близкие отношения с супругой и содержать ее не хуже, чем в доме ее отца. Самое лучшее, что есть у мужчины, его "визитная карточка" — это его жена. Если жена хорошо выглядит, ухожена, со вкусом одета, то лучшей рекомендации человеческим и деловым качествам мужчины трудно придумать. По еврейскому закону муж должен по возможности два раза в год дарить жене украшения. И если бы вы спросили, сколько стоят те, что на мне, я бы искренне ответила: не знаю. Это все подарки мужа или совместные мужа и детей. Я, извините за выражение, жмот и себе ничего не покупаю. Мужу и детям — другое дело.
Понимать значение женщины учим и наших мальчиков. И мне в самом деле важно их мнение. Если они считают, что какое-то платье мне не к лицу, я без обиды пойду и переоденусь.
— У вас принято совместно наполнять семейную казну или дружба дружбой, а табачок врозь?
— Я не понимаю раздельного ведения хозяйства. Живем вместе, детей рожаем и растим вместе, а зарплата порознь? Основной распорядитель семейной казны я, и все ежедневные траты на мне. Другое дело, когда приобретается в дом что-нибудь капитальное. Тогда обсуждаем и приходим к единому мнению.
— Теперь у вас большой дом? И возможности, наверное, не те, что были у Ваших родителей в Харькове, и потребности 12-ти душ несравнимы?
— В Киеве у нас квартира из семи комнат. Но все равно, как вы понимаете, ни у кого нет отдельной. Сейчас, правда, четверо детей учатся в израильских школах-иешивах, но когда на каникулы все съезжаются, то становится не только весело, но и тесновато. Могут и повздорить, если посадочных мест меньше, чем поп.
— В Израиле тоже есть жилье?
— Конечно, но мы сдаем его, чтобы не пустовало. Правда, не живем в нем, даже когда приезжаем в Израиль на отдых. Этим летом арендовали скромный домик в Натании на Средиземном море, чтобы не тратиться на дорогие номера в гостинице. В других странах не отдыхаем, потому что не везде удается организовать соответствующие нашей традиции условия и питание.
— 10 детей — целый "пионерский отряд". Кто у вас за "пионервожатого" — мама или папа?
— Основная обязанность нашего старшего "пионервожатого" — быть любимым и заниматься воспитанием мальчиков. Ему удается и то и другое. Видясь с ним в основном по вечерам и на выходные, дети всегда точно знают, дома папа или отсутствует. Действует какой-то биологический механизм.
А мы с детьми обычно по субботам устраиваем спектакли, концерты. Малыши это очень любят. По вечерам устраиваемся на ковре и читаем книжки, каждый раз по главе. Как мой папа читал нам с братом. Например, Бабеля я воспринимаю только в папиной интонации. Дети, как все их поколение, не очень любят читать, но надо понимать, что мир переполнен материальностью и для духовности надо специально освобождать место.
Главное в воспитании — личный пример. Если кто-то хочет вырастить детей честными, а сам ворует, то никого, кроме воров, не получит.
Мы вовлекаем детей в наши хлопоты. Скажем, я — главная ответственная за организацию праздников в синагоге, благотворительном фонде, на базе отдыха, в двух частных школах и детском доме семейного типа. Дети помогают с большой охотой.
— А помогает государство, скажем, в содержании детдома?
— Детский дом полностью находится на содержании еврейской общины. Мы обращались и к бывшему министру по делам семьи и молодежи господину Юрию Павленко, и к народным депутатам, и даже к госпоже Екатерине Ющенко с просьбой помочь в выделении участка под строительство здания для детдома. Но без результата. С Божьей помощью нашелся меценат, и сейчас в будущем детдоме в Ирпене заканчиваем отделочные работы.
— Ребецн Хана, сложилось впечатление, что Вы выходили замуж не с такими романтическими чувствами, какие, скажем, воспеты в библейской "Песни песней". Не сожалеете?
— Наоборот. У многих романтизм заканчивается после замужества. И мало кто может, как я, сказать через 20 лет после свадьбы: "Все только начинается".
12.01.2007 16-09
|