Главная
  Евреи
  Сохнут
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


январь
5 12
19
26
6 13
20
27
7 14
21
28
1 8 15
22
29
2 9 16
23
30
3 10 17
24
31
4 11
18
25



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software


  Реклама:







Игорь Наймарк: "Я женат на музыке" Валерий Энгель: Цель деятельности ВКРЕ – поддержка Израиля в борьбе с терррором Пьяный охранник университета избил нескольких членов еврейской общины Львова В Центре Мейерхольда показали «Свадебное путешествие» душевнобольных Евреи Италии - 2 тысячи лет Вся лента новостей

   
      сегодня: 17.01.2004, суббота    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Интервью:  

Яков дов Блайх: «Шахиды — это не бойцы, а убийцы»

ВЕК

— Первый вопрос будет носить несколько общий характер: многое ли поменялось в еврейской жизни в нашей стране за то время, что вы проживаете в Украине?

— Безусловно. Хотя оглядываться на прошлое не всегда имеет смысл. Я приехал в Украину 14 лет назад. Сами понимаете, какое было время. За эти годы главное, что было сделано, это восстановление еврейской общины в Украине — евреям вернули корни. Сегодня — это более 400 общинных центров в более чем 200 городах Украины. Это — синагоги и молельные дома, где евреи постигают историю своего народа. И главное — это еврейские школы, которые возрождают и поддерживают в детях еврейские традиции и культуру. Это и служит показателем того, что народ развивается, живет, верит.

— Неужели и те, кто этой культуры не знал, прожив половину сознательной жизни при социализме?

— Почему же? Многое дали и их родители. Но сегодня и дети, и взрослые очень активно посещают еврейские школы, клубы, активно участвуют в общественной жизни. Неужели в Украине сегодня было бы столько еврейских школ и детских садов, (практически в каждом городе, где есть община), если бы их не посещали. Более того, только в иешиву при нашей синагоге на Подоле в прошлом году поступило сразу семь человек. Но это уже касается религии. Я не говорю о тех, кто, окончив институт или университет, решил продолжить свое образование опять же либо у нас, в Киеве, либо за границей. Судите сами, сегодня в Киеве уже есть три действующие синагоги и четыре молельных дома. И все они не пустуют, они нужны евреям.

— Взрослые тоже активны в возрождении традиций?

— Что и говорить! Только в женском клубе при подольской синагоге еженедельно собирается более ста человек!

— А статистика говорит, что практически 80 процентов евреев покинули Украину...

— Слегка преувеличено. Ведь почти треть покинувших страну были неевреями. Да и природа делает свое. Если сегодня подсчитать, то только самые крупные еврейские общинные центры Киева, Одессы, Днепропетровска и Харькова объединяют порядка 180 тысяч евреев. Статистика, видно, ошиблась. Кроме того, еврейская община сегодня поддерживает материально 120 тысяч стариков-пенсионеров. Конечно, много евреев выехали и по разным причинам. Но еврейская община Украины остается одной из самых крупных в Европе (мы — вторые в Европе после Франции).

— А значит, ее можно использовать и в политических целях, к примеру, в президентских выборах. Или община должна быть вне политики?

— По американскому законодательству общественные организации не имеют права участвовать в политической борьбе. Думаю, что украинское законодательство в этом плане не отлично от американского. Человек сам выбирает себе того, за кого он будет голосовать. Хотя есть и другой аспект. Если на главный пост государства будет претендовать человек, исповедующий некие ультранационалистические, шовинистические или откровенно антисемитские взгляды, то община должна будет выступить против. Ну скажите, кому нужен второй Гитлер? То есть община либо будет сохранять нейтралитет по отношению ко всем кандидатам, либо выступит против того, кем движут фашистские идеи.

— Кстати, а как бы вы расценили мнения нашего бывшего министра иностранных дел, а ныне депутата от «Нашей Украины» Геннадия Удовенко, высказанные им в интервью МАУПовской газете «Персонал плюс» о том, что шахиды — это чуть ли не мученики за независимость?
— Я, к сожалению, не читал этого материала. Но любой политик, имя которого известно в широких кругах общественности, должен нести ответственность за то, что он говорит. Если он исповедует антисемитизм, то это, во-первых, не делает ему чести. А, во-вторых, кто же будет относиться к такому человеку с уважением? Сегодня — одних, завтра — других. Для политика — это недопустимая позиция. А шахиды — это ведь не борцы, а убийцы.

— Как должно реагировать государство на факты проявления межнациональной розни, в частности, в СМИ?

— Либо отменить закон об ответственности за это, либо на деле этот закон отстаивать.

— В случае с ректором Щекиным, возглавляющим крупнейший в стране негосударственный вуз — МАУП, и его откровенно антисемитскими публикациями в принадлежащих ему изданиях, я реакции государства не заметил. Я с ним просто сужусь...

— Это вообще случай особый. Мне говорили, что у него жена — еврейка? И он так не любит евреев... Мне кажется, что он просто отрабатывает деньги, которые ему усердно платят как Палестина, так и ряд других арабских стран. Иначе такие резкие заявления из уст академика не звучали бы. Вообще-то, г-н Щекин выставляет себя в каком-то странном свете: он не любит евреев (думаю, не в лице своей супруги), пишет антисемитские статьи, а потом подает в суд, где отрицает то, что он антисемит. Неужели он решил солгать трижды? Тем более, обманывая себя самого.

— Ну, а если брать, как говорится, в планетарном масштабе, антисемитизм еще не отжил?

— Он есть, но он непопулярен. Все вокруг строят демократию, которая сама по себе подразумевает не то чтобы терпимость к различным нациям, а взаимную жизнь, сосуществование. Проявления антисемитизма в этом году наблюдались и во Франции, и в Англии, но были быстро пресечены, не столько правительствами этих стран, сколько общественностью. Ведь любой шовинизм не имеет положительных сторон: в условиях глобализации жить отшельником просто невозможно.

— Как в этом плане себя чувствует Украина?

— Очень хорошо. Темпы развития еврейской общины в Украине не сравнить, к примеру, с российскими. У нас какие бы выборы ни проходили, и какие бы при этом прогнозы ни делались, обстановка в стране оставалась стабильной. В России же все обстоит по-иному. Экономический кризис — евреи выезжают; определенные силы объявляют этнические «чистки» — евреи выезжают; страна объявляет внутреннюю войну, скажем, чеченцам — евреи опять выезжают. То есть страна показывает нестабильность как строя, так и власти. В Украине ситуация в корне отличная — она дает надежду на будущее. И евреи из Украины не уедут. До тех пор пока страна или обстоятельства не вынудят их это сделать.

13.11.2003 12-42





  Также в рубрике:  
16.01.2004 10-57
Игорь Наймарк: "Я женат на музыке"


16.01.2004 10-02
Валерий Энгель: Цель деятельности ВКРЕ – поддержка Израиля в борьбе с терррором


13.01.2004 15-18
Марк Розовский: “Я — полковник казачьих войск”


12.01.2004 10-27
Наоми Бен-Ами: "Если бы мы боялись, то и Государства Израиль не существовало бы"


09.01.2004 12-57
Игорь Губерман: Увы, когда с годами стал я старше, со мною стали суше секретарши


25.12.2003 13-22
Эдуард ТОПОЛЬ: «Я сумасшедший еврейский папа»


25.12.2003 13-15
Яков БРАНД. Люди, как хочется булочку!


23.12.2003 12-36
Владимир Винокур: «Приятно быть клоуном»


19.12.2003 13-48
Элина Быстрицкая «Мужчина воспитывается женщиной, а не наоборот»


18.12.2003 17-44
Виталий Кабаков: "Я не делю литературу на "низкопробную" и интеллектуальную"



пятница
23 Января
16 : 14
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Нужен ли Украине новый главный раввин?

Необходим

Не нужен

Община должна сама избирать себе раввина

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software