Илья Авербух: "Мы ушли из спорта, получив все возможное, но не выиграли Олимпиаду"
MIGnews.com
В конце декабря многие телезрители в разных странах испытали совершенно одинаковое ощущение пустоты - закончилось шоу "Звезды на льду". Почти четыре месяца каждую субботу они приходили, а точнее, приезжали в наши дома - и вот проект закончен. Но огорчаться нам пришлось недолго - организаторы шоу решили устроить гастроли, и совсем скоро мы увидим "Звезды на льду" не по телевизору, а прямо здесь, в Тель-Авиве.
Рейтинг программы просто зашкаливал, ее смотрели все и везде, начиная от президента в его резиденции и кончая русским программистом в американской глубинке. Нам, зрителям, показали весь процесс в тончайших подробностях. И что бы мы ни видели - моменты тренировок или выступлений, судейство или жеребьевку, - везде и всюду был Илья Авербух, тренер, постановщик и продюсер этого праздника спорта, временами достигавшего пронзительных высот истинного искусства. Сегодня он снова - мега-звезда, по праву получивший звание "Человек года". Однако при "ближайшем рассмотрении" Илья оказался таким же добрым, открытым и скромным человеком, каким, наверное, был всегда.
- Во-первых, Илья, позвольте поздравить вас с недавним днем рождения. И пожелать вам еще много хороших лет и удачных проектов! Как праздновали? В компании "звезд на льду"
- Нет, в своей личной компании - тоже спортивной. У меня было шоу с фигуристами в Киеве.
- Ваше детство как раз пришлось "на расцвет эпохи застоя", который в новейшей истории России принято ругать. А каким вы помните свое детство?
- Таким же, как и у всех советских детей. Были и радости - новогодние праздники, парады. Я помню кубик Рубика, "Ну, погоди!", пионерский журнал "Костер" - у меня было все как у всех.
- Как появилось фигурное катание в вашей жизни? Кто-то в вашей семье имел какое-то к нему отношение?
- Нет, в нашей семье никогда и никто не занимался фигурным катанием. Но в эпоху застоя, о которой мы говорим, фигурное катание было видом спорта номер один в стране. И детей повально отдавали в секции. Мама моя очень рано отдала меня кататься, сама возила на тренировки. Мне давали письма, которые освобождали меня от занятий в школе, и я пропускал уроки ради спорта.
- Как вы, будучи ребенком, выдерживали железную спортивную дисциплину? Вас не звали, допустим, мальчишки погонять мяч?
- Конечно, звали. Более того, я стеснялся, что занимаюсь фигурным катанием, потому что считал, что это не мужское занятие, и достаточно долго стеснялся. Я бы с удовольствием был, наверное, хоккеистом или футболистом. Это бы звучало гораздо убедительнее. Другое дело, что моя мама, конечно, достаточно рьяно взялась за меня, и первые 10 лет - именно когда надо заставлять, когда все зависит от родителей - проявляла твердость характера. Только благодаря ей я остался в этом виде спорта.
- В фигурном катании вы сразу определились со специализацией? Не одиночник, не парник, - а именно танцы на льду? Или все-таки имелись варианты?
- До 13 лет я был одиночником и тренировался в группе Виктора Кудрявцева. Моими тренерами были сначала Жанна Гробова, позже Наталья Дубинская. Но потом стало ясно, что большим одиночником мне не быть, поскольку прыжки у меня не очень хорошо получались.
С другой стороны, мне всегда нравилось импровизировать на льду. То есть эмоциональность катания у меня всегда была высокой. Поэтому вполне логично последовало предложение в тот момент от Людмилы Пахомовой перейти в танцы на льду. Я ужасно не хотел этого, потому что, с точки зрения мальчишки, танцы - это еще хуже. Я бы точно не смог рассказать своим сверстникам, чем именно я занимаюсь на льду. Поэтому еще ровно год я был в раздумье, старался кататься один, а меня уговаривали идти в танцы на льду. Но когда встал вопрос ребром - я уступил. Это было в тот трагический год, когда Людмилы Пахомовой не стало.
- Какой вы ее запомнили?
- По возрасту я не мог ее видеть на льду на соревнованиях и даже на тренировках видел не очень часто, но когда видел - это было что-то неземное. Я никогда не видел, как она каталась, я видел ее только уже в роли тренера. И я до сих пор помню, что она всегда улыбалась. Это была очень широкая и открытая улыбка. Я помню ее такой.
- Долгое время не стихают споры о танцах на льду - это спорт или искусство? Ну, вот посмотрев ваш проект "Звезды на льду", берусь утверждать, что это искусство. А как вы считаете?
- Конечно, танцы на льду - это, несмотря ни на что, спорт! Спорт, потому что в них есть спортивное начало, в них есть спортивная борьба, есть правила, по которым соревнуются спортсмены. Мы соревнуемся в идеях! Но, конечно, это спорт, в котором нельзя победить без творчества.
- Шоу "Звезды на льду" - не спорт, но в нем было очень много спортивного начала. Судьи распределили места в тройке призеров одним образом, зрители рассудили немного по-другому. Вы согласны с мнением зрителей?
- Да, согласен.
- Первое место заняли Навка с Башаровым, и Марат откровенно признался в интервью, что боится влюбиться в свою партнершу; второе место - Жулин с Дапкунайте, которых тоже связали искренние дружеские отношения; на третьем месте - Большова с Тихоновым, который сказал на всю страну, что Аня - та девушка, с которой ему было бы приятно встречаться. А вот Гусева с Костомаровым, которые катались очень хорошо, но чувств друг к другу не испытывали, остались за чертой призеров. Это случайность или нет? Как вы считаете, какая пара имеет больше шансов на победу?
- Та пара, которая связана только партнерскими отношениями.
- Почему?
- Потому, что тогда личные отношения не могут повлиять на результат.
- В "Звездах на льду" был один, пожалуй, из самых драматических моментов, когда вы оспорили судейство самой Тарасовой - ее оценку 5,5 за танец Костомарова и Гусевой. То, что вы встали со своего диванчика и вышли к танцорам, обняли их и вслух высказали свое несогласие с ее вердиктом, конечно, был беспрецедентный шаг с вашей стороны. После вы согласились с ее оценкой?
- Конечно, нет. Если бы я сам лично не видел исполнения этих элементов, то спорить не торопился бы. Я считаю, что у каждого - свое восприятие, у каждого - свои взгляды, и поэтому ничего страшного в этом нет. Даже если эта поддержка была не во вкусе Татьяны Тарасовой, то она могла сказать, что это неудачная постановка, и снять одну десятую. Но пять десятых...
- Шоу закончилось. Есть ли у вас чувство победы?
- Вы знаете, вы абсолютно правильно сказали: есть хорошее чувство победы, как после одного из самых главных турниров в сезоне. Поэтому я сейчас испытываю удовлетворение. Я понимал, что этот проект не будет долгим… Я знал, что рано или поздно придется прощаться - поймите, я себя готовил к этому. Но, конечно, все равно немного грустно. Однако мы научились, что всегда, после удачного или неудачного турнира, надо быстро забывать о нем, чтобы идти дальше. Проект завершился, и я считаю его нашей общей победой, но впереди еще очень много всего, что надо сделать. Впереди тур более чем по 40 городам России, потом гастроли в Израиле, Риге, Таллине, Вильнюсе, Хельсинки, Киеве и пяти городах Украины, шести городах Германии - то есть это гигантская работа, которую надо сделать в ближайшие сроки.
- А будет ли "Звезды на льду - 2"?
- Да, сейчас мы непосредственно над этим работаем, я и мои друзья. Единственное - я ужасно не люблю повторяться. Мне неинтересно делать тот же самый проект, только с другими участниками. Поэтому сейчас вот я и моя команда сидим и думаем, как можно изменить проект, так, чтобы звезды - профессионалы с непрофессионалами - остались бы, но шоу было бы еще интереснее, чтобы было по-другому, чтобы было по-новому, чтобы зрители не смотрели повторение, а увидели бы что-то другое.
- Этот проект отличает какой-то удивительный добрый настрой. Сколько желтая пресса ни искала, так ничего и не нашла. А у вас есть какие-то мысли - почему так?
- Вы знаете, я думаю, может быть, потому, что так складывались - пары, отношения, разговоры… Мы не делаем шоу для прессы, это - праздник для зрителей, а для них неважно, кто с кем начал жить, или кто с кем переспал, или кто-то к кому-то испытывает какие-то чувства. Для нас главное было - это, во-первых, показать людям, что в любом возрасте можно попытаться открыть для себя что-то новое, ну, в частности, научиться кататься на коньках. И второе - чтобы каждый из номеров, который спортсменами и артистами показан, был интересен, самодостаточен и был такой же актерской работой, как и спортивной. И не вопрос, кто из них с кем подружится или там еще что-то. Поэтому я никогда не вмешивался.
- Но актерская дружба бывает.
- Если говорить о дружбе, то, безусловно… Вот только вчера у нас был заключительный банкет, и все мы почувствовали, что - сроднились. Кто-то больше, кто-то меньше, но равнодушных нет. Например Мария Петрова, Игорь Бутман, Анна Большова и Алексей Тихонов - они действительно теперь такая неразлучная четверка, и очень вот все между собой передружились, и ходят друг к другу домой в гости. Очень теплые отношения завязались между Дапкунайте и Жулиным. Это не говорит о том, что они стали жить вместе, но у них действительно очень теплые и уважительные отношения. У Марата Башарова практически со всеми очень дружеские отношения. У него вообще не бывает ни с кем плохих отношений. Но есть и кто-то, кто относился к другому только как к партнеру. Например, Рома Костомаров и Катя Гусева. Они работали на льду, но дружба между ними в жизни не завязалась. И что тут такого?
- Вы поставили на этом проекте больше 113 номеров. Это фантастика! Откуда берутся образы? Как вы осилили такой объем работы?
- Вы знаете, действительно, этот вопрос в последнее время звучит так часто, что и мне уже начинает казаться, что мы много сделали. Но это действительно так, и мне не стыдно за ту работу, которая проделана. Я могу сказать, что первое, с чем мы угадали, - мы придумали, и это оказалось попадание в десятку, - что каждый соревновательный день будет посвящен определенной теме. Это также было придумано мною, и за счет этого мы очень четко конкретизировали сам процесс придумывания, рамки его. Потому что, наверное, если бы каждый раз нужно было бы придумывать дюжину разных номеров, я бы сошел с ума. А тут я уже специально музыку искал на разные темы, подбирал образы под ту пару, которую я видел. И фигуристы, и артисты тоже принимали активное участие в том, что бы они хотели сделать.
- Как вы считаете, какой из поставленных вами на этом проекте танцев больше всего выражает ваш характер?
- Ну и вопрос! Сложно выбрать какой-то один. Их все-таки много, и все они очень запоминающиеся…
- Мне почему-то кажется, что это - танго "Рио-Рита" Марата Башарова и Тани Навки. У вас другое мнение?
- Нет, танец Тани и Марата, наверное, один из самых красивых и самых ярких номеров этого проекта. Но, с другой стороны, я никого особо не выделял, и помимо танго было немало неплохих танцев. Например, у Анны Большовой и Леши Тихонова: для меня их номер под "Юнону и Авось", наверное, самый родной.
- А о том, что вы с Ириной Лобачевой ушли из спорта, не жалеете? Хватает ли вам адреналина в крови? Не хотелось бы еще покататься?
- Вы знаете, мы ушли из спорта, получив все возможное, но не выиграли Олимпиаду. Думаю, что в данной ситуации это, возможно, и плохо, - что мы уже никогда не будем олимпийскими чемпионами. Но, с другой стороны, это еще и движущая сила для того, чтобы себя еще в чем-то реализовать. Я - трудоголик и без работы вообще не могу, поэтому и ставлю шоу.
- И еще один вопрос - насчет вашего сына Мартина. Вы хотели бы, чтобы он стал фигуристом?
- Вы знаете, нет, я бы не хотел. То есть я хотел бы, чтобы он занимался спортом, но только тем, который сам выберет. Я не очень хочу, чтобы он был фигуристом, потому что тогда будет слишком много фигурного катания в нашей семье, и это будет уже чересчур.
- И напоследок - не могу не спросить о ваших связях с Израилем. С такой-то фамилией - Авербух...
- Ну, вы знаете, у меня, естественно, очень много родственников живет в Израиле. И дальних, и близких. Но я сам лично никогда не был в этой стране, хотя всегда очень хотел съездить. Был даже момент, когда мы хотели выступать за Израиль, но не срослось, не сложилось. И сейчас я счастлив, что вот-вот мы окажемся у вас...
- Я вам желаю счастья, и - мы вас любим и ждем!
- Спасибо большое! До встречи!
20.02.2007 16-50
|