Чудом спасенная, или Бабье лето в Бабьем Яру
Михаил Френкель, CN
С годами я стал больше любить ясную погоду. Но есть место, в котором солнце и теплое безветрие кажутся мне противоестественными. Это - Бабий Яр. Природа, однако, не спрашивает у нас, какой ей быть.
За минувшие годы мне довелось побывать здесь множество раз. Не только в дни скорби, но и как журналисту, освещавшему визиты в Бабий Яр различных делегаций. На этот раз я пришел сюда один через несколько дней после очередного состоявшегося у "Меноры" митинга.
В дни годовщины трагедии в Бабьем Яру обычно царит бабье лето. Светит солнце. Но на душе пасмурно. Стоя у края крутого обрыва, думаешь о том, что память, оказывается, не бывает вечной. Особенно если кое-кому невыгодно помнить.
Сегодня в бывшей цитадели фашизма - Германии - существует закон, согласно которому за проявления расизма и отрицание Катастрофы времен Второй мировой войны следует уголовное наказание. И самое важное - этот закон не просто существует, он, если нужно, четко работает. У нас же в Украине вот уже несколько лет нельзя призвать к ответу газеты, отрицающие как саму Катастрофу, так и массовые расстрелы в Бабьем Яру. Основной "пафос" публикаций в этих изданиях - густопсовый антисемитизм, но попутно ставится под сомнение и гибель тысяч людей других национальностей.
С авторами подобных "исторических" исследований говорить не о чем. В лучшем случае они выполняют хорошо проплаченный заказ, в худшем - излагают собственные мерзопакостные взгляды. Однако с дней ужаса прошло немало лет, и уже выросло поколение, почти ничего не знающее о страшных событиях осени 1941-го.
И хотя над Бабьим Яром памятник уже есть, но нет настоящего мемориала и музея, в то время как экспозиции о трагедии в Киеве давно существуют в других странах. Обидно и несправедливо.
Вот почему сегодня я хотел бы познакомить вас с воспоминаниями о страшной трагедии чудом пережившего ее человека. Для меня воспоминания Дины Мироновны Проничевой, найденные в Центральном государственном архиве Украины и переданные мне известным историком, профессором Феликсом Левитасом, особенно дороги, поскольку я знал Дину Мироновну как просто тетю Дину - двоюродную сестру моего отца. Тетя Дина была одной из главных героинь знаменитого романа Анатолия Кузнецова "Бабий Яр". То, что вы сейчас прочтете, лишь фрагменты из рассказанного ею, но и они вызывают боль в сердце.
"19 сентября 1941 года в город Киев вошли немцы.
20 сентября домой пришел муж из окружения. Настроение, конечно, было паническое: ни пищи, ни воды, ни света - ничего не было.
Числа 24-25 сентября по Киеву начались пожары. Был взорван Крещатик, горели улицы Пушкинская, Свердлова. Начались облавы, немцы ходили ночью по квартирам, выискивая евреев. Я жила у свекрови, она была женщина набожная, у нее висели иконы, и когда пришли немцы, она указала на иконы, мол, мы русские, и немцы меня не тронули.
А по городу распускались слухи, что все пожары происходят из-за евреев, которые остались здесь, не эвакуировались, после чего 28 сентября 1941 года всюду расклеили приказ, в котором было написано: "Всем жидам взять с собой теплые, ценные вещи и явиться завтра, то есть 29 сентября, в восемь часов утра на улицу Дегтяревскую". За неявку - расстрел. Подписал объявление немецкий комендант.
Мои два брата ушли на фронт. Младшая сестра оставалась с больными стариками-родителями. Они меня попросили их проводить, думали, что евреев будут куда-то вывозить, так как приказано было взять теплые вещи. Я пошла со стариками, а дети остались с мужем дома.
В семь часов утра я была у своей матери, и в начале восьмого мы отправились в указанное в приказе место. По улицам пройти было невозможно - на подводах, машинах, двуколках везли вещи, стоял страшный гул, людей собралось очень много: старики, матери с грудными детьми, старухи. Мы шли толпой.
Дойдя почти до ворот еврейского кладбища, мы увидели, что там проволочное заграждение, противотанковые ежи. У входа стояли немцы и полицаи, пропускавшие за заграждение. Туда войти можно было свободно, а на выход никого не пропускали, кроме переводчиков.
Люди на расстрел шли все окровавленные. Я все это видела сверху, не доходя до этого коридора. Но когда я посмотрела в сторону раздетых, очевидно, меня снизу заметила мать и закричала: "Доченька, ты не похожа, спасайся!". Мне хотелось броситься их защищать, но инстинкт самосохранения подсказал - ты не спасешь. Я должна была пройти этот коридор. И я прошла под ударами немецких палок, но прошла, не согнувшись, прямо - выдержала все.
Сошла вниз прямо к полицаю и сразу же поинтересовалась у него на украинском языке, где комендант. Он спросил, зачем мне комендант. Я ответила, что я не еврейка, а украинка, шла сопровождать сотрудников, попала сюда случайно. Он как-то посмотрел на меня, спросил документы. Я показала ему членский профбилет и трудовую книжку, где национальность не указывается. Он поверил мне, потому что фамилия русская, отчество тоже как-то звучит по-русски, и указал на бугорок, где сидела небольшая группа людей, сказав: "Садись, подождешь до вечера, когда всех жидов перестреляем, вас выпустим".
Я поднялась на бугорок, села. Сначала смотрела на все эти ужасы: на моих глазах евреев раздевали, били, люди истерически смеялись, видимо, сходя с ума, становились за несколько минут седыми.
Грудных детей вырывали у матерей и бросали вверх через какую-то песчаную стену, всех голых выстраивали по два-три человека и вели на возвышенность к песчаной стене, в которой были прорези. Туда люди входили и не возвращались.
Паспорт я выбросила заранее, не дойдя "коридора". Я все-таки ждала вечера, не зная, что меня ждет.
Вечером подъехала машина, и немец-офицер, который в ней сидел, сказал, чтобы нас всех расстреляли, потому что если хоть один человек отсюда выйдет и проговорится в городе, что он здесь видел, то на второй день ни один жид не явится. Нас всех повели расстреливать туда же, в песчаный разрез, куда заходили все. Но нас не раздевали, так как уже было темно и немцы устали. Я шла примерно во втором десятке. На выходе из этого разреза слева был небольшой выступ, где выстраивались все люди, и с противоположной стороны из пулеметов их расстреливали. Люди падали в очень-очень глубокую пропасть. Я закрыла глаза, сжала кулаки и сама бросилась вниз до выстрела. Конечно, мне казалось, что я лечу целую вечность, так как было очень высоко. При падении я не чувствовала ни боли, ни удара - ничего. У меня было единственное желание - жить.
Сначала меня обдало всю кровью, по лицу стекала кровь. Я слышала стоны. После нашей небольшой группы в этот вечер уже никого не расстреливали. Мы лежали сверху ямы. Потом я услышала предсмертную икоту, плач - это все исходило от недобитых людей, от умирающих.
Немцы светили фонариками сверху и стреляли вниз, добивая недострелянных. Недалеко от меня кто-то сильно стонал, и немцы спустились вниз, их это очень раздражало, ходили по трупам и достреливали тех, кто шевелился.
Один из полицаев или немцев, споткнувшись, перелетел через меня так, что я перевернулась. Он просветил фонариком. Не обнаружив у меня крови на теле, увидев, что одежда не была простреленной, он сказал об этом немцу. Меня подняли, ударили, потом бросили. Я не охнула, не застонала. Один немец стал мне ногой на грудь, другой - на руку, но и в этот раз я не застонала. Они решили, что я мертва, оставили меня в покое и ушли.
Через некоторое время я услышала прямо чуть ли не над самым ухом: "Демиденко, давай сюда, засыпай". После чего послышались какие-то глухие удары, потом все ближе и ближе, и я почувствовала, как на меня посыпался песок - это присыпали трупы. Мне стало очень тяжело, так как я лежала лицом вверх.
Не знаю, сколько пролежала, но когда начала задыхаться, собрала все силы и стала барахтаться. Решила: пусть лучше расстреляют, чем я заживо буду похоронена. Здоровой правой рукой (левую руку немец мне вывихнул, когда стал на нее), стряхнула песок с лица. Вместе с воздухом наглоталась песку, закашлялась. Перепугалась, что меня обнаружат и застрелят, но все-таки думала: авось выберусь, спасусь. Я, конечно, старалась кашлять тихо. Почувствовав облегчение, стала снова барахтаться и вылезла…
Разглядеть, куда ползти, было невозможно, так как глаза были засыпаны песком и, кроме того, стемнело.
Потом, пролежав немного в темноте и привыкнув к мраку, я рассмотрела, что на большом расстоянии вокруг - четыре стены, а ползти мне нужно к той, откуда мы свалились, и я поползла туда. С большим трудом, из последних сил, выбралась наверх, и в ту же минуту меня кто-то окликнул. Это оказался мальчик 14 лет, которого звали Мотя. Я приказала ему молчать, и мы поползли вместе. Он во всем меня слушался. Долго мы ползли по поверхности, но уйти нам не удалось, так как крутом были яры.
Уже начало светать. Нам надо было куда-то спрятаться. Мы опустились метра на два с половиной вниз за одну из стен и скрылись в кустах.
Рассвело, и на противоположной стороне в направлении Куреневки мы увидели: немцы вели двух женщин-евреек. Я хорошо знаю, что это были еврейки, так как слышала, как они кричали на еврейском языке. Немцев было семь человек, они по очереди насиловали женщин, потом тут же закололи их кортиками и сбросили вниз. Потом я увидела одну старушку, которая бежала по той же противоположной стороне, и ребенка - мальчика лет шести-семи, который бежал за старушкой и кричал: "Бабушка, я боюсь!" Два немца догнали их и убили - сначала ребенка, а потом старуху.
Также я увидела, как подошла какая-то женщина с ребенком на руках, смотрела вниз, смеялась и разговаривала с немцами, которые в нее стреляли...
Потом к вечеру у меня начались галлюцинации: я все время видела перед собой отца, мать, сестру, одетых в белые длинные халаты. Все они смеялись, кувыркались, и я засмеялась вместе с ними, потеряла сознание и свалилась вниз в обрыв.
Когда очнулась, надо мной сидел Мотя и плакал, он думал, что я умерла. Я очень быстро сообразила, где нахожусь, и мы поползли с ним дальше. Уже было совсем темно. Доползли мы с ним до конца выступа в яру, засели слева в кустах. Для того чтобы спастись, нужно было переползти большой луг, подняться на гору и тогда только попасть в Куреневскую рощу.
Мы договорились с мальчиком, так как он был почти раздет, а я все-таки в темном, что он поползет первым, и если все будет благополучно, помашет веткой, и тогда поползу я. Но он перелез и попал прямо на охрану, его сразу же расстреляли. Я чуть не потеряла сознание. Снова одна. Кругом был песок, я сделала ямку, потом засыпала ее, как будто бы над могилой, поплакала, так я словно бы похоронила ребенка"...
- Ось, пан, сюда, - сказала полицаю, указав на Дину, хозяйка дома, куда она пришла на второй день расстрелов. Проничеву арестовали, но вечером Дине и ее новой подруге Любе удалось бежать. Они выпрыгнули из грузовика, который снова вез их в Бабий Яр...
"...11 декабря 1941 года Любу выдали, на нее донесли, 12 декабря на рассвете Люба бежала. К этому времени я уже забрала к себе на кухню своего двухлетнего сына, так как в Киеве детей от смешанных браков расстреливали. Сына я выкрала. Вернее, подослала домой знакомую девушку Наташу Гриневу, она выкрала сына и привезла ко мне.
Потом выдали и меня.
23 февраля 1942 года, как раз в день Красной Армии, за мной приехало гестапо, чтобы окончательно забрать. Это было на рассвете, часов в семь утра. Наташа ушла на завод. Я с ней договорилась заранее, что если меня заберут, то ребенка оставлю ей, а она привезет его к мужу в Киев... В это время я узнала, что мой муж арестован".
Проничев был казнен гестаповцами из-за того, что на него донесли: в разговорах со знакомыми и незнакомыми он последними словами ругал фашистов.
"...Привели нас в Лукьяновскую тюрьму, где я просидела 28 суток. Били меня сильно. Там работал полицай Митя, который часто передавал мне лишний кусок хлеба, папиросы. И вот когда меня взяли на последний допрос, он, оглушив ударом приклада конвоира, а меня, почти полумертвую, избитую, унес. Мы очутились с ним напротив больницы Калинина, в районе Шулявки.
Возле больницы он посадил меня и сказал: "С тобой далеко я не уйду, мне нужно спешить. Я не полицай, а партизан. Меня зовут Митя".
Он поцеловал меня и исчез...
…Так я пряталась до прихода Красной Армии. Под бомбежкой добрались до Киева. Единственная мысль была у меня - может быть, я что-нибудь узнаю о детях. В Киеве мне сказали, что дочь моя была направлена в детдом, о сыне я ничего не могла узнать.
Я ходила из детдома в детдом, везде и всюду, где только могла. Потом мне сказали, что детей, которые находились там, где моя дочь, расстреляли.
12 марта 1944 года привезли детей на Соломенку. Я пошла туда. Когда я спросила Лидочку Проничеву, мне вывели девочку, в которой я узнала свою дочь. Она сначала бросилась ко мне, а потом остановилась, потому что отец, Проничев, учил ее: "Если встретишь маму, говори "тетя", потому что нас всех расстреляют". Но когда я сказала: "Доченька, теперь уже можно сказать "мама", - она бросилась ко мне на шею с криком: "Мамочка!" Здесь произошла трогательная встреча. Все крутом плакали. Через несколько дней, обходя детские дома, я нашла и сына".
...После войны она снова стала работать в кукольном театре.
В 1946-м Дина Мироновна была свидетельницей на киевском процессе. Суд приговорил фашистов, причастных к расстрелам а Бабьем Яру, к смертной казни. Их повесили на площади при большом стечении народа. В 1960-е годы ее показания были вновь записаны на пленку и направлены на судебный процесс, проходивший в ФРГ. Но ушлые тамошние адвокаты, решив, что она уже мертва, настаивали на приезде живого свидетеля. Пришлось отправляться в Германию. Поездка отняла у тети Дины много душевных сил.
Все послевоенные годы Дина Мироновна дружила с бывшими военнопленными Сырецкого концлагеря. Фашисты заставляли их уничтожать свидетельства расстрелов в Бабьем Яру, а при подходе Красной Армии должны были всех их убить. Пленные узнали об этом, и небольшой группе удалось вырваться на свободу. Этот день они всегда отмечали вместе с Диной Проничевой.
Тетя Дина умерла в начале 1970-х. Отказали почки, застуженные в одну из военных ночей, когда она пряталась от гестапо...
В эту годовщину я подумал, что надо бы обязательно съездить к Володе Проничеву, тому самому малышу, которого спасла Дина - его мама. Нужно помянуть ее и всех близких и далеких, погибших на войне. И не только помянуть, но и помнить…
26.09.2006 15-26
|