Чтоб не пропасть поодиночке
NRS.com
Английский они знают гораздо лучше. Но поют на русском языке и под гитару. И общаются в свободное время эти молодые люди в основном с себе подобными, то есть с русскоязычными евреями – этакой особой породой, завезенной в США в конце ХХ столетия. И ошибается тот, кто считает, что ничего особого в этой породе нет, что «русские» это сами о себе придумали из самомнения...
«Есть, – говорит замдиректора COJECO по работе с молодежью Роман Шмуленсон. – Наши ребята, может, не лучше и не хуже урожденных в староамериканских семьях, но они иные, у них другой менталитет, у них другие культурные традиции. Мы этим не кичимся, но и избавляться от этого не хотим. И нам хорошо вместе».
А много ли вас? – спросит читатель, уже привыкший к тому, что жизнь местная не слишком поощряет большие компании, постоянное общение. Здесь каждый за себя, не так ли? Холодное общество...
Нет, не так. Вот нынешней осенью, пару недель назад 170 юношей и девушек из тысячи, сгруппировавшейся вокруг NY RJYC (Совет русско-еврейской молодежи) при COJECO, поехали вместе в Соммерсет на пару дней. Там поселились в гостинице, занимались спортивными и «умными», вроде «Интеллектуального казино», играми, пели, как сказано, под гитару... Но собрались в таком количестве, потому что требовалось им кое-что обсудить сообща. А именно: что ждет русскоязычную еврейскую общину Нью-Йорка, точнее, ее молодежь? Какое будущее для нее желательно, что от нее зависит? В общем, как в песне «ДДТ» «Осень», которую пели ребята: «...Что же будет с родиной и с нами?...»
Предлагались четыре ответа, как в тестах колледжей, где все они учатся: а) ассимиляция; в) станем частью американской еврейской общины; с) большинство уедет в Израиль; d) останемся отдельной русскоязычной общиной. Весьма вероятным и худшим посчитали вариант «а», очень кисло отнеслись к варианту «d». А вот предпочли вариант «в».
Однако, как стать частью американской еврейской общины, если столь мало «русские» похожи на коренных американцев? Это-то и дискутировалось много часов кряду. А вывод, к которому пришли: смычка на индивидуальном уровне невозможна, скорее – утрата каждым по отдельности своей национальной идентификации. Но влиться можно – целой социальной группой, как пристройка, пусть временная – на пару поколений, к давно и прочно выстроенному зданию американского еврейства. И это значит, что американские сверстники в колледжах, в фирмах должны видеть не разрозненных маргиналов-«русских», а большую группу, четко ориентированную национально, с привлекательными и своеобразными культурными традициями – равноправную группу, как сефардская, к примеру.
К тому они и идут, используя лучшее из... советского комсомольского опыта, накладывая на него опыт израильский. «С американским не получается, – комментирует Роман. – У них он непрерывный. А нам многое, например, освоение еврейских традиций, приходится постигать с нуля». Как, скажем, правила зажигания субботних свечей, урок которого был преподан в том же Соммерсете. Используется же опыт в части создания организационных структур: молодежного клуба, актива организаций EZRA, «Шаарей Имуна», «Сохнута», Hillel – студенческих еврейских организаций в колледжах. Около 15 организаций уже создано русскоязычной еврейской молодежью Нью-Йорка, а все они объединены в упомянутый NY RJYC.
Похоже на горком комсомола? Не совсем. Во-первых, каждая из организаций имеет свои цели и программы, которые часто не совпадают. Так, EZRA и «Сохнут» заняты пропагандой Израиля. Но по разному. Цель первой, организующей для юных бесплатные поездки в Страну Обетованную, проводящей по средам так называемые Израиль-ланчи, по иным дням – уроки иврита, раз в месяц – просмотры израильских фильмов и другое, создать диаспору патриотов и филантропов Еврейского государства. Цель второй, на чью долю приходится не меньше мероприятий, несколько радикальнее – репатриация, к которой, конечно же, никто не принуждает. А у «Шаарей Имуна», представленной еврейским центром и синагогой, цель – возвращение к религиозным корням, и опять же – никакого давления. Совсем иная программа для подростков, где упор делается на их умение жить в обществе, распознавать психологию партнеров, улаживать конфликты; совсем иные – у организации Hillel, которая является местом стыковки с американской еврейской молодежью. И в вышеназванном совете никто не пытается навязать свое, как главное. И нет там, в отличие от «совковых» структур, руководства. Представители организаций собираются как равные и на равных решают, что нужно сделать, чтобы быть ближе друг к другу, чтобы быть привлекательнее для тех молодых людей, которые еще не примкнули к движению, интереснее для сверстников-американцев. Впрочем, вот и несколько иное мнение. «Вопрос даже не в том, как примут меня американцы сейчас, – говорит один из активистов Анатолий Верников. – Я знаю, что очень скоро мы войдем в жизнь большой группой специалистов, вполне успешных, что мы сможем помогать друг другу и народу своему помогать. Есть такое понятие, как социальный капитал. Мы его сейчас накапливаем. Придет время – будем представлять всю русскоязычную еврейскую общину, потому что сформировались как единое ядро».
– Сколь это реалистично? – вопрошаю у директора COJECO Алика Брука-Красного. – Сколько уже поколений студентов из нашей общины закончили колледжи, вполне успешны, сколько уже было программ по воспитанию среди наших людей лидеров, проходивших под патронажем даже самой крупной еврейской организации UJA Federation... А где эти люди, где эти так называемые лидеры? Все сами по себе и не участвуют ни в жизни русскоязычной общины, ни в еврейской жизни. – Кое-кто остался, – говорит он. – Тот же Рома Шмуленсон, ставший магистром социальных наук в Иешива-университете и прошедший «курс молодого бойца» в качестве директора молодежной программы в еврейском центре Kings Bay Y. Даю слово: COJECO – его промежуточный старт. Но вы правы в том, что пока таких мало. Многие разбежались по жизни поодиночке. Нынешние же объединились, чтобы поодиночке не пропасть.
Где-то это у молодых на уровне приятного времяпрепровождения: совместное празднование Дня независимости Израиля, «Дня любви по-еврейски», «Хануки» (кстати: 29-го декабря в лонже Pazo), на уровне совместных поездок в Израиль, путешествий по США и в другие страны, пикников. Но где-то это – и участие в сборе денег на благотворительность, и «тимуровщина» по посещению одиноких стариков, обеспечению их продуктами к праздникам, и работа вожатыми в летних детских лагерях, санитарами скорой помощи, и волонтерская работа по обучению детишек в «русских» детсадах иудаике.
Уже в полутора десятках детсадов ведут такие уроки студенты колледжей. Как вам это? Вот он и начинается опыт «непрерывности»... Даже не здесь. В среде, о которой я рассказываю, постоянно рождаются новые семьи, рождаются на основе новых для бывших советских, но очень старых традиций...
Недавно в статье «Время диалога и единства» («НРС» от 1 декабря) я рассказывал о создании в UJA Federation специального подразделения по проблеме интеграции русскоязычных иммигрантов в американскую еврейскую общину и о состоявшемся обсуждении этой проблемы на форуме работников UJA Federation и виднейших представителей русскоязычной еврейской общины. Всем хочется найти ее решение сегодня и сейчас. Если получится – замечательно, а нет – есть надежда, что она все-таки решится. Благодаря молодежи.
13.12.2005 10-31
|