Куда идем?
Еврейский Обозреватель
Понятие диаспора первоначально означало совокупность евреев, расселившихся вне пределов Израиля. Постепенно этот термин стал универсальным и начал применяться к любой нации, живущей в других странах. В большинстве своем диаспора имеет четко выраженную тенденцию сокращаться, ассимилироваться и сливаться с народами стран, среди которых она живет. Однако еврейскую диаспору можно назвать уникальной во всех отношениях. Она смогла сохраниться, выжить и развиваться в течение ста поколений — более двух тысяч лет, несмотря на яростные гонения и даже физическое уничтожение...
С появлением Государства Израиль еврейская диаспора выполнила основную часть своей исторической миссии. За неполные 60 лет страна превратилась в экономически развитое, сильное во всех отношениях государство. Здесь живет 40% всех евреев мира (в момент основания государства было всего чуть более 5%), и эта доля растет.
Вместе с тем положение Израиля существенно отличается от всех без исключения стран мира. Непрерывные угрозы арабских и мусульманских государств, непрекращающийся террор, небольшая территория и наличие большого и быстро растущего арабского сектора внутри страны создают огромные проблемы, которые не знает ни одно современное государство. Чтобы их решить, Израиль нуждается, и еще не одно десятилетие будет нуждаться, в мощных союзниках. Их у Израиля немного — Соединенные Штаты и восьмимиллионная еврейская диаспора, поддерживаемая правыми христианами. При этом нельзя забывать, что поддержка США не в малой степени обусловлена наличием влиятельной активной еврейской общины, но ее нельзя рассматривать как нечто вечное, ибо политика есть политика... Вот почему наличие мощной диаспоры, хотя бы в ближайшие 50–100 лет, в жизненных интересах всего еврейского народа. Только после этого, возможно (но далеко не обязательно), она окончательно выполнит свою историческую задачу.
Рассмотрим состояние диаспоры под углом зрения самого неблагоприятного для нее фактора — демографического. На примере самой многочисленной и мощной общины — американской. Здесь ситуация гораздо лучше, чем, скажем, в России, где средний возраст евреев, по последним данным, 57 лет. Но несколько хуже, чем в относительно небольших общинах Азии и Африки и, по-видимому, Франции (кроме Парижа).
Как показала последняя перепись населения, в Соединенных Штатах проживает 5,2 миллиона евреев. За 10 лет их численность сократилась на 300 тысяч человек. И это несмотря на то, что из республик бывшего СССР за это время приехало тоже примерно 300–400 тысяч. Следовательно, потери гораздо выше. Американские евреи стали вступать в брак позднее, многие не заинтересованы иметь многодетные семьи.
Уровень смешанных браков составляет 51–52%. При этом доля детей, которые считают себя евреями, всего порядка 30% (вместо 50, исходя из закона больших чисел). Кроме того, в стране, согласно некоторым расчетам, еще примерно 4–4,5 миллиона людей с еврейскими корнями. С их учетом еврейское население США — около 10 миллионов человек.
Средний возраст евреев — 41 год, это на 6 лет больше возраста среднего американца. 17% еврейского населения (примерно один миллион) — дети моложе 17 лет. В начале 1990-х годов они составляли 21% (в целом по США— 26%, с учетом более многодетных семей латино- и афроамериканцев). Выросло число пожилых людей старше 65 лет — с 15 до 19%. (В целом по Америке — 12%.)
Лишь 54% американских евреев старше 18 лет состоят в браке (57% в целом по стране). Примерно четверть евреев холостяки и никогда не были в браке. 59% состоят в первом браке, 13% — во втором, 2% — в третьем и более. То есть в целом еврейские браки достаточно устойчивые. Среднее число детей в еврейских семьях — 1,8 (в то время как для простого воспроизводства необходимо иметь в среднем 2,1–2,2 ребенка). Заметим, что в Израиле эта цифра составляет 2,7%. 54% еврейских женщин в США в возрасте 30–34 года не имеют детей (это ровно вдвое выше, чем в среднем по стране).
Для более детального рассмотрения демографических тенденций диаспоры условно выделим несколько групп.
Ашкенази составляют более 90% диаспоры. Их, в свою очередь, можно подразделить на три подгруппы.
Первая — ортодоксальные евреи. Они составляют около 9–10% диаспоры, или примерно 700 тысяч человек. Для них характерна многодетность (в среднем до 5 детей в семье), но 8–10 — тоже не редкость. Здесь практически нет смешанных браков и разводов. При сохранении нынешних тенденций численность ортодоксов, вероятно, будет удваиваться каждые 25–30 лет и вырастет к 2060– 2070 годам до трех миллионов человек, а к концу века еще вдвое. (Конечно, нельзя исключить, что в новых поколениях часть ортодоксов станут светскими людьми, хотя пока более сильны тенденции перехода светских евреев в ортодоксальную группу.)
Религиозные ашкинази-неортодоксы (в основном приверженцы консервативного иудаизма). Как показывают расчеты, эта группа не увеличивается, сохраняя свою численность. Это около 25% ашкинази, то есть около двух миллионов человек. По-видимому, они сохранят свою численность к середине века или несущественно уменьшатся.
Светские ашкинази. Их около четырех миллионов человек. Здесь особо высок процент смешанных браков и малодетность. Эта часть диаспоры быстро ассимилируется. Если негативные тенденции не удастся переломить, то в ближайшие 50 лет она может сократиться в несколько раз или даже вообще исчезнуть.
Вторую группу составляют сефарды. Их общины живут в Азии, Африке, во Франции (переселенцы из шести североафриканских колоний), Испании, Португалии, на территории бывшего СССР (бухарские, горские, грузинские евреи и др.), США и Канаде, Австралии. Сюда же по «демографической модели» можно отнести черных евреев в Северной Америке (их не менее 100 тысяч человек). Численность этой группы примерно 700– 800 тысяч. Для них характерна большая семья, ранний брак, невысокий процент смешанных браков, соблюдение еврейских традиций. Эта группа будет медленно увеличиваться и к середине века достигнет одного миллиона человек.
Если подвести итоги, естественно, не очень надежных демографических прогнозов, то к середине века численность диаспоры составит примерно 7 миллионов человек. Пройдя нижний пик, диаспора имеет шанс снова начать увеличиваться за счет религиозных групп и частично сефардов и к концу века приблизиться к 10 миллионам.
Еврейская история знает немало демографических взлетов и падений. После разрушения Второго Храма численность евреев оценивалась в 5 миллионов, в средние века она падала до одного миллиона, перед Второй мировой войной приближалась к 18 миллионам.
В этих прикидочных расчетах мы не учитывали репатриацию в Израиль и эмиграцию из этой страны. Последние годы эти процессы друг друга примерно уравновешивают.
Что можно сделать для укрепления и роста диаспоры?
В минувшем веке ее цементировали четыре основных фактора: религия, антисемитизм, общность языка, концентрация населения в местечках. Сейчас большинство этих факторов либо исчезло, либо потеряло былую роль, либо значимы (религия) лишь для части диаспоры. Одна из центральных проблем — как предотвратить размывание «светской» части евреев диаспоры и способствовать ее интеграции в еврейство.
Это возможно, прежде всего, путем воспитания сопричастности к Государству Израиль. Начав в 1948 году практически с нуля, Израиль превратился в высокоразвитое государство и постепенно приближается по уровню национального продукта и дохода на душу населения к первой десятке самых богатых стран. По экспорту высокотехнологичных изделий страна входит в первую тройку. Еще три года назад Израиль вышел на 18-е место среди самых могущественных стран мира, опередив Испанию, Индию, Италию, Нидерланды. При этом по интегральному показателю экономических возможностей (capability) он сейчас на первом месте в мире.
Другое направление — развитие еврейского школьного и дошкольного образования. Здесь тоже достигнуты большие успехи. Центрами, вокруг которых концентрируется еврейское образование, стали синагоги, а в самом образовании силен — что вполне логично — религиозный акцент. И мы все должны глубоко поклониться раввинам, которые с честью и достоинством выполняют труднейшие задачи сохранения и развития диаспоры и в целом еврейского народа. Но нужно быть реалистами. Далеко не все родители и их дети удовлетворены качеством и особенно направленностью этих школ (детских садов). Очевидно, пришло время для более фундаментального еврейского образования. Ими могли бы стать еврейские школы (пятидневные и воскресные) с физико-математическим, биолого-генетическим, предпринимательским и политическим уклоном. Но обязательно с элементами еврейских традиций и культуры. Вспоминаю Москву. Мой младший сын учился в математической школе № 91 (на Арбате) — одной из лучших в городе. Большинство преподавателей профильных дисциплин и — что еще более интересно — большинство школьников этих классов были евреи или полуевреи. Попасть в школу было очень трудно — огромный конкурс. Таких школ было несколько — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Их часто так и называли — еврейские школы. Сотни питомцев этих школ живут сейчас в Америке, Канаде, других странах диаспоры. Важно использовать их богатейший опыт в воссоздании фундаментального, высококлассного по содержанию и в то же время с еврейским уклоном образования.
Примерно семь миллионов евреев сейчас отождествляют себя только с еврейским народом. В их семьях все мальчики проходят обряд обрезания, обязательными стали бар- и бат-мицва.
Еще одна интересная тенденция – в смешанных семьях постоянно растет число желающих пройти гиюр. Как недавно сообщила газета «Гаарец», около трех лет назад консервативная иудейская община начала в Вашингтоне скромный по масштабам, но весьма любопытный проект. Речь идет о возвращении в лоно еврейства людей с еврейскими корнями. Сейчас этот проект расширился и вышел за пределы столицы. Программа, которая называется Open Door, что буквально переводится как «Открытая дверь», пользуется успехом в Цинцинатти, Лос-Анджелесе, Весчестере, Норфолке, а также в штатах Флорида и Техас. Думается, такой проект надо всячески поддерживать, расширять, сделав его со временем международным.
25.01.2006 09-50
|