Итальянцам расскажут о еврейских соотечественниках
Михаил Дор
С презентации нового журнала начала итальянская еврейская община реализацию медиа-проекта, основная цель которого – рассказать о еврейской жизни на Апеннинах.
За несколько часов тысячи экземпляров «Еврейских страниц» были буквально сметены посетителями со стенда общины на книжной ярмарке в Турине.
У еврейской Италии действительно богатая история, рассказывать о которой можно часами. Ядро местной еврейской общины составили пленники, уведенные Помпеем из завоеванной им в 63 г. до н. э. Земли Израиля, а затем освобожденные или выкупленные единоверцами. Юлий Цезарь, считавший евреев одним из связующих элементов Римской республики, разрешил им соблюдать религиозные обряды. При императоре Августе еврейское население Италии, по-видимому, насчитывало несколько тысяч человек.
Эдикт Каракаллы, предоставивший римское гражданство всем свободным жителям империи, распространялся и на евреев. К началу 2 в. н. э. численность еврейского населения Римской империи достигла пятидесяти тысяч человек; более половины их проживало в Риме.
Положение евреев Италии значительно ухудшилось с провозглашением христианства господствующей религией Римской империи.
С завоеванием Италии Византией во второй половине 6 в. евреев стали относить к низшему классу граждан, на которых возлагался ряд особых повинностей и был закрыт доступ к государственной службе и определенным профессиям.
С 13 в. инквизиция стала преследовать иудаизм в Италии. Наложенный на христиан церковными властями запрет давать деньги в рост побудил евреев заняться мелкими ссудами. Деятельность банкиров-евреев всячески поощряли государства и отдельные города Италии, заинтересованные в обеспечении кредитов.
14–15 вв. были периодом расцвета принадлежавших евреям банков. Небывалого расцвета достигла и духовная жизнь. В это время здесь жили поэт Иммануэль Римский; философ Ицхак Абраванель, его сын, поэт Иехуда Абраванель и гуманист Иоханан Алемано, которые были близки к кружку итальянского философа-гуманиста Пико делла Мирандола, глубоко интересовавшегося еврейским мистицизмом.
В 1516 г. в Венеции было учреждено первое в Италии гетто. Папа Павел IV предписал в 1555 г. евреям Папской области запираться на ночь в гетто, запретил им заниматься какой-либо торговлей, кроме торговли обносками и подверг еврейское население всем наиболее тяжким ограничениям. Дискриминационные законы действовали в папских владениях более двухсот лет и были приняты почти без изменений рядом государств Италии.
До конца 18 в. евреям Италии, число которых в этот период оценивается примерно в тридцать тысяч, разрешалось жить только в гетто. Вне их стен евреи были обязаны носить отличительный знак поверх одежды.
После завоевания Италии революционной Францией (1796–98) стены гетто были снесены.
Многие евреи приняли активное участие в национально-освободительном движении итальянского народа. Одним из видных лидеров революционного движения в 1848 г. был Даниэле Манин (1804–57). С получением евреями полного равноправия после объединения Италии в 1870 г. из их среды выдвигаются многие видные политики, ученые, писатели, художники. Русская народница Анна Кулишова (Розенштейн) была среди основателей Итальянской социалистической партии в 1892 г. Почти 20 лет был министром финансов, а в 1910 г. стал премьер-министром Луиджи Луццатти.
С приходом к власти Муссолини в 1922 г. фашистское правительство формально не посягало на равноправие евреев. Но после установления тесных связей с нацистской Германией, были приняты антисемитские законы, вводившие тяжелые гражданские и экономические ограничения, в том предполагавшие конфискацию еврейского имущества.
Когда, в сентябре 1943-го Центральную и Северную Италию захватили немцы, нацисты начали осуществлять «окончательное решение». В период Катастрофы численность итальянского еврейства уменьшилась на 40%. К концу войны в Италии оставалось около 29 тыс. итальянских евреев и около 26 тыс. беженцев из Центральной и Восточной Европы.
По окончании войны евреи вновь получили доступ к участию в политической и культурной жизни Италии. Антифашист-социалист В. Э. Модильяни, брат художника, возглавил Социалистическую партию Италии и в 1947 г. был избран депутатом Учредительного собрания. Видным лидером нелегальной Коммунистической партии Италии был Эмилио Серени, командир партизан Ломбардии и министр в правительствах Италии после Второй мировой войны.
К началу нового тысячелетия еврейское население Италии составляло тридцать две тысячи человек. Крупные еврейские общины существуют в Риме (пятнадцать тысяч человек), Милане (десять тысяч), Турине (1,2 тыс.), Флоренции (1,1 тыс.).
В стране функционирует ряд еврейских музеев, были восстановлены в первоначальном виде старинные синагоги в Риме и Венеции, ведутся работы по восстановлению и реконструкции района римского гетто.
Особо вызывающих проявлений антисемитизма в стране не замечено. Хотя, как правило, местные СМИ и интеллектуальные круги настроены резко антиизраильски. Тем не менее, Италия занимает взвешенную позицию в арабо-израильском конфликте, а в бытность Сильвио Берлускони председателем ЕС, он приложил большие усилия для включения Хамаса в список террористических организаций, что и было сделано.
Впрочем, политика политикой, а новый медиа-проект должен познакомить рядовых итальянцев с богатым историческим и культурным наследием еврейских соотечественников.
28.05.2009 10-35
|