В Бейруте восстановят синагогу
Михаил Дор
Главная синагога Бейрута, реставрация которой была недавно отложена из-за финансового кризиса, будет отреставрирована в ближайшие недели. Еще в начале прошлого года председатель еврейской общины Ливаны Исаак Арази обратился за помощью к американским еврейским организациям, и получил согласие на просьбу восстановить духовный центр общины. К сожалению, спонсоры не смогли выполнить тогда своих обещаний из-за разразившегося кризиса.
Синагога «Маген Авраам», построенная в 1920 году, расположена в престижном районе Бейрута Вади Абу Жмил, ранее известном как Вади аль Яхуд (еврейская долина), неподалеку от дворца Гранд Сераль, где проходят заседания правительства.
С середины 1970-х, когда Ливан был ввергнут в пучину гражданской войны, синагога начала приходить в запустение. Здание рассыпается год за годом: двор зарос густой травой, на воротах висит замок. «Все разграбили во время гражданской войны, вынесли мраморные скамьи и даже оконные рамы», — рассказывает один из членов Совета еврейской общины Ливана.
Иешива неподалеку от столичной синагоги была разрушена во время войны, а у общины уже много лет нет раввина. На еврейское кладбище приходит все меньше людей, а надписи на иврите и звезды Давида при входе покрыты пылью.
Сегодня в стране, которую некогда называли ближневосточной Швейцарией, живет по разным оценкам, от 100 до 300 евреев. Интересно при этом, что Ливан — единственная страна арабского мира, еврейская община которой выросла после создания государства Израиль. К середине 1960-х здесь было около 22 000 евреев.
Вообще, история ливанского еврейства уникальна и относительно (по меркам еврейской диаспоры, разумеется) благополучна.
В 7 в. евреи поддержали арабов в их борьбе против Византии, владевшей Ливаном. Завладев Триполи, арабы даже поручили охрану порта гарнизону из местных евреев. В первые века арабского владычества немногочисленное еврейское население Ливана, сосредоточенное главным образом в крупнейших городах — Тире, Сидоне, Триполи и Бейруте, — достигло материального и духовного процветания.
Община Тира стала одной из самых процветающих на Ближнем Востоке; здесь нашли убежище многочисленные евреи из Эрец-Исраэль и Южной Сирии, спасавшиеся от набегов бедуинских племен. После завоевания Иерусалима сельджуками (1071 г.) в Тир даже была переведена на некоторое время Иерусалимская иешива.
Да и в Новое время община не испытала глобальных потрясений. В 1878–79 гг. в Бейруте были открыты мужская и женская еврейские школы, а в 1897 г. — женская ремесленная школа.
С 1918 г. Ливан находился под французским протекторатом. Главная синагога «Маген Авраам» была в те годы центром общинной жизни. Большинство евреев переехали в богатые пригороды Бейрута, а в бывшем еврейском квартале оставались лишь семьи бедняков. Положение евреев не изменилось с обретением Ливаном государственной независимости в 1943 году. Община фактически находилась под защитой правительства, так, попытка спровоцировать погром в мае 1949-го была пресечена властями.
Власти не ограничивали свободу передвижения евреев, им разрешалось продавать свое имущество и без ограничения вывозить из Ливана валюту. Синагоги и еврейские учебные заведения продолжали действовать в Бейруте и в Сидоне.
Положение ухудшилось после Шестидневной войны и активизации экстремистов, завербованных из числа палестинских беженцев-арабов. Некоторые лидеры ливанской еврейской общины были похищены и убиты проиранскими шиитскими военизированными группировками.
Впрочем, когда в 1983-м Исаака Арази и его жену власти арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Израиля, избежать расправы им помог полицейский-шиит. Сегодня Арази приводит этот случай, как пример истинной толерантности.
Кстати, несмотря на внутренние противоречия в ливанском правительстве, все депутаты единогласно поддержали проект реставрации синагоги, даже представители «Хизбаллы». Правда, финансовое обеспечение (полная реставрация обойдется примерно в миллион долларов), возьмут на себя, главным образом, евреи-эмигранты из Ливана.
01.06.2009 10-32
|