Посла России в Латвии подозревают в антисемитизме - даже антисемиты
REGNUM
Антисемитизм - так опрошенные латвийской газетой Diena историки, специалисты в области общественной интеграции и представители еврейской общины республики охарактеризовали высказывания посла России в Латвии Виктора Калюжного. В интервью выходящей на русском языке газете "Час", отвечая на вопрос по поводу актуализации Латвией темы "извинения на советскую оккупацию" российский дипломат в частности заметил: "Чем виноват русский народ? ЧК возглавлял поляк Дзержинский, из 44 членов Реввоенсовета 38 были евреями, четверо - латышами и только один был русский". "Политически это очень не солидно", - публикует Diena вчера, 18 декабря, реакцию по этому поводу профессора истории Айвара Странги, известного своими "ревизионистскими" взглядами на фашистский геноцид евреев в Прибалтике. Более категоричен руководитель музея "Евреи в Латвии" Маргер Вестерман: поиски национально-коллективной вины, на его взгляд, могут привести к расизму и геноциду. "Так не должен говорить человек, который понимает, что его высказывания могут вызвать еще один антисемитский выпад. Это та же самая идеология, которая была во время нацизма в Латвии: что евреи и нацисты - это одно и то же", - считает глава Латвийского еврейского общества бывших заключенных гетто и концентрационных лагерей Александр Бергман. "Так на нас - бедных евреев взваливают вину за все мировые несчастья, - подчеркнул он. - Я не думаю, что посол настолько большой глупец, я в этом усматриваю скверную волю".
Элемент нацистской идеологии в словах посла обнаружил и член правления Еврейской общины Латвии Григорий Крупников: "Это примерно то же самое, что использовал Гитлер - свалить вину на этническую принадлежность и стравить взаимно народы. Но нет такой коллективной ответственности". А экс-министр по делам общественной интеграции Нил Муйжниекс пояснил газете, что для русского национализма антисемитизм был характерен исторически - говорить не об индивидах, а группе людей как таковой и "конструировать еврейский прототип с плохими свойствами". По словам Н. Муйжниекса, у российского посла, очевидно, чрезвычайно упрощенное понимание истории, как своей страны, так и стран Прибалтики. Diena приводит несколько исторических уточнений. Так, научный сотрудник Музея оккупации Латвии Улдис Нейбургс считает некорректной ссылку В. Калюжного на Реввоенсовет, так как по словам работника музея, репрессии против жителей Латвии происходили не во времена Дзержинского: "Он умер в 1926 году, тогда как СССР оккупировал Латвию в 1940 году". В свою очередь профессор А. Странга обращает внимание на статистику. По его данным, в 1918 году в репрессивных структурах СССР было 35,7% латышей, 6,3% поляков, 3,7% евреев, в 1924 году - 69,53% русских, 8,66% латышей, 8,49% евреев и 3,75% поляков, а в 1940 году в ЧК действовало 0,1% латышей и 1-2% евреев. Следует ли из этого, что Латвия должна взять на себя "коллективную вину" за "красный террор" в России - также как Россия за "оккупацию" Латвии Советским Союзом - Странга не пояснил. Напомним, профессор Латвийского университета А. Странга имеет весьма оригинальные исторические взгляды. Как уже сообщало ИА REGNUM, он считает, что сожжение фашистами в Риге 4 июля 1941 года синагоги с живыми людьми было символическим актом и первым учебным уроком команды Арайса (расстрельная команда местного нацистского коллаборациониста, - ИА REGNUM). По словам латвийского ученого, количество сожженных в советское время мистифицировали: их якобы можно сосчитать по пальцам. Что еще любопытно: судя по публикации в Diena, профессор истории не знает, что СССР был образован только в декабре 1922 года.
23.12.2004 13-16
|