Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Цдака
  Израиль
  Ближний Восток
  Культура
  Интервью
  Диаспора
  История
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


октябрь
5 12 19
26
6 13
20
27
7 14
21
28
1 8 15
22
29
2 9 16
23
30
3 10 17
24
31
4 11 18
25



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Одесский еврей, магнат-авантюрист, Керцнер откроет "юбилейный" отель в Марокко Тимошенко в Иерусалиме Волна вандализма В Нью-Йорке чествуют спасительницу евреев Сорбонна исследует Холокост в Украине Вся лента новостей

   
      сегодня: 19.10.2009, понедельник    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Диаспора:  

Евреи в Японии живут как у Б-газа пазухой

Тамар Энгель Еврейский Обозреватель

Расположенный стратегически выгодно японский город Кобе был ключевым пунктом, начиная с VIII века, а с конца 1200-х — важным портом. В XIX веке этот порт стал одним из первых, открывшихся для иностранной торговли. В этом космополитическом городе с населением 1,5 миллиона человек живет 50 тысяч корейцев, китайцев, индийцев, американцев, британцев, которые занимаются бизнесом, владеют ресторанами и магазинами.

Неудивительно, что среди этого разнообразия культур есть и евреи. Первые евреи, приехавшие в Японию, были, в основном, торговцами. Их по естественным причинам влекло в портовые города. Они начали приезжать вскоре после 1862 года, когда Япония открылась для западной торговли. К концу 1860-х в Иокогаме проживало около 50-ти еврейских семей из разных стран. В 1880-х евреи поселились в Нагасаки, портовом городе, важном для торговли с Россией. На рубеже веков в Нагасаки существовала самая крупная в Японии еврейская община. В Кобе к тому моменту уже тоже была еврейская община с религиозными институтами и сионистской организацией. В 1923 года Иокогама пережила мощное землетрясение. Затем начали сокращаться объемы торговли с Россией, и это заставило евреев Нагасаки перебраться в Кобе. Сейчас в Кобе действует самая старая из выживших еврейских общин в Японии.

Задолго до Второй мировой войны еврейская община в Кобе была довольно крупной. Торговля привела сюда сефардов из Багдада и Алеппо, ашкеназов из Польши и России — евреи бежали от погромов. Кобе служил центром для сефардских евреев. За синагогу отвечал Рахмо Сассун, родившийся в Сирии в 1912 году. Синагога называлась «Охель Шломо» в честь отца Рахмо, Шломо Сассуна. После начала Второй мировой войны Рахмо и другие евреи оказались запертыми в Кобе, не имея возможности передвигаться и вести бизнес. Однако японские власти обращались с евреями относительно хорошо. Например, во время войны на улицах Кобе начали появляться немецкие офицеры, что стало тревожить местных евреев, которые помогали тайно вывозить европейских евреев в безопасную Японию. Под давлением со стороны общины Рахмо Сассун закрасил золотые буквы на синагоге, чтобы она не так привлекала внимание. Вскоре Сассун получил приглашение встретиться с начальником полиции Кобе. На встрече глава полиции спросил, почему были закрашены буквы, и Сассун объяснил, что причиной тому — тревога, которую испытывают евреи от присутствия немецких офицеров и от альянса Японии с Германией. Глава полиции заверил Сассуна, что общине нечего опасаться в Японии и велел ему восстановить буквы на входе в синагогу.

Во время Второй мировой войны японцы приняли довольно много евреев, которые обосновались в Кобе. Несмотря на то, что Япония была союзницей нацистской Германии, община Кобе помогала спасать еврейских беженцев. Политика Японии в отношении евреев сильно отличалась от политики ее союзников. Японцы, ответственные за принятие еврейских беженцев, почти ничего не знали о еврейских традициях и обычаях. Они предпринимали эти действия, веря в то, что евреи очень влиятельны в мире. Мнение о евреях у них формировалось благодаря отдельным людям, например, Джейкобу Шиффу, еврейскому финансисту, который собрал много денег для Японии во время русско-японской войны в 1904 году. Шифф сильно помог японцам и продемонстрировал им, что евреи профессиональны в бизнесе и имеют контакты во всем мире. Ясуе Норихиро и Инузука Коресиге, маньчжурские лидеры, надеялись привлечь евреев с тем, чтобы они помогли им установить контроль над Маньчжурией с целью разработки ее обширных ресурсов. Они верили, что если они будут относиться хорошо к российским и сефардским евреям и беженцам из Германии, евреи Азии убедят своих богатых и влиятельных соплеменников в США помочь с военными займами. Также они надеялись, что американцы увидят хорошее отношение к евреям и изменят свою японскую политику. Наконец, эти японцы считали, что беженцы из Германии обладают важными научными знаниями, которые помогут в освоении Маньчжурии.

В спасении еврейских беженцев по чисто благотворительным гуманитарным соображениям участвовали и отдельные японцы. Д-р Коцудзи Сецузо, получивший степень доктора Тихоокеанской школы религии в Беркли (Калифорния) в области семитских исследований, содействовал еврейским беженцам. Он был бывшим сотрудником министерства иностранных дел Японии. В конце 1940 года он посетил министра иностранных дел Японии Мацуоку Йосуке и попросил его разрешить беженцам остаться в Японии. Министр после долгих раздумий согласился, поставив условием то, что с присутствием евреев должна согласиться и местная полиция. Коцудзи подкупил полицию Кобе, и евреям было разрешено остаться, если они каждую неделю будут продлевать свои визы. Это спасло евреев от высылки в СССР. Вероятно, самым известным человеком, который помогал спасать евреев во время Холокоста, был Семпо Сугихара, японский консул в Каунасе в Литве в 1940 году. Тем летом, игнорируя приказы МИДа о прекращении работы, Сугихара выписал транзитные визы шести тысячам еврейских беженцев из Польши и Литвы. Эти визы позволили евреям воспользоваться Транссибирской железной дорогой до Владивостока, откуда они уплыли в Японию. Эти беженцы предположительно направлялись в Кюрасао, голландскую колонию в Карибском бассейне, для въезда в которую виз не требовалось, однако им разрешили остаться в Кобе на неопределенный срок. Тем, кто не мог найти третью страну, которая приняла бы их, было разрешено остаться в контролируемой Японией части Шанхая, где они переждали войну. В 1985 году Сугихара в возрасте 85 лет получил звание Праведника мира в музее «Яд ва-Шем», и под Иерусалимом была посажена роща, носящая его имя.

В Кобе беженцам помогали различные организации, в том числе «Джойнт», при содействии которого беженцы смогли найти жилье, получить визы. В 1939–1941 годах через Кобе проехало несколько тысяч евреев. Самыми известными из них были триста учителей и студентов иешивы «Мир» из Польши. Благодаря Японии, эта иешива стала единственной, пережившей в полном составе Холокост. К декабрю 1941 года в Кобе оставалось не так уж много евреев — большинство перебралось в третьи страны, многие обосновались в японской части Шанхая.

Во время войны синагога в Кобе сгорела в результате воздушной атаки США. Сефардская конгрегация была вынуждена делить службу с ашкенази, которые тепло встретили их. Чтобы укрыться от налетов, большинство евреев Кобе в апреле 1945 года перебрались в Ариму. Они арендовали десяток бунгало, построенных профессорами Университета Киото, которые проводили там лето. После войны многие евреи уехали в Америку и Израиль.

Хотя война уничтожила здание, в котором находилась синагога, кладбище на другой стороне горы до сих пор хранит память о людях, которые пережили войну. Это кладбище — настоящая историческая достопримечательность. Оно разделено на две части, старую и новую. На нем можно встретить могилы людей, приехавших из Амстердама и России, Сирии и США.

После войны конгрегация «Охель Шломо» нашла второй дом. Рахмо Сассун купил немного земли и построил там склад для будущего мебельного магазина. Однако это предприятие успехом не увенчалось, и склад превратили в синагогу. Послевоенный период принес с собой американскую оккупацию, и Рахмо Сассун поставлял армии многочисленные товары. Давид Сассун, двоюродный брат Рахмо, помогал ему вести дела. Позднее Давид Сассун стал президентом компании «David Sassoon & Co.», которая в послевоенный период была главным поставщиком оккупационных сил. У него был сирийский паспорт, а Сирия была официально нейтральной. Сассун был важным посредником между японцами и американскими военными, помогая восстанавливать сложные отношения.

Нынешний общинный центр был построен в 1970 году. Община собрала средства на постройку новой синагоги, Рахмо Сассун продал свою землю по цене ниже рыночной, чтобы внести пожертвование. Современная синагога находится в Китано, районе, где сосредоточено больше всего иностранных построек. Китано расположен на холме в десяти минутах езды от станции Санномийа, центра коммерческой деятельности. В этом районе есть не только синагога, но и русская православная церковь, мусульманская мечеть и католическая церковь. В то время, когда строилась синагога, еврейская община была крупной. Работала еврейская школа, проводилось много социальных мероприятий.

Японцы по заслугам ценили евреев, которые помогли им основывать предприятия, устанавливать нужные связи, осваивать технологии. Скоро японская экономика открылась для иностранных инвестиций. «Эндака» (резкое повышение курса иены), которое произошло в конце 1980-х, создало значительные трудности для иностранцев, пытающихся заниматься бизнесом в Японии. Многие закрыли свои представительства, и около 30 еврейских семей Кобе уехали в свои родные страны.

Землетрясение в январе 1995 года тоже создало немало трудностей для еврейской общины Кобе. Многие потеряли свои дома и сбережения. Они были вынуждены уехать из Кобе, арендовать дома в других местах, таких как Нара и Осака, пока Кобе чистили и восстанавливали. Пострадала синагога, ей требовался ремонт, пострадало еврейское кладбище — треснули некоторые надгробные камни. Стоимость ремонта столь высока, что община до сих пор собирает средства для восстановления синагоги в ее былой красоте.

Несмотря на резкое сокращение численности, нынешние члены общины Кобе очень разные и очень активные. Те 70 человек, которые живут в Осаке, Киото и Наре, приехали из Новой Зеландии, Великобритании, Канады, США, Франции, Израиля, Сирии, Ирана, Марокко, Ирака, Доминиканской Республики и других мест. Синагога ортодоксальная, что позволяет евреям всех направлений участвовать в службах и праздниках. Каждый шабат все приглашаются на киддуш с салатами, халой, вином и пивом. Здесь можно услышать японскую, английскую, французскую, немецкую, персидскую речь, и, конечно, разговоры на иврите.

Нынешняя еврейская община вносит свой вклад в создание особой атмосферы в Кобе. Несколько человек занимаются жемчужным бизнесом. Другие владеют ресторанами. Нынешний глава еврейской общины — хозяин марокканского ресторана «Марракеш». Среди членов общины — один из немногих в Японии торговцев персидскими коврами, студенты и учителя из Израиля и США. Есть даже участник Маккабиады 1985 и 1989 года по дзюдо.

Семьи, проводящие отпуск в Японии, часто останавливаются в Кобе, чтобы посетить синагогу.

13 декабря 1994 года синагогу Кобе посетил израильский премьер-министр Ицхак Рабин.

Еврейская община Кансая (региона, включающего в себя Кобе) — это, вероятно, самая разношерстная конгрегация в мире. Эта община пережила множество трудностей, и надо надеяться, будет процветать еще многие годы.

27.12.2004 10-56





  Также в рубрике:  
19.10.2009 11-11
В Нью-Йорке чествуют спасительницу евреев


16.10.2009 16-49
Внесение свитка Торы в синагогу состоится в Гомеле впервые за 90 лет


15.10.2009 12-27
Раввин Лазар предлагает сделать день освобождения Освенцима общегосударственной памятной датой


14.10.2009 11-33
Раввины из США, Израиля и Великобритании совершат паломничество в Белоруссию


13.10.2009 10-09
В Москве проходит съезд Российского Еврейского Конгресса


13.10.2009 09-49
Новый еврейский офис


09.10.2009 10-07
Признавая свою ответственность


08.10.2009 10-47
В подвалах пражского метро нашли надгробия с еврейского кладбища


30.09.2009 15-25
Праздничный шалаш-сукка будет установлен на Уолл-стрит


24.09.2009 16-50
В Литве почтили память погибших в Вильнюсском гетто



пятница
23 октября
17 : 32
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software