Поздравление Главного раввина Украины с праздником Песах!
www.merkaz.kiev.ua
Дорогие друзья!
Приближается один из самых значимых и кульминационных праздников в еврейском календаре - праздник Исхода из Египта - Песах. Исход всегда занимал особое, центральное место в иудаизме. Об этом свидетельствует формулировка первой из Десяти заповедей: "Я - Г-сподь, Б-г ваш, Который вывел вас из страны Египетской, из дома рабства". Освобождение от физического угнетения и духовного закабаления в Египте стало для евреев первым шагом в исполнении их дальнейшей миссии. Страдания и последующее избавление сформировали народ, достойный Синайского откровения и получения Торы. Благодаря этим событиям, развивавшимся по Б-жественному плану, евреи стали Избранным народом, достойным повести за собой все человечество к признанию всевластия и всемогущества Б-га. Исход евреев из Египта - это глобальное событие, имеющее всемирно-историческое значение. На Песах, во времена Храма, паломники собирались в Иерусалиме со всех концов страны для торжества и ликования. И говорил Г-сподь Моисею в пустыне: "Пусть совершают сыны Израиля Песах в назначенное время". На самом деле, пока раб, будь то отдельный человек или весь народ, осознает себя рабом, пока он осознает свои собственные интересы и болезненно переживает угнетение, - рабство еще не является окончательным. Наши пророки и мудрецы, говоря о рабстве Израиля в Египте, подчеркивали, что у евреев стало исчезать болезненное восприятие рабства, они до такой степени прониклись идеями египетского народа, что стали исполнять тяжкую работу, которая была возложена на них, с непритворным энтузиазмом. Как сказано в повествовании об исходе из Египта, Б-г пришел, чтобы забрать народ. Это означало, что Израиль погрузился в самую гущу народа-поработителя и словно увяз в этой среде. Избавление еврейского народа от египетского рабства произошло в тот момент, когда у самих евреев уже почти не оставалось желания выйти на свободу. Однажды мудрец сказал, что "легче вывести евреев из изгнания, чем изгнание - из евреев". Но когда у человека появляется высшая, духовная, цель, когда перед ним открываются новые жизненные перспективы, отрицающие продолжение рабской жизни, лишь тогда начинается наше избавление. Еврейская традиция воспринимает Египет как символ зла и греха, которое находится и вне, и внутри нас, которое мы с Б-жьей помощью должны преодолеть и выйти на свободу. Делая один, хотя бы очень маленький и робкий, шаг в этом направлении, мы приближаем Избавление всего еврейского народа. В дни праздника Песах мы вспоминаем о чудесах, сотворенных для нас Всевышним во всех поколениях, начиная от нашего праотца Авраама, первого еврея, и до вручения Торы. В каждом поколении отец должен передать своим детям память об этом, чтобы укрепить в их сердцах веру во Всевышнего. Во время Пасхального седера евреи всего мира проходят через 5 мицвот. Первый - съесть мацу, второй - выпить 4 чаши вина, третий - съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый - чтение Агады, а пятый - чтение торжественных псалмов. Произнося на Песах слова "Хаг самеах!", мы не просто поздравляем друг друга с праздником свободы, но и определяем наше будущее. Я желаю вам с достоинством и гордостью преодолевать жизненные трудности, идти вперед со своим народом, не предавая его ни в дни скорби и поражений, ни в дни радости и веселья. Наша еврейская душа постоянно стремится к свободе. Но именно в Песах мы празднуем свое подлинное освобождение, без которого нас просто не было бы. Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый еврейский дом был наполнен трепетным ожиданием Песаха, светлыми помыслами и радостью настоящей духовной и физической свободы.
Хааг Песах Самеах!
Главный раввин Украины Моше-Реувен Асман
11.04.2006 10-14
|