Главный еврей Латвии Аркадий Сухаренко: акцент - на общественную интеграцию
ЭДУАРД АМЧИСЛАВСКИЙ
Вот как выглядит визитная карточка моего собеседника по данным энциклопедии "Кто есть кто в Латвии": "Аркадий Сухаренко. Родился 30 мая 1959 г. в Беларуси. Окончил Рижский политехнический институт (инженерно-строительный факультет), работал строительным инженером. На заре перестройки участвовал в кооперативном движении. С обретением Латвией независимости - вице-президент и президент (1995-1997) Rietumu banka (Рига), сейчас зам. председателя совета этого банка. В 1997 г. избран президентом Латвийской федерации настольного тенниса. С марта 2002 г. - председатель Рижской еврейской общины. Кавалер ордена Трех звезд. Женат, имеет троих детей".
Добавлю то, что не успели включить в энциклопедию. На Первом конгрессе еврейских общин Латвии, который состоялся 16 марта этого года, Аркадий Сухаренко избран председателем Совета еврейских общин Латвии.
- Как вы оказались во главе еврейского движения в Латвии?
- Долгое время - с начала 1990-х годов - Рижскую общину возглавлял Григорий Крупников. В начале прошлого года он серьезно занялся политикой и накануне парламентских выборов стал одним из лидеров партии "Новое время". Когда Крупников решил сосредоточиться на политической карьере, естественно, возник вопрос о новом главе еврейской общины, и в марте 2002 г. меня избрали ее председателем.
Конечно, я никогда не был для общины "человеком со стороны". Как бизнесмен и банкир не один год поддерживал общину, но в какой-то момент понял: одной лишь материальной помощи мало. Нужно вкладывать и свою энергию, и душу. Чтобы еврейская жизнь в Латвии была полноценной и полнокровной. Чтобы община возрождалась. Чтобы можно было построить в Риге новую еврейскую школу, восстановить синагогу, помочь малоимущим и одиноким старикам.
- Был ли у вас необходимый опыт, и как давались первые шаги?
- Пятнадцать лет, с начала экономических реформ, я занимался бизнесом. Это очень хорошая практика. Но какого-то специфического опыта общественной или политической работы у меня не было.
Я из самой обычной семьи. Дед в 1941 году ушел на фронт и в 1943-м погиб в боях под Белой Церковью. Мой отец в 16 лет остался старшим в доме и сумел помочь встать на ноги, получить образование всем своим братьям и сестрам. Он всегда учил меня: "Не унижай деньгами, не делай благо один раз. Если взялся помогать, делай это постоянно". Эти уроки очень пригодились мне в работе.
У еврейской общины Латвии на заре перестройки был огромный потенциал. Если брать все постсоветское пространство, то и первая еврейская школа, и первый еврейский журнал появились именно в Риге. Когда подул ветер перемен, очень многие представители интеллигенции пришли в общину со своими знаниями и силами. Увы, к сожалению, по разным причинам этот потенциал полностью реализован не был. В дальнейшем многие наши активисты покинули Латвию. Первым своим успешным шагом в руководстве общиной считаю создание Попечительского совета, в который вошли более двадцати успешно работающих бизнесменов-евреев.
- Какие ключевые для общины события произошли за эти полтора года?
- Осенью прошлого года в рижском предместье Румбула был открыт уникальный мемориал в память о 26 тысячах евреев, расстрелянных нацистами в ноябре-декабре 1941 года. Памятник напоминает менору; он окружен камнями-обелисками, расположенными в виде плана улиц Рижского гетто. На камнях выбиты имена жертв Холокоста, чьи тела находятся в массовых захоронениях Румбулы.
Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, присутствовавшая на открытии, назвала этот день днем скорби для всей Латвии, потому что "это произошло на нашей земле, и в этом принимали участие и наши люди". Это заявление очень значимо для нас, ведь мемориал в Румбуле в известном смысле подвел черту под прошлым.
В марте этого года мы провели Первый конгресс еврейских общин Латвии, на котором создали конфедерацию общин, объединившую практически все еврейские организации: религиозные, культурные, общественные. Совет позволит нам практически решать вопросы реституции еврейской собственности, для управления которой будет создан независимый фонд. Я стремлюсь, чтобы община могла зарабатывать и быть финансово независимой. Попечительский совет, который возглавляет сейчас Виталий Готлиб, оказался очень эффективной формой вовлечения в общинные проекты успешных бизнесменов. Например, мы благодарны нашему коллеге Рафаилу Дейфту, который очень успешно работает над проектом преобразования еврейской школы. Практически завершена реконструкция знаменитого рижского еврейского кладбища "Шмерли". Отреставрирована историческая каплица, приведена в порядок территория. Проводится полное фотографирование и занесение в компьютерную базу всех существующих там захоронений, начиная с XIX века. В скором будущем каждый, чьи родственники похоронены на "Шмерли", сможет через Интернет получать информацию о состоянии, внешнем виде захоронений, давать распоряжения об уходе за могилами. Идет реконструкция еврейского общинного центра в Риге, в чем нам очень помогает "Джойнт". Почти 130 лет назад этот великолепный дом был построен на деньги рижских евреев в самом центре города. Когда-то там был еврейский театр, имеется отличный зал, но сегодня он не ухожен, требует основательного ремонта.
- На Всемирном конгрессе русскоязычного еврейства вы присутствовали в качестве наблюдателя. Изменился ли ваш статус за последний год?
- Не изменился, и мы не рассматриваем вопрос о вступлении в эту организацию, сконцентрировавшись на наших внутрилатвийских делах. Сближение и объединение еврейских организаций в конфедерацию произошло. Теперь мы переносим акцент на общественную интеграцию. В конечном счете, латвийские евреи должны себя чувствовать комфортно в своей стране - Латвии, не оставаться за бортом социального и экономического прогресса, знать государственный язык, участвовать в общественном управлении, быть конкурентоспособными на рынке труда, получать хорошее образование. И при этом оставаться евреями, хранить национальную культуру и традиции.
- Что представляет собой сегодня еврейская община Латвии? Достаточно ли у нее сил и влияния?
- Латвийская община - одна из крупнейших и наиболее организованных в Северо-Западной Европе. Наш голос хорошо слышен и в Латвии, и за рубежом. До сих пор благоприятно развивались отношения с государством, мы постоянно чувствуем благожелательное отношение со стороны президента и премьер-министра.
По официальным данным, в Латвии сейчас проживает 11 тысяч евреев, а если учесть и тех, кто идентифицирует себя с еврейством, то выходим примерно на 30 тысяч. Сегодня еврейская община - это две школы (религиозная и светская), еврейская больница, которую мы восстановили, музей еврейской истории, театр, социальный центр для малоимущих, общинный центр "Алеф", при котором организовано множество секций по интересам, детский театр, хор для пожилых, несколько танцевальных коллективов. Действует религиозный центр. Создан Раввинский совет Латвии. В начале мая, отметив свое 80-летие, ушел на пенсию многолетний и уважаемый Главный раввин Латвии Натан Баркан. Сегодня в стране работают три раввина - Мордехай Глазман и Шнеер Кот - посланники Любавичского ребе, и Арье Беккер, представляющий ортодоксальное течение. Через год религиозная община будет выбирать Главного раввина страны.
Сегодня перед нами стоит несколько важных задач. Во-первых, строительство новой еврейской школы в Риге. Муниципальные власти уже выделили для этой цели хороший участок в центре города. Идут интенсивные переговоры с фондом Рональда Лаудера и рижскими бизнесменами-евреями. Во-вторых, восстановление общинного центра и театра. В-третьих, ремонт и реконструкция рижской синагоги. И, в-четвертых, создание социального центра для одиноких пожилых людей, а их у нас, увы, немало. Так что работы на мой век хватит.
- Не собираетесь ли и вы, как в свое время г-н Крупников, заняться политикой?
- Возможностей политической карьеры для себя в настоящее время не вижу, потому что считаю недопустимым совмещение руководства еврейской общиной с политической деятельностью. Но на участие евреев в политической жизни вообще смотрю очень хорошо. Считаю, что должны быть и депутаты-евреи, и политики... Но работа в общине - это дело неполитическое. Это общая еврейская жизнь и забота обо всех членах общины.
06.08.2003 11-06
|