«Прошёл год с его напастями, начнётся год с его радостями»
Света Блаус Русская Германия
План Ариэля Шарона (Ariel Sharon) по уходу из Газы до сих пор срабатывал и воспринимался во всём мире с большим воодушевлением. Оптимизм вызывали заверения официального Иерусалима не расширять уже существующие поселения на Западном берегу реки Иордан. Однако в конце августа, вопреки всем предыдущим обещаниям, премьер-министр Израиля распорядился объявить тендер на строительство не тысячи, а именно 1001 единицы нового жилья на Территориях, согласно уже существующему и пылящемуся в архивах проекту. Политическая стратегия Шарона понятна – по сути, он обозначает и укрепляет границы нового Израиля. Из этих границ исключается Газа, зато в них остаются крупные поселенческие анклавы Иудеи и Самарии. Приходится только догадываться, по какой такой причине премьер так резко поменял свои планы и что означает магическая цифра «1001». Что касается цифры, то здесь сразу возникает ассоциация с известной восточной сказочницей Шахерезадой, ровно столько ночей запудривавшей мозги бедному султану. В роли сказочника на сей раз выступает Ариэль Шарон, а в роли слушателей – то ли Вашингтон, то ли Европа, а скорее всего, граждане собственной страны. Впрочем, израильтяне уже давно не верят в сказки, для них ближневосточные ночи кажутся слишком тёмными.
Обстоятельства, которые заставили Шарона возобновить строительство на спорных территориях, можно назвать «психологической атакой» в борьбе за кресло премьера.
Его собственная правящая партия «Ликуд» уже неоднократно демонстрировала своему председателю, что она категорически против плана эвакуации поселений. Поэтому, чтобы задобрить своих же коллег, Шарон решил изменить тактику и стратегию. Проект был срочно доработан, согласован с Вашингтоном и признан соответствующим договору с США. И тут же разразился нешуточный скандал со стороны оппозиционной партии «Авода» во главе с «голубем мира» Шимоном Пересом, как ни парадоксально, активно поддерживающей план Шарона. Коалиционного правительства так и не получилось, а сказка Шарона «про 1001 ночь» окончательно поссорила правых и левых. Премьер столкнулся с массовым бескомпромиссным сопротивлением плану эвакуации поселений, причём противники этого плана находятся и в составе его собственного правительства. В итоге Шарон опять оказался между молотом и наковальней, а поспешность решений, которыми он хотел угодить и нашим и вашим, не дала ожидаемого результата.
Но, как известно, Шарон никогда не останавливается на полпути. На днях выяснилось, что канцелярия главы правительства всерьез рассматривает вариант проведения всенародного референдума по одностороннему отделению, даже несмотря на то, что процесс уже пошёл. Решение, к которому склоняется правительство, свидетельствует о том, что проблема реализации «плана размежевания» не столь проста для Ариэля Шарона, как он об этом заявляет. Ситуация явно вышла из-под контроля – а это означает, что борьба вокруг вопроса о выходе из Газы сама по себе выплеснется на улицы городов Израиля. Теперь можно только предполагать, что референдум, если он и состоится в конце ноября – начале декабря, то будет проходить ко всему прочему под аккомпанемент ракетных обстрелов города Сдерот и других «сюрпризов», которые по своему обыкновению подготовят палестинцы к важнейшему для израильского общества событию. «План размежевания» оказался на линии фронта, и ещё неизвестно, с какой стороны атаковать его будут больше.
В прошлое воскресенье Шарон выступил с официальным заявлением о том, что рост подстрекательских настроений и усиленная риторика против плана вывода войск и эвакуации еврейских поселений из сектора Газы ставят страну на грань «гражданской войны». Насколько эти опасения серьезны, говорят предупреждения, сделанные недавно представителями сил безопасности Израиля. По их словам, отчаявшиеся поселенцы планируют ожесточённое сопротивление предполагаемым действиям правительства, вплоть до призыва к солдатам ЦАХАЛа о неповиновении приказам своих командиров. «Я рассматриваю это обстоятельство со всей серьезностью и решительно выступаю против насилия, которым угрожают нашей стране», – сказал по этому поводу Ариэль Шарон. По его мнению, армия не должна быть частью политических дебатов. Тем временем министр обороны Шауль Мофаз (Shaul Mofaz) принял решение о максимальном усилении мер безопасности в стране, но вовсе не по причине назревающего гражданского бунта, а в связи с началом череды осенних праздников в Израиле. Граница с Палестинской территорией на замке, а израильтяне готовятся встречать еврейский Новый год – Рош-ха-Шана.
22.09.2004 11-45
|