Израиль? Просто еще одна еврейская община
Гад Яакоби, Haaretz
"Евреи здесь переживают за Израиль так, как за любую другую еврейскую общину подвергающуюся экзистенциальной угрозе". Так мне сказал американский еврейский интеллектуал, который более не представляет так называемое организованное еврейство.
"Некоторые еврейские лидеры здесь начинают процветать только тогда когда Израиль в затруднительном положении, и нуждается в их совете и поддержке", - добавил он.
В самом деле, из моего опыта в качестве израильского посла в ООН я знаю, что когда переговоры с палестинцами в 1993 и 1994 прогрессировали, напряженность в американской еврейской общине нарастала, и атаки на политику правительства Рабина становились сильнее.
Идентификация некоторых американских евреев с Израилем происходит главным образом из ощущения того, что они должны быть на его стороне во времена чрезвычайных ситуаций. Подписание мирных договоров с Египтом и Иорданией и заключение соглашений в Осло с палестинцами создало новую ситуацию, в которой Израиль, по видимости, более не нуждается в американском еврействе. Он наладил прямые связи с американской администрацией и конгрессом и двигался в направлении договора, который бы уменьшил ряд угроз против Израиля. Сейчас, с другой стороны, Израиль находится в состоянии экономической напряженности, перспективы мира расплывчаты, и еврейские организации опять чувствуют свою необходимость и значимость.
Евреи Соединенных Штатов чрезвычайно образованны, полны сочувствия, богаты и являются высококачественной общиной. Евреи все еще сравнительно лучше представлены, чем другие религиозные группы в экономике, бизнесе, юриспруденции, искусстве и литературе, масс-медиа и науке.
В университетах Соединенных Штатов сейчас около 100,000 еврейских профессоров и исследователей и около 500,000 еврейских студентов.
Наше еврейское самосознание природно: мы живем в стране, в которой граждане не работают и не ездят в Йом-Кипур, в государстве, где еврейские праздники разделяются большинством населения. Наоборот, американские евреи живут в стране, в которой они представляют собой небольшое меньшинство, и, не беря в расчет ортодоксов, большинство браков евреи США совершают с неевреями. Для того, чтобы иметь еврейское самосознание евреям необходима соответствующая структура - синагога, еврейская школа или традиционный еврейский дом.
Только малая часть из 5 миллионов евреев Америки выказывают какой-либо интерес к Израилю, и эти цифры сокращаются, по мере того как Израиль видится все более проблематичным. Также, восприятие "Вавилона и Иерусалима", другими словами существование двух параллельных центров, без влиятельного статуса согласованного с Израилем, более не принимается многими американскими евреями. Некоторые из них воспринимают нас просто как еще одну общину, хотя и жизненно важную, которой надо помогать и которую надо поддерживать. В то же время приоритет отдается существованию еврейских общин Соединенных Штатов.
Такая ситуация не должна восприниматься как очевидная. Более того, в попытке справиться с этой ситуацией, мы должны не просто что-то делать с существующим механизмом, который ориентирован на истеблишмент и важен для нескольких человек в Израиле и ограниченного еврейского меньшинства в США.
Я думаю, что существует необходимость основать международный еврейский совет, в котором разные еврейские общины диаспоры и Израиля были бы представлены. Представительство в таком Совете не будет определяться размером личного участия каждого члена, но на демократической основе. Этот Совет мог бы включать в себя представителей академической общественности,
студентов университетов, представителей бизнеса и науки, масс-медиа, художников и литераторов, а также представителей общин.
Совет будет проводить дискуссии и консультации, и сосредоточится на общих ценностях евреев Израиля и диаспоры. Продолжение нынешней ситуации приводит к ухудшению и упадку. Это процесс, опасность которого для Израиля намного больше, чем большинство из нас могут себе это представить.
Автор - бывший депутат Кнессета, министр и Посол Израиля в ООН.
22.10.2003 14-18
|