Жизнь в черно-белую полоску
MIGnews.com
Леонид Пташка совсем недавно отметил - страшно сказать - 25-летие творческой деятельности. Блестящий пианист, джазмен, композитор, он в совершенстве владеет любым клавишным инструментом и безгранично предан раз и навсегда удачно найденной форме самовыражения - джазу.
Благодаря Пташке джаз "громко" представлен в израильской культурной жизни. Он бесконечно что-то инициирует, провоцирует, устраивает - вот и международный фестиваль, посвященный Нью-Орлеану, печально знаменитому последствиями безжалостной стихии, - его заслуга.
- Что такое Парад диксилендов, который пройдет в рамках этого фестиваля?
- Это уже не первый фестиваль, связанный с диксилендом, который я провожу в Израиле. Но в этом году ситуация особая - в связи с тем, что случилось на родине диксиленда в частности и джаза в целом. В результате стихии пострадало очень много музыкантов. Поэтому хотелось посвятить этому городу, вообще штату Луизиана, где произошла трагедия, этот фестиваль, и именно в этом стиле.
- Как вы определились с составом участников?
- Когда шла речь, кого пригласить на фестиваль, мне пришла в голову идея - именно русских музыкантов, легенды джаза - Ленинградский диксиленд под управлением Олега Кувайцева и Уральский диксиленд под управлением Игоря Бурко. Израильтянам, я считаю, будет очень интересно увидеть и услышать, как в России, которая, казалось бы, так далека от Нью-Орлеана, играют именно это стиль. Плюс на фестивале будут играть и наши израильские музыканты - А. Фельдер (Агашкин) на трубе, Поль Мор (который живет между Израилем и Лондоном) - на банджо и петь, и ваш покорный слуга - на рояле.
Я думаю, что этот проект будет веселым и красивым, как сам диксиленд. Под эту музыку даже хоронят, и не потому, что не жалко и хотят веселиться, а потому, что скорбь уходит - а жизнь продолжается.
- Для широкого читателя: объясните, что есть диксиленд? Это какой-то определенный состав оркестра, это какой-то определенный набор инструментов или это все-таки определенный стиль музыки?
- Основная отличительная черта диксиленда - это импровизация. Это одновременная импровизация всех участников ансамбля не по одному, а всех вместе с первой же ноты. Ну и плюс традиционные ритмы джаза.
Диксиленд появился на одном из ранних этапов традиционной джазовой музыки. Это - основа джаза, его корни. Сам диксиленд образовался на стыке кантри-музыки, импровизации и блюза.
Что касается инструментов, то есть, конечно, в диксиленде основные - это саксофоны, кларнеты, тромбоны, трубы и банджо. Кстати, и банджо изобрели в Нью-Орлеане. Его основа - это барабан.
- Ваш основной инструмент - это пианино или рояль. Но если это ансамбль, который идет по улице, то рояль с собой не понесешь…
- Вот там-то банджо его и заменяло, а еще скрипка была и довольно часто - гитара. Но со временем, когда диксиленд был уже не только на улицах, но и в клубах, то пианино там уже было. До сих пор рояль является неотъемлемой частью диксиленда.
- Давайте перейдем от музыковедческих вещей к вам лично. Скажите, темперамент у вас врожденный или стал таким благодаря джазу?
- Джазу нужна - не знаю, как насчет темперамента, но энергия. То, что вы назвали темпераментом, на самом деле - энергия. Если музыкант не имеет энергии, то и джаз у него будет соответствующий...
Я вообще не люблю подразделять - джаз, не джаз… Скажем, вид искусства - музыка, и музыкант - это человек искусства. Если он обладает энергией, то в него поверят, энергия должна заражать.
- Каждый может прийти на концерт джазовой музыки, но не каждый его поймет. Тогда как концерты классической музыки гораздо более понятны. Почему вы выбрали джаз, а не классическую музыку?
- Чувство свободы меня подтолкнуло к джазу. Джаз все-таки вид искусства более свободный, чем любая другая музыка. Он позволяет больше фантазировать, но и требует больше энергии. Хотя профессионально заниматься джазом не намного проще, чем классической музыкой, уж поверьте мне! Тем более сегодня, играя джаз, надо обладать и классической техникой, и классическим образованием.
- Когда вы начали заниматься джазом в шесть лет, вы были обыкновенный бакинский мальчишка. Как происходил выбор?
- Я всегда говорю, что я родился с роялем в руках. Так случилось в моей жизни, и я считаю себя счастливым человеком. Я ни секунды не думал, кем мне быть - я знал, что буду пианистом. Я и по сей день очень люблю этот инструмент.
Так что это не было пожеланием родителей, знаете, как это бывает, вот еврейский мальчик, и он должен играть на пианино. В моем роду никогда не было ни одного музыканта, я стал первым.
- Вам никогда не было жалко многих часов, которые вы им отдавали, вместо того, например, чтобы погонять мяч?
- Было, все было. Другие дети в футбол играли, а мне приходилось заниматься. Меня даже заставляли. И я это понимаю. Потому что без какой-то тирании добиться чего-то в музыке, вообще в искусстве, очень сложно.
- После музыкальной школы вы получали высшее джазовое образование у Игоря Бриля?
- Да, в "Гнесинке", в Москве, куда я уехал из Баку сразу после окончания школы.
- Что было потом?
- Потом начался московский период жизни, начал привыкать к Москве, завоевывать Москву и где-то к 1980-м годам я ее завоевал - грубо говоря. В Москве я стал одним из популярных молодых музыкантов, с большим количеством концертов и выездов на Запад. Отчасти меня посылала Москва, отчасти меня приглашали напрямую на фестивали. Я был одним из самых выездных музыкантов бывшего Советского Союза и одним из первых, кто побывал на гастролях в Америке как джазовый музыкант. По тем временам это было что-то невероятное.
- И от такой жизни вы уехали в Израиль? Чего вам не хватало?
- А разве другие артисты, которые уехали из Советского Союза, - им что, нечего было делать? Просто был такой период, что уезжали все. Сегодня все изменилось, слава Богу. Сегодня можно жить на две и даже на три страны.
- Скажите, вы ничего не потеряли оттого, что переехали на постоянное место жительства из Москвы в Израиль? Вам пришлось или не пришлось проходить суровые олимовские университеты?
- Как же не пришлось? Все проходили одно и то же!
- Ну, допустим, вместо того чтобы работать охранником в супере, вы могли быть тапером в ресторане...
- Оно так и было. Только таперы в ресторанах не работают, они играют в так называемых "пиано-барах". Вот в одном из таких баров я и проработал почти год. Каждый день надо было идти в клуб гостиницы "Шератон", чтобы зарабатывать деньги. Но, поверьте мне, это для классного музыканта еще хуже, чем работать сторожем! Ты стараешься, а под твою музыку говорят и едят, и им неинтересно, кто ты и что ты. Мне хотелось выть, я мечтал поскорее уйти оттуда. Человек со стороны может подумать: "Ну, чего там, поиграл и ушел". На самом деле, попробуйте четыре-пять часов играть, не снимая рук с клавиш, и играть всякий китч, и все это под звон бокалов и стук вилок... Поверьте, это очень тяжелый труд.
- Вы получили деньги на приобретение рояля?
- Поначалу, когда приезжали все музыканты и при министерстве абсорбции работали специальные комиссии, я получил деньги на приобретение музыкального инструмента. Но это были смешные деньги.
- Дома у вас стоит какой инструмент?
- У меня дома красный рояль, который сделан специально для меня.
- Сегодня вам уже никому ничего не надо доказывать, вы состоялись. Есть ли в вашей жизни каждодневные обязательные гаммы, которые вы все-таки продолжаете играть?
- Желательно, конечно, форму не терять. Приходится работать над собой.
- Вы настолько уверенно чувствуете себя в своей профессии, что успешно осваиваете и смежные, в том числе и нашу родную журналистику. Как вы себя чувствуете в роли ведущего теле- или радиопередач?
- Это уже немножко другое. Это такой элемент шоу, который во мне есть и который я очень люблю и этого не скрываю. Я - шоумен. То есть человек, который показывает что-то, кроме того, что играет.
- Испытываете ли вы какие-то человеческие чувства к вашему роялю? Одушевляете ли его?
- Рояль - это живое существо. Из него выходят звуки, он тоже разговаривает с тем, кто на нем играет. То, что называется вдохновением, - это, скорее, способность музыканта быть открытым для разговоров с инструментом, на котором он играет. Если ты к этому не готов, тогда и никакого общения не получится.
- У вас бывали когда-нибудь провальные концерты? Или неудачи, которые для зрителя не очень заметны, а вы для себя считаете их неудачами?
- Конечно. Музыканту, артисту, который доволен всем, наверное, надо прощаться со своей профессией и заниматься чем-то другим. Всегда есть чувство недовольства, всегда остается чувство недосказанности. Вообще искусство построено на сомнении. Это очень тяжелый груз.
- А Большая Удача - это когда вы уходите со сцены и думаете: "Я сделал все, что мог"?
- Для любого настоящего артиста, который играет большие концерты, каждое выступление - это последний концерт его жизни. Ты отдаешь всего себя, иначе это не концерт, а просто работа.
- Что отличает артиста успешного от середнячка?
- Вера в себя, наверное. Надо уметь делать свое дело, не обращая внимания ни на что. Как можно меньше обсуждать кого-то другого, больше занимаясь своим делом.
- Вы много ездите. У вас накопилась масса веселых историй, связанных с вашими гастролями, концертами. Что в последнее время такого интересного с вами происходило?
- Я недавно вернулся из Америки. Меня попросили, чтобы я сыграл один концерт для "русской" аудитории. Очень смешно получилось, когда я вышел на сцену... Ну, как обычно, перед началом выступления артист обращается к публике с привычным набором фраз: "Добрый вечер, мне очень приятно вас видеть..." и так далее. Как вы понимаете, обычно люди тихо сидят на своих местах, ожидая самого выступления. А тут я вышел, сказал начало фразы "Добрый вечер!..", и все 500-600 человек, что были в зале, посчитали своим долгом вслух со мной поздороваться, поинтересоваться, как я долетел и чуть ли не рассказать, как у них дела. И все это одновременно! Это было настолько неожиданно, что я впал в легкий транс. Я понял, что на этом концерте не я один буду говорить.
- Как вы отдыхаете?
- Никак. Я не очень люблю отдыхать. Я рабочая лошадь. Я люблю работать. Вообще артист отдыхает, когда болеет.
- Вы из Баку, наверное, любите вкусно покушать... Восточные мужчины отличаются еще и тем, что умеют вкусно готовить.
- Во-первых, я не восточный мужчина, а ашкеназский еврей. Это все неправда, что только восточные мужчины умеют вкусно готовить и любят вкусно поесть. Это всего лишь стереотип. Поверьте мне: уж как любят вкусно готовить и есть итальянцы - не может никто! Но, независимо ни от чего, я действительно умею вкусно готовить. Самая моя любимая еда - это шашлыки или просто мясо на гриле. Вообще любое мясо, которое жарится на огне, - самое безвредное. Ну и, конечно, самое вкусное.
- Может быть, когда-нибудь напишете кулинарную книгу?
- Насчет книги - не знаю. Но, может быть, когда-нибудь стану настоящим поваром? Я очень серьезно отношусь к кулинарному мастерству.
- Откройте секрет: в каком маринаде надо вымачивать мясо для шашлыка?
- Есть много разных вариантов, и каждый это делает по-своему. Я это делаю так: обязательно должен быть виноградный уксус, лук, перец, чуть-чуть красного сухого вина, немножко чесночка... Но по-настоящему свежее мясо вообще вымачивать не надо. Например, основной секрет шашлычного мяса, ну, скажем, барашка - он должен быть до года. Но, к сожалению, в Израиле нет вкусной баранины. Она вскормлена на других травах.
- Включились ли вы в общенациональный спорт - диеты?
- Это моя мечта. Я одно время участвовал в этом виде спорта, целый год сидел. Сильно похудел. А потом мама сказала: "Чего-то ты уже не по делу худеешь". Я так сильно похудел и так привык худеть, что потом, когда уже начал нормально питаться, все никак не поправлялся. Вообще жизнь дается человеку один раз. Чего зря мучить себя? Кругом столько вкусной еды! Я, конечно, не призываю делать из еды культ, но это одно из немногих удовольствий, данных человеку в жизни. Я не люблю большие рестораны, где по программе положено прийти, наесться, напиться и поучаствовать в драке. Люблю такие маленькие, тихие, семейные ресторанчики.
- Что в ваших ближайших творческих планах?
- Играть, организовывать фестивали. Играть для тех, кто меня ждет. Во всем мире.
19.12.2005 15-18
|