Помощь еврейской общине – в помощи ее окружению
NRS.com
Президент Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК), Президент Еврейского Конгресса Казахстана (ЕКК), член Управляющего комитета Всемирного Еврейского Конгресса (ВЕК), Президент "Керен а-Йесод" в странах СНГ Александр Машкевич, который, кстати, очень редко дает интервью средствам массовой информации, любезно согласился ответить на вопросы корреспондента НРСлова Вадима Ярмолинца.
Что привело Вас в Америку?
Причин для моего приезда две. Во-первых, я был приглашен на встречу "Керен а-Йесод" – крупнейшей международной еврейской благотворительной организации, которая включает в себя наиболее влиятельных и авторитетных деятелей мировой еврейской общины. Такого уровня встреча не проводилась уже шесть лет. Она была значительной не только в плане личной представительности участников, но и в плане представительства регионов мира. Название мероприятия – международная встреча лидеров – говорит само за себя.
Что интересно для нас – впервые в истории "Керен а-Йесод" постсоветское пространство рассматривалось как партнер, как органическая часть этой организации. На этой встрече я был избран Президентом "Керен а-Йесод" по СНГ, что является большой честью для меня.
В чем будет заключаться Ваша работа?
Она будет проходить в русле традиций этой организации. Речь идет о благотворительности, о повышении уровня жизни еврейских общин, и обязательно о работе на благо той страны, в которой находится та или иная еврейская община. Эта работа должна принести мир и благополучие нашим детям.
Что конкретно предстоит сделать?
Сбор средств, помощь малым общинам и малоимущим евреям, участие в образовательных программах.
Сбор средств по старой формуле – "Запад нам поможет"?
Нет, этот иждивенческий подход конца 80-х сейчас неприемлем. У людей меняется мировоззрение. Община должна заботиться о себе сама. И не только о себе, но и всемерно способствовать улучшению жизни той страны, в которой она находится. Вас это может удивить, но сегодня еврейские общины, живущие на постсоветском пространстве, начинают помогать общинам в других регионах мира. Так, Евро-Азиатский Еврейский Конгресс недавно оказал помощь еврейской общине Японии в реализации ее программы. Сейчас мы готовим пакет помощи еврейским общинам Словении и Болгарии. К Песаху мы закупили 82 тонны мацы для распределения в странах, входящих в Евро-Азиатский Конгресс. И, конечно, мы осуществляем помощь Израилю. Так что от прежнего иждивенчества мы уходим. Это не значит, что каким-то общинам совершенно не нужна помощь извне, но многие уже обеспечивают себя на 75-80 процентов за счет собственных ресурсов.
С одной стороны, мы не можем не радоваться тому, что жизнь еврейских общин становится более благополучной, но не может ли это явиться причиной зависти их соседей и, в конечном счете, поводом для проявлений антисемитизма? Мол, у евреев есть все, а у нас снова ничего!
Я уже говорил об этом и повторю – мы считаем, что еврейская община может жить в мире и достатке только в том случае, если страна, в которой она находится, тоже пребывает в мире и достатке. Сейчас еврейская община любого государства стремится сделать все для процветания страны, в которой она живет. Разве это секрет, что евреи России были и остаются ее патриотами? Наверное, еще один пример – это евреи Америки. Оцените только их вовлеченность в жизнь США, их участие в политике, экономике, культуре! Разве они не патриоты этой страны?
Говоря о развитии добрососедских отношений, я хотел бы обратиться к тому, что у себя в Казахстане вы помогаете строить не только синагоги, но и мечети. Вы считаете, что мир между евреями и мусульманами возможен?
Мы помогали строить и мечети, и православные храмы. Говорят, что в исламе заложено неприятие других религий, в частности иудаизма. Я с этим принципиально не согласен. История подтверждает многовековую традицию дружбы евреев и мусульман. Процветающие еврейские общины в мусульманских странах не являлись аномалией. Знаете ли вы, например, что еврею позволено совершать свою молитву в мечети? Тезис наших врагов сводится к тому, что евреи думают только о своей выгоде и не думают о благе стран, в которых они живут. Этот тезис я хотел бы развенчать. Евреи в каждой стране являются ее патриотами. Как правило, за антиеврейскими выступлениями стоит политический фактор, а не религиозная рознь.
Я свою задачу вижу в том, чтобы доказать миру, что евреи и мусульмане должны и могут жить как братья. Это, например, происходит в Казахстане и России, где не существует мусульманского антисемитизма. Президент Казахстана Назарбаев на международном уровне возглавляет диалог между еврейской и мусульманской общинами.
На первом Съезде мировых и традиционно-национальных религий, который имел огромный успех, Главный раввин Израиля встретился и беседовал с главами делегаций Ирана и Саудовской Аравии. Это событие произошло под патронажем Президента Назарбаева.
Вы говорили о двух причинах Вашего приезда в США. Какая вторая?
А вторая – участие в работе Управления Всемирного Еврейского Конгресса (ВЕК). Это важнейшая еврейская организация, которая уже около 75 лет объединяет наши общины в 120 странах, координирует их деятельность, вырабатывает принципы общения с представителями тех народов и конфессий, которые их окружают. Я был избран одним из десяти членов Управляющего комитета ВЕК, и это огромная честь для меня, поскольку я стал первым представителем евреев постсоветского пространства в главном руководящем органе ВЕК. На этой встрече мы обсуждали новый Устав Всемирного Еврейского Конгресса, его политику и структуру на современном этапе. Мы, в частности, обсуждали вопросы помощи малым общинам, таким, которые насчитывают менее одной тысячи человек, мониторинг их жизни, всех тех мер, которые позволят им чувствовать себя неотъемлемой составной еврейского народа. Главной и, я бы сказал, универсальной мерой является защита прав человека. И эта деятельность, кстати, распространяется не только на евреев. Защита прав человека в целом в той или иной стране всегда положительно сказывается на благополучии членов еврейской общины в этой стране.
18.04.2005 11-53
|