Осетрина по-еврейски: как в кибуце создали империю черной икры
Izrus
Украине выращивание осетровых и производство черной икры. Израиль – единственное государство, не имеющее выхода к Каспийскому морю, которое экспортирует осетровых и черную икру, и, вполне возможно, благодаря уникальным наработкам экспертов из кибуца Дан, черная икра будет производиться и в Украине. О том, как появились осетры и белуги в Израиле, какие с ними были хлопоты и какой курьез произошел с первым послом РФ в Израиле Александром Бовиным, порталу IzRus рассказал один из создателей этой индустрии, биолог-физиолог Михаил Лайнголд.
Михаил, расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось.
Я репатриировался из Ташкента в 1990-м году. Иврит, разумеется, не знал, жил в Кирьят-Шмоне, где для биологов не так уж и много – мягко говоря – рабочих мест. Но в 1992 году меня пригласили в кибуц Дан, где местный биолог-энтузиаст Авшалом Гурвиц занимался исследованием форели. Вместе с еврейским университетом в Иерусалиме он изучал болезни этой рыбы, которую там же и выращивали. Работа была тяжелой, но я не жаловался – с трудоустройством в те времена была проблема. И так получилось, что примерно через полгода Гурвиц начал налаживать контакты с российской фирмой, которая выращивала осетровых. Решил выращивать их на севере Израиля и договорился о поставке оплодотворенной икры.
У вас был какой-то опыт в этой сфере?
Никакого. Не было литературы, а о быстром интернете еще и не мечтали даже. Так что на какой-то момент я обнаружил, что не имея никаких познаний в этой сфере, я пытаюсь вырастить "динозавров" – а осетровые существуют более 200 млн лет – без справочников и книг. Как-то изощрялся получать по факсу какие-то обрывки информации... приходилось полагаться на чутье. Работали мы как сумасшедшие, без выходных.
Как называлась ваша должность?
Хороший вопрос: официально я был рыбоводным технологом, а неофициально – у нас не было должностей. Занимался всем. Трижды ездил в Россию за икрой, пока в конце девяностых не была налажена поставка контейнеров. Самое интересное и невероятное в этой истории – это то, что дела пошли! Не все, разумеется, получалось. Белуги не прижились, и мы решили работать с одним только видом – осетром-бестером. Это – гибрид, выведенный специально для производства икры.
не имеющая выхода к Каспию, где выращивают осетринных.
К нам приезжали журналисты радиостанции РЭКА. Тогда еще телеканала "Израиль плюс" не было, и про нас был снят сюжет для 1 канала ИТВ. Была такая передача "Зеркало" на русском языке. Интересная получилась передача, я ее с гордостью хранил на кассете, пока мой сын не записал на нее какие-то рок-клипы. А однажды к нам приехал первый посол России в Израиле Александр Бовин. Это было в 1996 году - он увидел ту самую передачу и загорелся. В кибуце тогда не совсем поняли кто это такой и зачем приехал. Его принял кто-то из руководства, после чего меня позвали, говорят, вот, русскоязычный, разбирайтесь. Я показал Бовину тогда наш кибуц и рыбный промысел, рассказал о работе.
На каком этапе было принято решение самим скрещивать рыб, а не только закупать икру?
Это было в 2001 году. Руководство промысла решило, что нет смысла платить россиянам, когда мы можем все сделать сами. Сказано – сделано, вот только у осетровых нет половых признаков. Никаких. Для того, чтобы понять где самка, а где самец, их надо было вырастить до определенного возраста, после чего – резать.
Наверное, много хлопот?
Мягко сказано – требовалось создать специальную анестезию, это же не млекопитающее. Погружали мы этих 4-6 килограммовых рыбин в специальный раствор, они засыпали, и я им аккуратно вскрывал брюхо, определяя кто есть кто. Потом так же аккуратно зашивал. Заживало лучше, чем на собаке – "динозавры", все таки. В целом, очень все хлопотно было, много нервотрепки. На энтузиазме, можно сказать, все и построили.
Долго вы работали на этом поприще?
К сожалению, в 2002 году было принято решение провести реформы в кибуце. До тех пор членам кибуца не платили. Решили, меня, как чужака, сократить, чтобы мою зарплату отдавать кому-то из кибуца. После 10.5 лет работы со мной попрощались. Однако, судя по всему, дело у них процветает – килограмм икры стоит около 1.500 евро, а в год кибуц производи около двух тонн икры, так что оборот получается солидный.
11.07.2011 10-53
|