Эммануил Виторган: «Мы все засериалились!»
КиноОбоз
В рамках ІІІ Киевского международного кинофестиваля состоялся творческий вечер (а точнее день) знаменитого советского и российского актера театра и кино Эммануила Виторгана (на КМКФ его пригласили не только как почетного гостя, но и в качестве ведущего торжественной церемонии закрытия фестиваля). Встрече с поклонниками и журналистами предшествовала видеонарезка из интервью и фрагментов фильмов с участием артиста. «Нарезка для того, чтобы вы меня узнали, когда я войду», - пошутил Виторган и вошел в небольшой зал «Золотых ворот», набитый людьми.
Сперва Эммануил Гедеонович по традиции признался в любви Киеву:
- Киев для меня – родной город. Ведь здесь родилась моя супруга Алла Балтер. К сожалению, уже одиннадцать лет как Аллы нет с нами. Но этот город мне по-прежнему очень дорог. Спасибо вам, что вырастили такую девочку, как Аллочка! (на кинофестиваль Виторган приехал со своей третьей женой Ириной. – Авт. ).
На творческой встрече присутствовал и актер Петр Зайченко, передавший Эммануилу Гедеоновичу привет из Волгограда (артист является директором Волгоградского филиала российского Союза кинематографистов).
- Украинский зритель, к сожалению, не имеет возможности видеть Вас на сцене, на большом экране Вы тоже давно не появляетесь. Как сейчас складываются Ваши отношения с театром, кино, ну и телевидением, по которому сегодня, честно говоря, смотреть нечего?
- Да, я тоже теперь редко включаю телевизор, в основном смотрю только спортивные передачи. И мне тоже надоело это бесконечное насилие и кровь. Но как с этим бороться, не знаю… Из государственного театра им. Маяковского я уже много лет как ушел – надоело, чтобы мной командовали. К тому же, как мне кажется, с приходом Арцибашева театр сильно опустился (с 1967 по 2001 год худруком театра был Андрей Гончаров, с января 2002 по март 2011 - Сергей Арцибашев, сейчас театром им. Маяковского руководит Миндаугас Карбаускис. - Авт. ). Сначала я довольно болезненно воспринимал свой уход, но потом стало гораздо лучше и легче. Вот тогда я создал свой театр антреприз.
Что же касается новых работ в кино, недавно (кстати, в Киеве) мы снимали сериал «Сваты». Сейчас работаю в Москве над сериалом «Склиф». В общем, работа есть, грех жаловаться. Конечно, такие роли, что были раньше, мне уже не предлагают. Теперь приходится в основном играть чьих-то дедушек. Но это нормально. Нужно уступать дорогу молодым.
Свой творческий вечер Эммануил Виторган посвятил чтению стихов (для чего даже попросил у одного из зрителей в зале очки) и воспоминаниям об ушедших друзьях-актерах. Отчего у встречи получился немного горьковатый, печальный привкус…
- Как Вы относитесь к новому поколению, которое сильно отличается от Вашего, в частности к молодому поколению актеров?
- Очень хорошо отношусь! Сейчас на экране много достойных артистов. Например, Володя Машков, Женя Миронов (хотя и они уже не совсем «молодое поколение»). Но у этих ребят можно и нужно учиться. Мое единственное желание - чтобы всякое последующее поколение переплевывало, а не оплевывало предыдущее. Я не оптимист, но и не пессимист, где-то посередине болтаюсь. Но верю, что новое поколение всегда лучше старого. Должно быть лучше.
- Правда, что Вы снимались в Голливуде?
- Правда, я снимался в Голливуде (летом 2008 года. – Авт. ). Дело было так. Приехала на «Мосфильм» американская съемочная группа. И мне сказали, что хотят они со мной встретиться, на счет съемок поговорить. А я отвечаю, что ничего ж по-английски не понимаю. А мне: «Все равно иди». Вот я и пошел. Захожу и с порога говорю: «Ду ю спик инглиш»? Они: «Yes». Я: «А я нет». Разворачиваюсь и ухожу. А мне в спину: «Stop! »… Вот так все и произошло (эту забавную историю Эммануил Гедеонович рассказывал уже не в одном интервью). Несмотря на то, что в Голливуде не принято озвучивать актеров, меня сняли без знания английского языка. Сделали исключение. Причем сыграл я не русского парня, а американского генерала. А роль моего начальника исполнил Дастин Хоффман. Называлась картина «Выход», но у нас не планировался ее прокат, только в Америке и еще нескольких странах. Мне обещали прислать диск, но пока ничего не приходило, может, не вышла еще (информации о релизе ленты действительно пока нет. – Авт. ). Кстати, сцена там одна была, весьма меня удивила. В ней герой Хоффмана говорит президенту США «пошел нахер! ». Я и спрашиваю: «А у вас все так с президентом разговаривают? ». Ответ: «У нас демократия»…
Должен сказать, обслуживание у них в Голливуде, конечно, потрясающее. Так меня нигде никогда не обхаживали. У меня было три переводчика, личный повар, гример и костюмер. Я уже молчу про гонорар… Годовой гонорар в России – это один съемочный день в Голливуде (за американскую «зарплату» Виторган смог купить в Испании двухкомнатную квартиру в пентхаусе с видом на море. – Авт. ).
- Что, на Ваш взгляд, во главе: театр или кино? Ведь большинство актеров считают «настоящим» именно театр.
- В плане режиссуры, конечно, во главе театр. Ведь кино снимается чуть ли не посекундно, и потом уже все зависит от художников и монтажеров, но не от актеров. На чистую режиссуру и актерство в кино дается слишком мало времени. Режиссура в кинематографе – это монтаж. После монтажа даже не всегда узнаешь себя в кадре: вроде играл одно, а тут на экране уже совсем другое. В театре, конечно, все иначе, все так, как есть.
Напоследок Эммануил Виторган признался в любви к кино, в любви к себе и в нелюбви к, конечно же, сериалам:
- Профессия актера похожа на профессию девушек, что на улице стоят. Не мы выбираем, а нас выбирают. Но все равно я всегда хорошо относился к кино. И сейчас хорошо к нему отношусь, несмотря ни на что. Лично я собой доволен (смеется), потому что никогда не позволял себе халтурить… Хотя, конечно, мы давно все ЗАСЕРИАЛИЛИСЬ!
23.09.2011 13-28
|