Главная
  Евреи
  События
  Происшествия
  Антисемитизм
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


февраль
6 13 20
27
7 14
21
28
1 8 15
22
2 9 16
23
3 10 17
24
4 11 18
25
5 12 19
26



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Режиссер Стивен Спилберг: "Я не мог замолчать эту историю из страха испортить свою репутацию" Проблемы антисемитизма на встрече в Бней-Брит В Петербурге неизвестные избили студента из Израиля Сборник эссе Дэвида Харриса вышел в Киеве Фестиваль "Блуждающие звезды" принимает заявки на участие Вся лента новостей

   
      сегодня: 20.02.2006, понедельник    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Интервью:  

Михаил Козаков: "Театр начинается с пьесы"

BBC Russian.com

Актер и режиссер Михаил Козаков не нуждается в подробном представлении. Достаточно вспомнить "Убийство на улице Данте", "Человек-амфибия", "Соломенная шляпка", "Здравствуйте, я ваша тётя!" и ещё более полусотни фильмов, в которых он снялся.
А еще роли сыгранные в "Современнике", МХАТе, Ленкоме, в театре на Малой Бронной.

Среди его режиссерских работ фильмы "Безымянная звезда", "Визит дамы", "Ужин в четыре руки", "Покровские ворота". В девяностые годы, живя и работая в Израиле, создал свой театр "Русская антреприза".

Михаил Козаков поделился с Би-би-си своими впечатлениями об английском театре и некоторыми мыслями по поводу театра русского.

- Михаил Михайлович, вы, как человек знающий не только русскую театральную жизнь, но и зарубежную, могли бы сказать, есть ли у этих театров какие-то общие черты и, скажем, абсолютные, различия?

- Я работал только в Израиле, а израильская театральная жизнь отличается не только от русской, но и от какой-нибудь иранской, или польской. А тем паче - английской. Различия, конечно, есть. Но есть и общие черты.

Но я думаю, что мы сегодня можем поговорить о проблемах наших, русских, и английских. Это меня интересует. Что я имею в виду? В первую очередь - драматургию. Я полагаю, что нет на свете лучше драматургии, чем английская. Это при том, что я люблю драматургию русскую... Но в меньшей степени. Я понимаю, что были древние греки, и есть замечательные пьесы, скажем, американских авторов, но там тоже англоязычный корень.

Так уж случилось в моей жизни, что я сыграл шесть шекспировских ролей - мне чрезвычайно повезло. Начинал с Гамлета, а сейчас играю Лира. Вообще английская драматургия для меня была абсолютным ориентиром, начиная от Шекспира, Уайлда, Осборна, Стоппарда, Пинтераї

Я считаю, что это страна драматургов. Таким количеством хороших пьес, которые были написаны в Англии, не может похвастаться ни одна страна на свете. И Россия в том числе. Не смотря на Островского, Гоголя и даже Чехова.

- Вы бывали в Великобритании?

- Да, два раза. И мне повезло видеть великих английских театральных актёров. Я видел Лоуренса Оливье в роли Отелло (для читателя, думаю, важно знать сколько мне лет - мне семьдесят). Я видел Скофилда в "Гамлете" в постановке Питера Брука в 54-м, и потом - короля Лира в шестидесятых годах. Джона Гилгуда я видел на сцене и даже был знаком с Майклом Редгрейвом - отцом Ванессы (она уже старуха, а я был знаком с ее отцом!) Я познакомился и видел на сцене Йэна Мак-Келана. Он бывал на репетиции в Москве у Эфроса, когда я репетировал. Потом мы попали в 78-м году в Эдинбург и я видел, его на сцене. Я даже не представлял, что этот парень станет таким великим актером.

Дальше мне, в моей скромной жизни, повезло заниматься пьесой потрясающего драматурга Пинтера "Любовник", и я до сих пор мечтаю еще раз ее поставить.

Так что мне повезло столкнуться с английской драматургией и повидать немножко английский театр... Правда, все это в прошлом. Какой он сегодня я понятия не имею. А вот каким он был во времена моей молодости - это в 50-е, 60-ые, 70-ые годы - это я не забуду никогда.

Это не означает, что я с пренебрежением отношусь к русскому театру. Любил и люблю!.. Любил в большей степени, чем сейчаc...

- А что, по-вашему, сейчас происходит с российским театром?

- Что происходит? И сейчас бывают очень хорошие спектакли. И есть хорошие актеры, очень хорошие актеры... Но лучшая пора русского театра тоже относится, с моей точки зрения, к концу 50-ых, 60-м, 70-м годам. Но и у нас тогда была хорошая драматургия.

Я вообще считаю, что театр начинается с пьесы. Есть иная точка зрения, что театр начинается с режиссуры. Но в том театре, который я люблю... Скажем, бывает театр лошадей, или вот показывали, что китайцы сплясали "Лебединое озеро" спортивным ансамблем - может быть. Но я имею ввиду тот театр, в котором я воспитывался, тот театр, из-за которого я пошел в это ремесло, тот театр - он всегда театр литературы. В первую очередь! "Сначала было слово!.." Сначала - драматург. Так было всегда. Сначала был Чехов, а потом его воплощали. Сначала был, говоря о советских уже временах, Володин, а потом уже спектакли "по Володину". Или Вампилов.

Я помню, когда я просто прочитал пьесу Осборна "Оглянись во гневе", или пьесу Олби "Кто боится Вирджинии Вульф?", или Миллера "Случай в Виши" на меня это производило такое впечатление - это надо завтра начинать ставить!

У меня ощущение, что последнее десятилетие - парадокс: есть очень интересные спектакли, но нет пьес. Или перетрактовывают классику. Но я повторяю, что все-таки, сначала - пьеса. И современная пьеса. Слава Богу, что существует классика, но я, например, не знаю ни одной современной русской пьесы. Ни одной! Такое ощущение, что исчерпанность идей.
Примерно то же происходит в поэзии. Примерно то же происходит в художественной литературе. Ведь ни одного, ни одного великого романа! Какая-то растерянность есть перед временем, такое у меня ощущение. Не случайно ведутся разговоры - не умер ли роман как жанр?

Я спрашиваю друзей: "Что почитать-то?" Почитать-то есть что, но современной литературы, беллетристики нет. Ну, не Акунин же, не Толстая же... Ни даже эпатирующий Сорокин... Все это одаренные люди, но все это не имеет отношения к... А в драматургии просто завал! Вот это, мне кажется, корень всего, что происходит в театре.

- Вы согласны с мнением, что современный театр умирает?

- Вообще, конечно, театр не умирает, но пока не будет драматурга... Почему я так много читаю стихов, и делаю из стихов представления? Потому что это очень хорошая литература. И современная! Бродский, Самойлов... Там я нахожу и глубину, и современность, и иронию, и философию.

- В чем причина происходящего?

- Театр в трудном положении, он все время конкурирует с телевидением. Это одна из причин. Когда на наших глазах разыгрываются трагедии, детективы, убийства, смещённость в мозгах, и все это пред нами каждый день, то каково драматургу это осмыслить. Я же не в вину это ставлю! Поэтому я считаю, что необходимо поэтическое, притчевое осмысление действительности.

14.04.2005 11-24





  Также в рубрике:  
20.02.2006 14-51
Режиссер Стивен Спилберг: "Я не мог замолчать эту историю из страха испортить свою репутацию"


16.02.2006 10-29
Бритая звезда


15.02.2006 11-03
Евгений Сатановский: Это не столкновение цивилизаций, это четвертая мировая


13.02.2006 16-23
Аркадий Арканов: В сравнении с некоторыми друзьями я бомж


10.02.2006 11-00
Иосиф Кобзон: "Я ни о чем не жалею"


06.02.2006 10-14
Константин Райкин: "Моя жена - нормальная украинская женщина"


03.02.2006 16-59
Оскар Рабин: “В женщинах меня почти ничто не раздражает”


01.02.2006 12-49
Адольф Шаевич: Иудаизм в России потерял несколько поколений


31.01.2006 15-51
Борис Смолкин: "Всю жизнь доказываю, что я — лучший"


26.01.2006 17-39
Владимир Хорунжий: Американская модель уже работает



пятница
24 февраля
17 : 12
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Нужен ли Украине новый главный раввин?

Необходим

Не нужен

Община должна сама избирать себе раввина

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software