Борис Грачевский: «Кинематографу может помешать только кризис души»
«Новые Известия»
– Борис Юрьевич, не страшно было запускаться с фильмом, ведь сейчас, наоборот, многие проекты закрываются или останавливаются на неопределенное время?
– Страшно тому, у кого бюджет 8–10 миллионов долларов. А у меня бюджет копеечный. Доказываю всем, что могу снять за те копейки, что мне дало государство. В крайнем случае, заложу квартиру и досниму. Я упертый, доведу это кино. Один раз установил рекорд – 27 часов, не вставая монтировал кино, просто выхода другого не было. Нужно было фильм срочно сдать в эфир. Так что батареек у меня хватает. И что я хочу, то и делаю. Каких артистов я хотел, те у меня и снимаются.
– Но в условиях кризиса это очень рискованно...
– Кинематографу может помешать только кризис души. У меня его нет. Хочу, чтобы меня услышали, меня поняли, хочу достучаться до каждого. Стараюсь делать так, чтобы каждый кадр дышал проблемой.
– Почему свою первую полнометражную картину вы решили снять о детях? Нет ли усталости от этой темы?
– Нет, потому что в нашей жизни слишком мало времени уделяется детям. Это кино не для детей, а о детях. В центре сюжета – три 12-летние девочки. У каждой свои проблемы в семье, и эти проблемы выгоняют девочек на крышу. И виноваты все по чуть-чуть. Потому что все заняты собой, заняты чем-то другим. А я всегда говорил, что самое главное – внимание к ребенку и любовь. Картина абсолютно взрослая, там много взрослых вещей и есть даже некоторое подсматривание за детьми, которое совсем не для детского взгляда. Взрослые понимают, что они об этом говорят, но никогда этого не видели. Вот я это открываю. Это касается и половых вопросов, сексуальных, что их мучает, особенно в 12 лет, когда они внятно не понимают что к чему. В общем, некий шок у зрителей будет. Это та самая правда, которая всех нас раздирала, когда мы были в этом возрасте. Но в этом нет скабрезности, это абсолютно чисто. И никогда в жизни меня какая-то скабрезность не интересовала.
– Да, но большинство, наверное, ждало от вас скорее комедию, чем драму…
– Я люблю шутки и сам с удовольствием шучу. Но вообще я грустный человек, пишу грустные рассказы, стихи. Сочиняю разные фразы. Например: «Главное не сколько тебе, главное – как тебе».
– Недавно в Москве прошел российский фестиваль кинокомедий «Улыбнись, Россия!» Ваш «Ералаш» тоже принимал в нем участие.
– Да, а президент этого фестиваля Алла Сурикова, мой старый друг, и именно ей принадлежала идея создать сатирический детский киножурнал, которым впоследствии и стал «Ералаш».
– А скажите честно, вы много за последние два-три года видели хороших российских комедий?
– Нет, совсем нет. Видел несколько плохих, которые и называть не хочу. Вообще, этот жанр любим народом, но делать его очень тяжело, никто не пишет сейчас сценариев для хороших кинокомедий. Куда-то все делось. Телевизор захватил талантливых ребят, которые там с утра до вечера пашут. Сейчас я сам снялся в комедии «Вся прелесть любви» у Максима Воронкова, сыграл еврейского папу. Такая трэш-комедия. Должна быть смешная, не знаю что получится.
– Следите за отечественным кинопроцессом? Что из последнего, недавно увиденного произвело впечатление?
– Посмотрел фильм «Стиляги». Очень любопытное кино. Только не знаю, будет ли это интересно современному зрителю, потому что даже Валера Тодоровский понятия не имеет, кто такие стиляги. Да и я уже не застал их! Но это очень яркая, сочная картина.
– А фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» видели? Он ведь по теме перекликается с вашей картиной, героини – тоже современные школьницы со своими подростковыми проблемами, непонимание в семье со всеми вытекающими отсюда последствиями.
– Видел. Любопытное кино, жесткое, жестокое. У меня совершенно другое кино, абсолютно ничего похожего. В нем присутствует некая жесть, но совсем другого характера. Ни маму, ни папу никто не посылает.
– А как вы вообще к мату в кино относитесь?
– Плохо. Когда иногда одно слово проскочит, еще ничего, но когда весь фильм этим перегружен… «Все умрут, а я останусь» эпатажное кино. Но талантливая работа. И у нее взрослые артистки играли, а я-то работаю с детьми. И это не так просто! Пять тысяч детей прошли пробы. Я, человек, который с детьми «король горы», никак не мог найти то, что мне нужно.
– К вам часто подходят взрослые дяди и тети со словами «мы выросли на ваших фильмах»?
– Часто. Очень часто. Я крайне редко бываю в ночных клубах, но иногда загляну и там подчас подходят ко мне обкуренные, обпитые ребята и говорят: «Спасибо вам большое за наше детство». И я вздрагиваю от таких признаний.
Справка
Борис Грачевский родился 18 марта 1949 года в Подмосковье. Окончил механический техникум, а затем и ВГИК по специальности организация кинопроизводства. В 1974 году совместно с драматургом Александром Хмеликом основал детский киножурнал «Ералаш». Член Российской академии кинематографических искусств. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Госпремии РФ и премии президента России в области литературы и искусства за талантливые произведения для детей. Обладатель приза «Золотой овен» как лучший кинобизнесмен года, двукратный обладатель «Золотого Остапа» за достижения в юморе.
15.01.2009 13-15
|