О фобиях, рожденных ненавистью
Александр Фельдман
Если антисемитизм имеет в Украине давнюю историю, то исламофобия, с которой мы все чаще сталкиваемся, для нас относительно новое явление. Хотя у этих двух явлений разные названия, происхождение и история, причина у них одна – ненависть. Как член парламента и как верующий человек, я считаю, что межконфессиональный диалог жизненно необходим в современном обществе. Особенно привлекательна для меня идея такого диалога, когда им занимается молодежь. Такие усилия эффективны вдвойне. Именно молодежь привносит энергию, новое и нестандартное, искренность и эмоциональность.
Мы молодая страна, в этом году отмечаем 20-летие независимости. У нас тяжелый опыт коммунистического режима, эта страна видела Голодомор и Холокост, выселение целых народов. Если антисемитизм имеет в Украине давнюю историю, то исламофобия, с которой мы все чаще сталкиваемся, для нас относительно новое явление.
Хотя у этих двух явлений разные названия, происхождение и история, причина у них одна – ненависть. Ненависть к другим так же стара, как и само человечество. Действительно, даже в Библии сказано, что человечество прожило всего одно поколение, прежде чем человек отнял жизнь у другого человека. С того времени многие миллионы погибли от меча, пули, бомб и других форм уничтожения, подхлестываемых клеветой, дискриминацией и ненавистью.
Во Франции, где в прошлом году ультраправые получили почти 12% голосов на выборах, вступил в силу запрет на публичное ношение никаба и паранджи. В Голландии Партия свободы, ратующая за запрет Корана и прекращение иммиграции из мусульманских стран, в прошлом году заняла третье место на парламентских выборах. Ангела Меркель и Дэвид Кэмерон недавно объявили политику мультикультурализма неудачей.
Растет исламофобия и в США, где мусульмане составляют всего 1% населения (в Европе их около 5%). Американские правые считают, что анти-мусульманские настроения – популярная тема предвыборной кампании 2012 года. Многие американцы считают ислам не только религией, но и агрессивной политической идеологией.
В западной массовой культуре мусульман редко изображают "обычными людьми". Это либо злые мужчины с автоматами, либо женщины, плачущие на могилах. В этом контексте неудивительно, что в мире усиливается религиозная нетерпимость и неприязнь к мусульманам.
Как парламентарий, представляющий страну, которая на протяжении многих поколений была свидетелем преследований и внутренних конфликтов, я твердо верю, что борьба против ненависти должна быть в центре всемирного внимания. Слишком много крови было пролито, чтобы считать это вопросом, не требующим внимания на самом высшем уровне.
Было бы наивно представлять себе наш мир без ненависти. Сама природа человека предполагает соперничество и зависть к другим в такой мере, что определенная степень гнева и конкуренции будет всегда существовать. Воевать с человеческой натурой есть бессмысленное занятие.
Но наряду с этой естественной ненавистью, которая будет всегда существовать, существует безосновательная ненависть, которая, благодаря общим усилиям и пониманию, может быть значительно минимизирована, если не искоренена вовсе. В основе безосновательной ненависти лежит не рассудок или логика, и не искреннее желание успеха, а необъяснимое желание силой устранить другого, зачастую доходящее до убийства или геноцида.
История Европы изобилует депортациями, погромами и бойнями, кульминацией которых стали нацистские газовые камеры и убийство мусульман в Югославии, а также множество других примеров, когда жизни людей отнимались без каких-либо реальных причин, кроме как извращенного желания уничтожить себе подобного.
Поэтому остается вопроc: что же действительно можно сделать? Могли ли призывы к разуму заставить нацистов остановить Холокост? Проще говоря, можно ли научить любви и уважению к себе подобному в каком-либо значительном масштабе?
Вполне реально нам всем, кто понимает опасность ненависти, предпринять активные и инновационные подходы для борьбы с феноменами, подобными антисемитизму, исламофобии и ксенофобии. Не все согласятся, но я уверен, что лучше всего начинать с религии.
Никто не будет отрицать, что больше всего людей научилось ненавидеть других именно во имя религии. Начиная с утверждения, что евреи убили Иисуса и заканчивая современными призывами к джихаду против Запада во имя ислама, миллионы людей погибли из-за подогреваемой религией ненависти.
В силу того, что эта ненависть основана не на факте, а на демагогии, это полностью безосновательная ненависть. Поэтому религиозные лидеры должны отказаться от любых проявлений ненависти и использовать свои трибуны, чтобы осудить тех, кто прячет свою ненависть за религией. Религиозные лидеры несут намного большую ответственность, чем политики, за то, чтобы наш мир стал более толерантным местом.
Я призываю всех поддержать религиозных лидеров в борьбе против ненависти. Точно так же, как священнослужители сильны в распространении доброй воли и духовности, они могут предотвращать распространение зла. Это цель, которая заслуживает участия всех людей различных воззрений, в независимости от того, где они живут и какую религию они исповедуют.
Диалог между общинами, религиями, демонстрация общих ценностей и устремлений, позитивный исторический опыт и взаимная толерантность – должны стать примером плодотворного диалога и интеллектуального обмена.
07.07.2011 11-39
|