5 задач и личная жизнь нового посла в Украине – уникальное интервью
IzRus
15 августа в Украину прибудет новый посол Израиля Рэувен Динэль, в течение восьми лет являющийся сопредседателем межгосударственной рабочей группы по развитию партнерства в сфере транспорта. Портал IzRus публикует его первое интервью в новом качестве и второе более, чем за 30 лет государственной службы. Динэль подробно описал свои неотложные задачи и долгосрочные приоритеты, рассказав и о том, как близкие люди воспринимают его в новом статусе.
Вы не понаслышке знакомы со спецификой отношений Израиля и Украины, но все-же их нынешнее состояние заметно отличается от того, что было хотя бы еще два года назад…
Действительно, с 2003 года я являюсь сопредседателем межгосударственной рабочей группы по развитию партнерства в сфере транспорта. Участвовал в подготовке договора о сухопутных перевозках. Кроме того, мы занимались продвижением связей Государственной дорожной компании МААЦ, Государственной железнодорожной компании "Ракевет Исраэль", Управления гражданской авиации с соответствующими украинскими структурами. Так мне удалось наладить тесные рабочие отношения со многими чиновниками в Украине, руководством ряда ведомств в Израиле, в частности с гендиректором министерства промышленности и торговли Шароном Кедми. Уверен, что эти наработки помогут мне в решении задач уже в качестве посла.
Так что, и в самом деле, я знаком со спецификой двусторонних отношений не понаслышке. Но, как вы верно заметили, в последние два года они претерпели беспрецедентные изменения. Достаточно сказать, что этот период стал рекордным в истории израильско-украинских отношений по количеству межгосударственных визитов. В ноябре прошлого года состоялся исторический визит в Украину президента Шимона Переса. С конца 2009-го Киев трижды посещал министр иностранных дел Авигдор Либерман, четыре раза – министр туризма Стас Мисежников, являющийся сопредседателем Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. И только за один прошлый год было пять рабочих встреч глав дипломатических ведомств двух стран. За тот же период, если считать с осени 2009 года, Киев посетили и министр внутренней безопасности Ицхак Аронович, и министр абсорбции Софа Ландвер, и министр Юлий Эдельштейн. Одновременно состоялись визиты в Израиль председателя правительства Украины Николая Азарова, вице-премьера Виктора Тихонова, министра иностранных дел Константина Грищенко, главы МВД Анатолия Могилева.
Неудивительно, что в этот период был достигнут реальный прорыв в том, что касается договорной базы двусторонних отношений. В феврале вступило в силу соглашение о безвизовом режиме. В ноябре прошлого года был подписан договор о взаимном содействии и защите инвестиций. Кроме того, началась практическая проработка соглашения о Зоне свободной торговли.
Безусловно, столь высокий уровень сотрудничества возлагает на меня, в качестве посла, особую ответственность. Важно не только сохранить взятый темп, но и попытаться придать отношениям дополнительный импульс.
Чем, по Вашему мнению, вызвана столь явная интенсификация двусторонних связей в последние два года?
Естественно, речь идет о ряде факторов. С момента установления дипотношений, 20-летие которых как раз отмечается в этом году, происходило накопление потенциала, во многом благодаря тому, что значительную часть "Большой алии" составили выходцы с Украины. Но реализовать этот потенциал удалось лишь, когда новое руководство Израиля определило данное направление внешней политики в качестве одного из приоритетных. Безусловно, особую роль в этом сыграла дружественная позиция Украины в ООН. Она обеспечила тот самый импульс, который был столь необходим для интенсификации отношений. Не малое значение имела и ситуация в самой Украине – с избранием президентом Виктора Януковича стабилизировалось политическое и экономическое положение в стране. А это, в свою очередь, благоприятно отразилось на активности израильского бизнеса в Украине.
Какие же задачи теперь ставятся перед Вами?
Можно выделить три основные задачи неотложного характера и еще две более долгосрочные.
Во-первых, нам чрезвычайна важна позиция Украины, как одного из крупнейших государств Европы, при сентябрьском рассмотрении в ООН вопроса об одностороннем провозглашении палестинцами независимости. Мы ощущаем, что руководство Украины разделяет точку зрения о том, что невозможно достичь урегулирования конфликта путем односторонних действий. В последние два года при голосованиях в ООН и по докладу комиссии Голдстоуна, и по инциденту с флотилией Free Gaza Украина неизменно оставалась среди истинных друзей Израиля. Надеемся, что и, на сей раз, украинское руководство проявит здравый подход к проблемам ближневосточного урегулирования. Я же, со свой стороны, сделаю все возможное, чтобы предоставить исчерпывающую информацию по этой проблематике, и предельно точно довести до официального Киева нашу позицию.
Во-вторых, в начале октября Украина и Израиль готовятся отметить самую прискорбную дату в нашей общей истории – 70-летие массового уничтожения евреев Киева в Бабьем Яру. Мы высоко ценим тот факт, что в Украине приготовления к поминальной церемонии проводятся на государственном уровне. Планируется, что Израиль на ней будет представлен правительственной делегацией во главе с министром иностранных дел Авигдором Либерманом. Это, кстати, будет уже четвертый по счету его визит в Киев в должности главы дипломатического ведомства. Сейчас ведется интенсивная подготовка к предстоящему мероприятию. Особый вклад в общие усилия вносит министр информации и диаспоры Юлий Эдельштейн. В свою очередь, украинская сторона готовится к этой дате не менее серьезно, в то же время оказывая нам всяческое содействие.
И, в-третьих, вследствие отмены виз, в этом году ожидается беспрецедентный наплыв паломников в Умань во время осенних еврейских праздников. По предварительным оценкам, их численность может достичь 70 тысяч, притом, что год назад речь шла о 30 тысячах. Естественно, прибытие в небольшой город с населением в 90 тысяч такого количества иностранных граждан, большинство которых составляют израильтяне, чревато осложнениями между ними и местными жителями. Следует отметить, что украинские власти со всей серьезностью подходят к этой проблеме. Приготовления к приему паломников ведутся на государством и областном уровнях. Израиль, со своей стороны, старается оказать в этом посильную помощь. В апреле министр внутренней безопасности Ицхак Аронович и глава МВД Анатолий Могилев договорились об увеличении группы офицеров израильской полиции, которая ежегодно направляется в Умань к осенним праздникам. Их миссия заключается в оказании содействия местным правоохранительным органам в предотвращении конфликтных ситуаций. Со своей стороны, я приложу максимум усилий, чтобы помочь украинским властям, а в случае необходимости и нашим соотечественникам, которые отправятся на могилу Раби Нахмана.
Это – "неотложные" задачи, а что насчет более долгосрочных?
Как отметил недавно сопредседатель Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Стас Мисежников, наша общая цель заключается в том, чтобы, как минимум, вернуть товарооборот на "докризисный" уровень 2008 года. Хотя и это, естественно, далеко не предел. Свою задачу я вижу в том, чтобы способствовать налаживанию мостов между коммерческими структурами, в популяризации возможностей украинского рынка среди израильских инвесторов. Тем более, в последние годы достигнут значительный прогресс в создании правовой базы для работы наших бизнесменов в Украине, в частности подписано соглашение о содействии и взаимной защите инвестиций. Ведется подготовка договора и о создании Зоны свободной торговли. Как заявил председатель правительства Украины Николай Азаров после недавнего визита в Израиль, подписание этого документа может произойти уже до конца текущего году. Это событие, безусловно, послужит ощутимым импульсом для торгово-экономического партнерства.
Израильские компании, как известно, проявляют растущий интерес к нескольким отраслям украинской экономики. Одной из самых перспективных мне представляется область высоких технологий. Наши профильные компании все чаще находят в Украине дешевую, по сравнению с израильским рынком, но высоко квалифицированную рабочую силу. Они открывают там свои филиалы, где местные специалисты готовят программное обеспечение или производят контроль качества работ, выполненных в Израиле. Таким образом, для нашей IT-индустрии Украина постепенно заменяет Индию и Китай.
Параллельно обретает популярность и такая форма сотрудничества, как создание в Украине хозяйств с использованием израильских агропромышленных технологий. Считаю, что в этой отрасли пока еще недостаточно задействованы ресурсы Центра международного сотрудничества и помощи (МАШАВ) МИД Израиля. Тем более, его специалисты за последние 20 лет накопили уникальный опыт по реализации сельскохозяйственных и животноводческих проектов на постсоветском пространстве, даже в суровых климатических условиях Центральной Азии. А для Украины особенно актуальным является привнесение израильских разработок по созданию теплиц, выращиванию зерновых культур, хранению и переработке овощей и фруктов, повышению надоя молока.
Не менее важным считаю продвижение связей в сфере медицины, в том числе при участии МАШАВа. Особенно это касается предоставления Украине новейших технологий и оказания помощи в подготовке местных специалистов. Тем более, представители израильских больниц и клиник осознают, что ограничиваться одним медицинским туризмом – бесперспективно. Чтобы обеспечить себе место в совместных проектах в будущем, стоит уже сегодня внести свой вклад в развитие системы здравоохранения Украины.
И, естественно, нельзя обойти вниманием связи в сфере туризма. Вследствие отмены визового режима турпоток из Украины в Израиль в феврале-июне увеличился на 106% по сравнению с первой половиной прошлого года. Считаю одной из своих важнейших задач всячески содействовать дальнейшему развитию туризма в обоих направлениях – популяризации Украины в Израиле, и, соответственно, Израиля в Украине. К тому же в последнее время Турция, которая раньше считалась излюбленным местом отдыха сотен тысяч израильтян, утратила былую популярность. Теперь израильтяне ищут альтернативы. Одной из них в перспективе может стать Украина с ее турбазами и здравницами на Черном море. Особенно это касается русскоязычных израильтян, которые еще с советских времен помнят курорты Южного берега Крыма.
Это все относится к сфере экономики, а что насчет второй "долгосрочной цели"?
В течение столетий Украина была одним из крупнейших мировых центров еврейской цивилизации. Здесь возникли хасидизм и на практическом уровне, а не в абстрактной теории, сионистское движение. Украина - родина великих писателей и поэтов, творивших на идиш и на иврите, а также целого ряда государственных деятелей Израиля, включая президентов и премьер-министров.
Считаю очень важным акцентировать на этом внимание, напомнить израильтянам об "украинских" истоках нашей государственности и национальной культуры. Это важно для сохранения памяти о той исчезнувшей цивилизации восточноевропейского еврейства, но еще важнее для формирования самосознания будущих поколений израильтян.
Поэтому я намерен способствовать "паломничеству" наших соотечественников в Украину, не только к историческим центрам иудаизма, но и к местечкам, некогда ставшим колыбелью сионизма. Это позволит лучше донести до израильтян, чем на самом деле является для нас Украина, а в практическом измерении послужит еще одним фактором активизации туризма.
Вы так оживленно говорите об "украинских истоках", будто это касается Вас лично, хотя Вы вроде бы родом из Литвы…
Мои родители перебрались в Вильнюс уже после войны. Семья отца столетиями жила в местечке Комарно Львовской области, в XIX веке это был довольно крупный центр хасидизма в Галиции. Мать – коренная одесситка. В Одессе родилась и выросла моя старшая сестра. Кстати, моя супруга тоже из Одессы.
Даже наш переезд в Израиль неразрывно связан с трагедией, постигшей семью, как часть почти трехмиллионного тогда украинского еврейства. 30 июня 1941 года, когда немцы заняли Львов, отец и дед возвращались в Комарно на поезде и попали под бомбежку. Их разбросало в разные стороны. В поднявшейся суматохе они друг друга найти не смогли, и каждый думал, что другой погиб. Тем временем, всех других членов семьи в Комарно уже убили. Отец подался в Россию, воевал, был ранен. Он все пытался выяснить, и после войны, что же случилось с дедом, но тот считался пропавшим без вести.
Я хорошо помню, как в 1964 году к нам с Украины в Вильнюс приехал друг отца, который направлялся дальше - через Польшу в Израиль. Отец его попросил по приезду навести справки: а вдруг в Израиле что-нибудь известно о судьбе деда. А через две недели мы получили телеграмму от него самого. Выяснилось, что он чудом выжил во время войны, скитался по разным странам, а в 1947 году через Польшу добрался до подмандатной Палестины. Получив от него телеграмму, мы вскоре стали тоже стали собираться, но сумели выехать из Советского Союза только в 1969 году.
Получается, я и есть та связь между еврейским прошлым на Украине и современным Израилем: отец из местечка в Галиции, двое старших детей уже отслужили в ЦАХАЛе, младший еще служит, в боевых частях.
Раз уж заговорили о семье, в период службы в России супруга работала вместе с Вами, и там же, в Москве, с Вами были дети. С тех пор прошло более 15 лет. Теперь отправляетесь за рубеж на выполнение очередной миссии один?
Да, на сей раз, я еду один. Дети уже выросли, но жена не может поехать со мной, так как младший еще служит в армии.
И до, и после Москвы она работала и продолжает работать банковским служащим. У нас трое детей. Старшей дочери 28 лет. В армии она была офицером, потом получила высшее образование, сейчас работает. Среднему сыну 22 года, он служил в танковых войсках. Младшему – 20, служит в одном из элитных подразделений ЦАХАЛа.
Они были не в восторге от моего нового назначения, но будем стараться видеться почаще, они будут навещать меня в Киеве, я буду приезжать к ним сюда.
11.08.2011 15-21
|